Главная - Справочная литература - Словари
Автор неизвестен - Современный толковый словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 755 Размер файла: 27314 Кб Страницы: «« « 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 » »» ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в С .-Петербурге, памятник позднего русского классицизма. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана, дополненному другими русскими архитекторами (В. П. Стасов и др.). Украшен скульптурой работы И. П. Витали, А. В. Логановского и др.). Массивное здание (высота 101,52 м), завершенное куполом (диаметр 21,83 м), одна из важнейших градостроительных доминант С.-Петербурга. Музей. ИСААКИЙ (Исакий) Персидский (ум . ок. 345), епископ, священномученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви 20 ноября (3 декабря). ИСААКЯН Аветик Саакович (1875-1957) , армянский поэт, академик АН Армении (1943). В ранней поэзии - певец народного горя (сборник "Песни и раны", 1897) и борьбы против деспотизма (философская поэма "Абул Ала Маари", 1909-11). В 1911-36 жил в основном за рубежом. В поэме "Сасма Мгер" (1937) главный герой - заступник обездоленных. Стихи о возрожденной Армении. В годы Великой Отечественной войны многие из патриотических стихов Исаакяна стали народными песнями. Государственная премия СССР (1946). ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ (вернее , Сирийская династия), династия византийских императоров в 717-802. Основатель - выходец из Сирии Лев III, которого ошибочно считали родом из Исаврии (южная область М. Азии). ИСАГОР (кон . 6 в. до н. э.), в Афинах вождь одной из аристократических группировок, противник реформ Клисфена, добившийся в 508 его изгнания. ИСАЕВ Александр Сергеевич (р . 1931), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по биогеоценологии леса, лесной энтомологии. ИСАЕВ Алексей Михайлович (1908-71) , российский конструктор авиационных и ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда (1956). Участник создания БИ-1 - первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем (1942). Под руководством Исаева разработана серия жидкостных ракетных двигателей для космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и межпланетных космических аппаратов. Ленинская премия (1958), Государственные премии СССР (1948, 1968). ИСАЕВ Андрей Алексеевич (1851-1924) , российский экономист народнического направления, статистик и социолог. Один из пропагандистов "кооперативного социализма". ИСАЕВ Василий Исаевич (1854-1911) , российский бактериолог и иммунолог. Труды посвящены иммунитету при холере и пневмококковых заболеваниях. Совместно с Р. Пфейфером открыл (1894) бактериолиз холерного вибриона под влиянием специфической иммунной сыворотки. ИСАЕВ Григорий Прокофьевич (1857-86) , революционный народник. Член "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", организатор динамитной мастерской, участник покушений на Александра II. В 1882 приговорен к вечной каторге. Умер в Шлиссельбургской крепости. ИСАЕВ Евгений (Георгий) Александрович (р . 1926), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1986). Стихи; лирико-философская антифашистская дилогия "Суд памяти" (1962), "Даль памяти" (1976-77). Книга статей "Чувство глагола" (1985). Переводы. Ленинская премия (1980). ИСАИЯ Раифский (ум . ок. 312), христианский монах, преподобномученик, подвизался в Раифской пустыне (на берегу Красного м.). Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января. ИСАЙЯ (9 в . до н. э.), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Память в Православной церкви 9 (22 мая), в Католической - 6 июля. ИСАКАДЗЕ Лиана Александровна (р . 1946), скрипачка, дирижер, народная артистка СССР (1988). С 1971 солистка Московской филармонии, с 1981 (одновременно) художественный руководитель Камерного оркестра Грузии, 1-е премии на Международных конкурсах им. М. Лонг - Ж. Тибо (Париж, 1965), им. Я. Сибелиуса (Хельсинки, 1970). ИСАКОВ Иван Степанович (1894-1967) , Адмирал Флота Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1965), член-корреспондент АН СССР (1958). В 1937-38 начальник штаба и командующий Балтийским флотом. В 1938-46 заместитель и 1-й заместитель наркома ВМФ, в 1941-43 одновременно начальник Главного морского штаба. В 1946-50 начальник Главного штаба и заместитель главнокомандующего ВМФ. Труды по военно-морской истории, повести, рассказы. Государственная премия СССР (1951). ИСАКОВ Николай Васильевич (1821-91) , российский генерал от инфантерии. В 1863-81 главный начальник военно-учебных заведений. В ходе военных реформ 1860-1870-х гг. осуществил переустройство военно-учебной системы, преобразовал кадетские корпуса в военные гимназии, основал педагогические курсы, учительскую семинарию военного ведомства, педагогическую библиотеку и музей, журнал "Педагогический сборник". ИСАКОВ Яков Алексеевич (1811-81) , российский книгопродавец и издатель (С.-Петербург, с 1859). Выпустил сочинения А. С. Пушкина, серии "Классная библиотека", "Библиотека путешествий" и др. ИСАКОВА Мария Григорьевна (р . 1918), российская спортсменка, заслуженный мастер спорта (1946). Абсолютная чемпионка мира (1948-50), СССР (1945-49, 1951) в скоростном беге на коньках. ИСАКОВА Нина Сергеевна (р . 1928), российская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1981). С 1958-85 солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. ИСАКОВИЧ Антоние (р . 1923), сербский писатель. Психологическая проза: рассказы (сборники "Большие дети", 1953, "Папоротник и огонь", 1962, "Пустые берега", 1969), романы "Мгновенье. 1. Разговоры с Чеперко" (1976), "Мгновенье. 2. Разговоры с Чеперко" (1982), посвященные народно-освободительной войне 1941-45. ИСАКОВИЧ Гарольд Григорьевич (р . 1931), русский архитектор, заслуженный архитектор России (1984). Планировка и застройка жилых кварталов в городах Балашиха, Дзержинск, Воскресенск. Один из авторов Ленинского мемориала в Ульяновске (1967-70). Ленинская премия (1972). ИСАКОВСКИЙ Михаил Васильевич (1900-73) , русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники "Провода в соломе" (1927), "Поэма ухода" (1930) - о современной деревне. В лирических стихах, многие из которых стали народными песнями ("Прощание", "Катюша", "Огонек", "Враги сожгли родную хату", "Снова замерло все до рассвета"), - любовь к Родине, тонкое ощущение мелодики русской речи. Поэма "Сказка о правде" (опубликована в 1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга "На Ельнинской земле" (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949). ИСАЛЬКО (Izalco) , действующий вулкан в Центральной Америке, в Сальвадоре. Высота 1885 м. Периодически выбрасывает взрывное облако, за что назван "маяком" Центральной Америки. Последнее извержение в 1966. ИСАНБЕТ (Исанбетов) Наки Сиразиевич (р . 1899), татарский писатель, заслуженный деятель искусств России (1960). Стихи; комедия "Ходжа Насретдин" (1940), историческая драма "Мулланур Вахитов" (1947), трагедия "Муса Джалиль" (1955). Составил сборники татарских народных пословиц и загадок. ИСАНГУЛОВ Фарит Ахмадуллович (1928-83) , башкирский писатель. Трилогия исторических романов о Башкирии: "Колос ржи" (1970), "Верный конь и добрый молодец" (1973), "Памятники - для живых" (1974). Лирические повести о современности в сборнике "Все остается на Земле" (1981); произведения для детей и юношества. ИСАНИН Николай Никитич (1904-90) , российский ученый, академик АН СССР (1970), дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974). Основные труды по судостроению. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1942). ИСА-ФЬОРД (Исафьярдардьюп) (Isafjardardjup) , залив Атлантического ок., у северо-западных берегов Исландии. Длина 74 км, ширина у входа 22 км, глубина до 128 м. Берега скалистые, обрывистые. ИСАЧЕНКО Анатолий Григорьевич (р . 1922), физикогеограф и картограф, доктор географических наук, профессор С.-Петербургского университета (с 1964). Основные труды по общим вопросам ландшафтоведения, физико-географическому районированию, составлению ландшафтных карт. ИСАЧЕНКО Борис Лаврентьевич (1871-1948) , микробиолог и ботаник, один из основателей морской микробиологии, академик АН Украины (1945) и АН СССР (1946). . Автор гипотезы биогенного образования месторождений серы и кальция. Одним из первых применил биологические методы борьбы с грызунами. ИСДЕС , в египетской мифологии один из богов Дуата. Изображался в виде черного пса, отождествлялся с Анубисом. ИСЕ , город в Японии, на о. Хонсю. 104 тыс. жителей (1990). Машиностроение. Центр обработки и торговли жемчугом. ИСЕ (Иессей) Цилканский (6 в .), епископ г. Цилкани (в Карталинии), ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию, один из основателей грузинского монашества. Память в Православной церкви 7 (20) мая и 2(15) декабря. ИСЕЙИН (Iseyin) , город на юго-западе Нигерии. 192 тыс. жителей (1991). Производство пальмового масла, кустарных тканей. Торговля скотом, молочными изделиями. ИСЕТЬ , река на Урале и в Зап. Сибири, левый приток Тобола. 606 км, площадь бассейна 58,9 тыс. км2. Средний расход воды ок. 70 м3/с. Малые водохранилища для водоснабжения. Судоходна от г. Шадринск. На Исети - города Екатеринбург, Каменск-Уральский и др. ИСИДА (Изида) , в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы. ИСИДА Байган (1685-1744) , японский философ, основатель школы Сингаку (наука о сердце), сочетавшей учение китайского неоконфуцианства с идеями буддизма, синтоизма и даосизма. ИСИДОР (? - ок . 1462), русский митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католической церковью. По возвращении в Москву заключен в тюрьму, в 1441 бежал в Италию, стал кардиналом. ИСИДОР Самтавийский (6 в .), преподобный, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию, один из основателей грузинского монашества. Память в Православной церкви 7 (20) мая. ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок . 570-636), христианский писатель и церковный деятель, учитель Западной церкви. Архиепископ Севильский (ок. 600), председательствовал на соборах в Севилье (619) и Толедо (633). Автор энциклопедического труда "Этимологии" и "Сентенций" - систематического изложения догматики и морали. Память в Католической церкви 4 апреля. ИСИКАВА Такубоку (1886-1912) , японский писатель. Зачинатель демократической поэзии нового времени. Ввел в традиционную форму танка социальную тематику; писал также свободным стихом си. Сборники лирических стихов "Горсть песка" (1910), "Свист и свисток" (1911), "Печальная игрушка" (1912). Романы, рассказы. Литературная критика и публицистика. ИСИКАВА Тацудзо (1905-85) , японский писатель. Социальные романы: "Тростник под ветром" (1949-51) о судьбах японской интеллигенции, "Стена человеческая" (1958) о послевоенном поколении, "Дни текущие" (ч. 1-7, 1971-1977) о жизни японских женщин. ИСИКАРИ , низменность на западе о-ва Хоккайдо, важный сельскохозяйственный район Японии (посевы риса, зерновых). На Исикари - г. Саппоро. ИСИЛЬКУЛЬ , город (с 1945) в Российской Федерации, Омская обл. Железнодорожная станция. 26,3 тыс. жителей (1991). Пищевая промышленность; трикотажная фабрика. Возник в 1895. ИСИНОМАКИ , город и порт в Японии, на о. Хонсю. 122 тыс. жителей (1990). Переработка продуктов моря. ИСИХАЗМ (от греч . hesychia - покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле - этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги. Возникло в 4-7 вв., возродилось в кон. 13-14 вв. (Григорий Синаит, Нил Сорский). В более узком смысле - религиозно-философское учение Григория Паламы. ИСИХИЙ Мелитинский (ум . 298), один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября. ИСИХИЙ Севастийский (ум . ок. 320), один из сорока севастийских мучеников. ИСК , исковое заявление в судебный арбитраж или третейский суд, обращение за защитой своего нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса. ИСКАНДАР , в иранской мифологии идеализированный образ великого полководца Александра Македонского, правление которого связывалось с идеей счастливого царства на земле. ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович (р . 1929), русский писатель. Сатирические повести "Созвездие Козлотура" (1966), "Кролики и удавы" (1987), "Человек и его окрестности" (1993). В романе на автобиографической основе "Сандро из Чегема" (1973-88; полное издание 1989; Государственная премия СССР, 1989), проникнутом лиризмом и юмором, - панорама жизни и исторические судьбы абхазского народа, своеобразие национального характера. Сборники стихов ("Горные тропы", 1957; "Зори земли", 1966), рассказов ("Тринадцатый подвиг Геракла", 1966). Государственная премия Российской Федерации (1993). ИСКАНДЕРКУЛЬ , озеро в Таджикистане, в Гиссарском хр., на высоте 2195 м. 3,4 км2. Глубина до 72 м. Сток в р. Искандердарья. ИСКАТЕЛЬ , вспомогательная астрономичекая труба, оптическая ось которой параллельна оптической оси телескопа. Обладает большим, чем телескоп, полем зрения; служит для быстрого отыскания на небе нужного объекта. ИСКЕНДЕРОВ Адиль Рза оглы (1912-78) , режиссер, актер, народный артист СССР (1959). В 1938-60 главный режиссер Азербайджанского театра им. Азизбекова (Баку). Профессор Азербайджанского института искусств (с 1956). Государственная премия СССР (1948). ИСКЕНДЕРОВ Ахмед Ахмедович (р . 1927), историк, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1979). Труды по всеобщей истории, истории Японии. ИСКЕНДЕРУН (Искендерон; греческое название Александретта) , город и порт в Турции. 155 тыс. жителей (1990). Текстильная, металлургическая, химическая промышленность. ИСКЕНДЕРУН (Iskenderun) , залив Средиземного м., у юго-восточных берегов Турции. Длина 74 км, ширина до 46 км, глубина до 99 м (у входа). В Искендерун впадает р. Джейхан. Порт - Искендерун. ИСКИТИМ , город (с 1938) в Российской Федерации, Новосибирская обл., на р. Бердь, близ ее впадения в Новосибирское вдхр. Железнодорожная станция. 68,7 тыс. жителей (1991). Заводы: "Теплоприбор", санитарно-технического оборудования, цементный; мебельная фабрика. ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ПРИНЦИП (лат . tertium non datur), принцип классической формальной логики, утверждающий, что всякое суждение или истинно, или ложно, третьего не дано. Впервые сформулирован Аристотелем. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН против социалистов , в Германии в 1878-90; за годы действия закона было распущено 350 рабочих организаций, арестовано 1500 и выслано 900 чел.; собрания запрещались, социал-демократическая печать преследовалась. Подъем стачечного движения и рост втрое количества голосов, поданных за социал-демократических кандидатов на выборах в рейхстаг (с 1877 по 1890), заставили правительство отказаться от продления действия закона. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ , см. Иск. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО , вид гражданского судопроизводства, возбуждается путем предъявления иска в суде. В порядке искового производства рассматривается большинство гражданских дел. ИСКОПАЕМЫЕ ЖИВОТНЫЕ , населявшие в прошлом Землю животные, остатки которых сохранились в отложениях земной коры. Древнейшие ископаемые животные (черви, медузоидные формы) известны из отложений венда. Остатки представителей большинства ныне существующих форм известны с кембрия, а среди хордовых: рыбы - с позднего силура - конца триаса, пресмыкающиеся (крокодилы, черепахи, динозавры) - с мезозоя, птицы - с конца юры, млекопитающие - с конца триаса. Остатки ископаемых животных используются для выяснения путей эволюции животного мира, в геохронологии, стратиграфии (руководящие ископаемые). Наука об ископаемых животных - палеозоология. См. также Реликты. ИСКОПАЕМЫЕ ОСТАТКИ ОРГАНИЗМОВ , то же, что окаменелости. ИСКОПАЕМЫЕ РАСТЕНИЯ , растения геологического прошлого. Среди них как ныне живущие реликтовые (гинкго, метасеквойя), так и вымершие (беннетитовые, кордаитовые, каламитовые) группы растений. Остатки и следы их сохранились в отложениях земной коры в виде фитолейм (мумификаций), окаменелостей, отпечатков листьев, плодов и т. д. Образуют скопления полезных ископаемых (торф, угли, горючие сланцы). Используются в геохронологии. Наиболее древние ископаемые растения (водоросли) известны из отложений докембрия, в силуре появились первые высшие растения (риниофиты). Наука об ископаемых растениях - палеоботаника. ИСКОРОСТЕНЬ , древнерусский город 10 в., центр Древлянской земли. В 946 сожжен княгиней Ольгой при подавлении древлянского восстания 945. С 14 в. на его месте основано новое поселение - ныне г. Коростень. "ИСКРА" , первая российская марксистская нелегальная газета, 11(24).12.1900 - октябрь 1905 (№ 112). № 1 вышел в Лейпциге, с № 2 - в Мюнхене, Лондоне, Женеве. Средний тираж 8 тыс. экземпляров. Способствовала подготовке Программы и Устава партии и созыва 2-го съезда Российской социал-демократической рабочей партии (1903), который объявил ее центральным органом РСДРП. "ИСКРА" , еженедельный сатирический журнал, 1859-73, С.-Петербург, издаваемый В. С. Курочкиным и Н. А. Степановым. ИСКРА Захарий Юрьевич (? - ок . 1730), один из руководителей освободительного движения на Правобережной Украине. В 1690-х гг. и 1702-1704 вместе с С. Ф. Палием и другими возглавлял крестьянско-казацкие восстания против польской шляхты. Сторонник объединения Украины в составе России. ИСКРА Иван Иванович (? - 1708) , полковник Полтавского казацкого полка. Передал русским властям донесения В. Л. Кочубея об измене И. С. Мазепы. Был выдан Мазепе и казнен. ИСКРА из Брандиса (Jiskra z Brandysa) Ян (? - после 1468) , в Словакии один из военачальников таборитов; в 1440-52 верхний гетман венгерского короля. В 1454 руководитель борьбы словацких феодалов против антифеодального т. н. движения братиков 1445-71. ИСКРА ЛАЗЕРНАЯ (световой пробой , оптический пробой), искровой разряд (безэлектродный), возникающий в фокусе луча лазера. Искра лазерная - один из способов получения сильно ионизованной плазмы с высокими плотностью заряженных частиц и температурой. Используется в спектроскопии многозарядных ионов. ИСКРА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ , то же, что искровой разряд. ИСКРОВАЯ КАМЕРА , прибор для регистрации частиц, действие которого основано на развитии искрового разряда в газовом промежутке электрического конденсатора при пролете через него частицы. Искровой разряд возникает благодаря электронам, появляющимся при ионизации газа заряженной частицей. Разряд вдоль следа (трека) частицы видим невооруженным глазом и может быть сфотографирован. Достоинство искровой камеры - малая инерционность (по сравнению с другими трековыми детекторами). ИСКРОВОЙ ПРОМЕЖУТОК , воздушный промежуток между электродами в устройствах высокого напряжения. При достижении определенного напряжения на электродах проводимость искрового промежутка резко увеличивается, а возникающий в нем электрический пробой ведет к снижению напряжения, предотвращая повреждение электрооборудования. ИСКРОВОЙ РАЗРЯД (искра электрическая) , нестационарный электрический разряд в газе, возникающий в электрическом поле при давлении газа до нескольких атмосфер. Отличается извилистой разветвленной формой и быстрым развитием (ок. 10-7 с). Температура в главном канале искрового разряда достигает 10 000 К. В природе наблюдается в виде молнии. ИСКРОГАСИТЕЛЬ , устройство в виде лабиринта или циклона, препятствующее уносу в атмосферу раскаленных частиц топлива. Устанавливается на дымовых трубах, промышленных пламенных печах и т. д. ИСКУССТВ ПЛОЩАДЬ (б . Михайловская) в С.-Петербурге, создана в 1819-40 (архитектор К. И. Росси). Главное здание - Михайловский дворец (ныне Русский музей), по сторонам площади - Михайловский театр (ныне Малый театр оперы и балета), Дворянское собрание (ныне филармония) и др. - все в стиле классицизма. В 1946-48 на площади разбит сквер, в центре которого памятник А. С. Пушкину (1957, скульптор М. К. Аникушин). ИСКУССТВЕННАЯ ПОЧКА , аппарат для экстракорпорального гемодиализа, применяемый с целью выведения из крови токсических веществ, регулирования водно-электролитного баланса и кислотно-щелочного равновесия в организме. Искусственную почку используют для временного замещения выделительной функции почек при острой и хронической почечной недостаточности. В основе работы искусственной почки - принципы диализа. ИСКУССТВЕННАЯ РАДИОАКТИВНОСТЬ , радиоактивность, наблюдаемая у нуклидов, образующихся в результате ядерных реакций. Открыта И. и Ф. Жолио-Кюри в 1934. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ , лечебные приемы при остановке естественного дыхания: вдувание воздуха в легкие, механические ритмические (16-18 раз в 1 мин) воздействия на грудную клетку (ее сжатие и расширение), дыхательную мускулатуру, язык. ИСКУССТВЕННОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ , временное выключение сердца из кровообращения и осуществление циркуляции крови в организме с помощью аппарата искусственного кровообращения (АИК). Используется при операциях на сердце и аорте. ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ , осеменение, инструментальное введение в половые органы женщины нативной или консервированной спермы. Известно с 18 в., широко распространяется с сер. 1950-х гг. в связи с разработкой методики криоконсервирования спермы в жидком азоте. Применяют при некоторых видах бесплодия. Для искусственного оплодотворения используют сперму мужа (т. н. гомологичное искусственное оплодотворение) или (при необходимости) другого донора (гетерологичное искусственное оплодотворение). Беременность наступает у 75-80% женщин при использовании спермы донора и у 10-15% - при использовании спермы мужа. При искусственном оплодотворении возникает ряд правовых вопросов (признание или оспаривание отцовства, гражданство ребенка, алиментирование, расторжение брака, напр., при искусственном оплодотворении без согласия мужа и т. д.), которые в некоторых странах урегулированы законодательством. ИСКУССТВЕННОЕ ОСЕМЕНЕНИЕ , введение спермы самца специальными инструментами в половые органы самки для ее оплодотворения. Искусственное осеменение сельскохозяйственных животных проводят для интенсивного использования высокоценных самцов с целью улучшения породных и продуктивных качеств животных. Применение искусственного осеменения предупреждает распространение ряда болезней, передающихся при естественном осеменении. При искусственном осеменении рыб икру смешивают с молоками и инкубируют. ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ , введение питатательных веществ в организм, минуя естественный путь, при невозможности глотания (сужение пищевода, бессознательное состояние и т. п.), после некоторых операций, при отказе от принятия пищи (психическое заболевание). Применяют введение жидкой пищи через зонд, питательные клизмы, внутривенные, внутримышечные или подкожные вливания (кровь, плазма, белоксодержащие соединения, витамины, раствор глюкозы, некоторые минеральные вещества) и др. ИСКУССТВЕННЫЕ ВОЛОКНА , см. Волокна химические. ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ , условное название сложных транспортных сооружений: мостов, эстакад, туннелей, водопропускных труб и т. д. Устанавливаются на пересечении дороги с реками, горными хребтами и другими дорогами. ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ , специальные языки, в отличие от естественных конструируемые целенаправленно для международного общения (напр., эсперанто, интерлингва), автоматической обработки информации с помощью ЭВМ (языки программирования и машинные языки), записи информации из определенной области науки и техники (информационные языки) и др. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ , раздел информатики, включающий разработку методов моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ отдельных функций творческой деятельности человека, решение проблемы представления знаний в ЭВМ и построение баз знаний, создание экспертных систем, разработку т. н. интеллектуальных роботов. ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР , отбор человеком из поколения в поколение животных и растений, обладающих определенными признаками, для дальнейшего разведения. Искусственный отбор - основной фактор возникновения и эволюции домашних животных и культурных растений. ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК (ИС) , космический аппарат, движущийся по орбите вокруг какого-либо небесного тела. Первые в мире ИС Земли (1957), Солнца (1959), Луны (1966), Венеры (1975) были запущены в СССР, Марса (1971) - в США. "ИСКУССТВО" , издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, репродукции. ИСКУССТВО , 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п...2) В узком смысле - изобразительное искусство...3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое искусство") , название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи "искусства для искусства" оформились в теорию к сер. 19 в. (Т. Готье, гр. "Парнас" во Франции). "ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ" , ежемесячный иллюстрированный журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Обществом поощрения художеств под редакцией Н. П. Собко. ИСКУССТВОЗНАНИЕ (искусствоведение) , комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле - науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики. Первоначальные элементы искусствознания входили в философские, религиозные и другие учения, носили характер рекомендаций и отдельных сведений. В 16-18 вв. появились история искусства (Дж. Вазари), его теория (И. И. Винкельман), художественная критика (Д. Дидро). В 19 в. искусствознание окончательно оформилось как наука с такими специфическими методами, как формально-стилистический анализ (Г. Вельфлин), культурно-исторические (Я. Буркхардт) и иконографические (Н. П. Кондаков) исследования и др.; в число ведущих на рубеже 19 и 20 вв. выдвинулась венская школа искусствознания (А. Ригль, М. Дворжак). В современном искусствознании наиболее влиятельны иконология (Э. Панофский), культурно-социологический (А. Хаузер, A. Hauser) и структурно-психологический (Э. Гомбрих) методы. ИСКЫР , река в Болгарии, правый приток Дуная. 368 км, площадь бассейна 8,6 тыс. км2. Истоки в горах Рила, протекает по Софийской котловине, пересекает в глубоком ущелье хр. Стара Планина; нижнее течение - по Нижнедунайской равнине. Средний расход воды 54 м3/с. Используется для орошения. В долине Искыр - г. София. ИСКЫРСКОЕ УЩЕЛЬЕ , в Болгарии, в горах Стара-Планина, которые пересекает р. Искыр. 63 км. Железная дорога, шоссе. ИСКЬЯ , (Ischia), приморский климатический и бальнеологический курорт в Италии, в восточной части одноименного острова (ок. 46 км2), в Тирренском м., у входа в Неаполитанский зал. Термальные (до 65 оС), радоновые хлоридно-натриевые минеральные воды, сульфидная иловая грязь. "ИСЛАЗСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ" , в исторической литературе название документа (проект конституции Валахии), составленного Н. Бэлческу; предусматривал провозглашение республиканских, буржуазно-демократических свобод, отмену крепостного права и др. Чтение проекта 9 июня 1848 перед крестьянами в с. Ислаз (отсюда название) явилось сигналом к началу Революции 1848 в Валахии. ИСЛАМ (араб ., букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);..2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);..3) милостыня в пользу бедных (закат);..4) пост в месяце рамадан (саун);..5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.ИСЛАМ [араб. islam - предание, вверение себя (Богу)], мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство - Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам - государственная религия, а шариат - основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман - сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.Основатель ислама Основатель ислама - Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство (последнее - преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.Источники вероучения Основной источник мусульманского вероучения - Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное "слово Божие", откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге - в Коране. Второй источник мусульманского вероучения - Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры - перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. Важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, "чем его шейная артерия", говорится в Коране и в то же время утверждается: "Не постигают Его взоры...". То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом - каждое явление, каждая вещь, каждое существо - это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. "У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним..." - говорится в Коране. Имен этих - 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный - это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну - обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в "сотоварищи" часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к "религии Авраама", частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога. Важнейшие понятия мусульманской религии - "ислам", "дин", "иман". Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия "дар ал-ислам" (обитель ислама), противопоставленного "дар ал-харб" - территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же - "ахл ал-китаб" - люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма - это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма - это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме - основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта. Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; свесткая, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства - людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла - лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) - одновременно религиозная и светская - принадлежит только Богу и осуществляется через халифа - предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе "земного законодателя" на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).Вероучение Понятие "дин" неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, - божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, "дин" - это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единственного Бога, 2) ангелов, 3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада), 4) Божьих пророков и посланников, 5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) - вера в предопределение (все происходящее в мире - как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, - это прежде всего "пять столпов ислама": 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: "Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад - раб Его и Посланник Бога"; 2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне - Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник - ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник - ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): "Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие - кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные" (Коран 2:177).В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий "Божьего" и "кесарева", что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что "ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал", или в известном девизе современных Братьев мусульман: "Ислам есть религия и государство").Мусульманская культураИслам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое. Несколько позже - отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, - развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии [ал-Кинди (см. Кинди), ал-Фараби (см. Фараби), Ибн Сина, Ибн Рушд]. В то же время получает развитие суфизм - мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.Шиизм Уже после битвы при Сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название "ахл ас-сунна" (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от "ши'ат Али" - партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) - единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама - авторитетного учителя из "дома Али", безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы - присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только "посвященным", - экзотерическому (захир). Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о "скрытом имаме": последний из "видимых имамов" (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов - 7-й, у имамитов - 12-й) не умер, а перешел в состояние гайба, т. е. по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии - махди, наполнив мир правдой и справедливостью. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом - это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между Богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы). Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства.Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов (см. Бабизм) и бехаитов (см. Бехаизм) - течений, возникших в 19 в. в Иране. Основатель последнего - Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.Реформаторские движения В лоне суннитского ислама в сер. 18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя - Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших "новшества", которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В 20 в., во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).Ислам в России Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. В шести республиках "ближнего зарубежья" проживает сегодня 54 млн. мусульман. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей.Первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама. Достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале 8 в. знали и арабов. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах "ар-рус", которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям.После падения в 10 в. Хазарского каганата практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. В ходе татаро-монгольских завоеваний (1237-40) Владимиро-Суздальская и отчасти Киевская Русь были включены в Монгольскую империю, а после ее распада - в Золотую Орду. В 1256 (через 16 лет после завоевания Руси) на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин - Берке. Однако окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312 , когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между "православной Русью" и Ордой складывается определенный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняет религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на Русь и стали основателями будущих родов русской знати. Так, в 1329 на службу к великому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов.В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале 15 в. Число их неизменно возрастало. Для них в Москве строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной роще. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.В 1480 Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. Соотношение сил начинает принципиально меняться с завоеванием в 16 в. Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. С той поры отношения Руси, впоследствии России, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны - это вехи колонизаторского расширения России и вехи новых контактов с миром ислама. Вехи, которые поставили перед Россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства.Литература:Гольдциэр И. Ислам: Пер. с нем. СПб., 1911.Гольдциэр И. Лекции об исламе. М., 1912.Петрушевский И. П. Ислам в Иране в 7-15 вв. 1966.Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Пер. с англ. М., 1981.Массэ А. Ислам. Очерки истории: Пер. с франц. М., 1982.Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.Ислам. Историографические очерки. М., 1991.Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.Хрестоматия по исламу. М., 1994.Sourdel D. L'Islam. Paris, 1992.Blachere R. Le Coran. Paris, 1992.А. В. Журавский Страницы: «« « 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |