Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Современный энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 769
Размер файла: 5232 Кб
Страницы: «« « 389   390   391   392   393   394   395   396   397  398   399   400   401   402   403   404   405   406   407  » »»

в требуемое движение других. Обычно механизм имеет одно  входное  звено,
получающее движение от двигателя, и одно выходное, соединенное с рабочим
органом  машины  или  с  указателем  прибора.  В  зависимости  от   вида
элементов,  составляющих  механизм,  и  характера  их  взаимодействия  и
движения различают механизмы  зубчатые,  дифференциальные,  планетарные,
реверсивные,  кривошипные   и   другие,   а   также   пневматические   и
гидравлические,  если  в  преобразовании  движения  участвует  газ   или
жидкость.
   МЕХАНИКА [от греческого mechanike  (techne)  -  искусство  построения
машин], раздел физики, изучающий механическое движение твердых, жидких и
газообразных  материальных  тел  и  взаимодействия  между  ними.  В  так
называемой классической механике (или просто механике) выделяют  статику
(учение  о  равновесии  тел),  кинематику  (о  траекториях  движения)  и
динамику  (учение  о  движении  с  учетом  действия  сил).  В   механике
рассматривают  движение  материальных  точек,  их  дискретных  систем  и
сплошных сред (твердых тел, жидкостей и газов). В основе механики  лежат
Ньютона законы. Скорости  движения  в  механике  малы  по  сравнению  со
скоростью  света.  Законы  механики  используются  для  расчетов  машин,
механизмов, строительных сооружений, транспортных средств (в  том  числе
самолетов и ракет), а также  движений  различных  небесных  тел.  Многие
сведения из механики (особенно о  законах  равновесия  тел)  известны  с
глубокой древности (несколько тыс. лет до нашей эры). Античные знания  о
механике описаны Аристотелем, который ввел и сам термин "механика" (4 в.
до нашей эры). Развитие механики как части физики  принадлежит  Архимеду
(3 в. до нашей эры), Г. Галилею и Н. Копернику (16 в.).  Стройную  форму
классической механике придал И. Ньютон (17  в.),  значительный  вклад  в
механику сделали Л. Эйлер и Ж. Лагранж (18 в.), в  19  -  20  вв.  -  Л.
Навье, Дж. Стокс, Н.Е. Жуковский, А.М. Ляпунов, А. Пуанкаре и др.  Часть
механики, где изучают движения тел со скоростями,  близкими  к  скорости
света, и  в  сильных  гравитационных  полях,  называется  релятивистской
механикой  (смотри   Относительности   теория).   Движение   микрочастиц
исследуют в квантовой механике.
   МЕХАНО...,  часть  сложных   слов,   указывающая   на   отношение   к
механическому  движению  или  механизму   (например,   механосборочный),
означающая:  действующий  при  помощи   механизма,   подобно   механизму
(например, механотерапия).
   МЕХМЕД II (Mehmet) Фатих (1432 - 81), турецкий  султан  в  1444  и  с
1451. Проводил завоевательную политику в Малой Азии  и  на  Балканах.  В
1453 захватил Константинополь и сделал его столицей  Османской  империи,
положив таким образом конец существованию Византии.
   МЕЦЕНАТ (Maecenas) (между 74 и 64 - 8  до  нашей  эры),  приближенный
римского   императора   Августа,   выполнявший   его    дипломатические,
политические, а также  частные  поручения.  Его  покровительство  поэтам
сделало имя Мецената нарицательным.
   МЕЦЦО-СОПРАНО (итальянское mezzosoprano), женский голос,  средний  по
высоте между сопрано и контральто.
   МЕЧЕНОСЦЫ, члены немецкого католического  духовно-рыцарского  ордена,
основанного  в  1202  для  захвата  Восточной  Прибалтики.   Назван   от
изображения на их плащах красного меча с крестом. В 1237, после разгрома
меченосцев литовцами  и  земгалами  (1236),  остатки  ордена  меченосцев
слились с Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден.
   МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ (изотопные индикаторы), радиоактивные (реже стабильные)
нуклиды, которые могут быть легко обнаружены  и  измерены  количественно
при введении в механическую,  химическую  и  биологическую  системы  для
изучения проходящих в них процессов.
   МЕЧЕТЬ (от  арабского  масджид  -  место  поклонения),  мусульманское
культовое сооружение. С 7 - 8 вв. имели прямоугольный  двор,  окруженный
галереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны  по
осям двора, а позже  -  монументальные  порталы  на  главном  фасаде.  В
обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько
молитвенных ниш - михрабов, а около них  кафедры  для  чтения  Корана  и
проповедей - минбары. Развивались также центрические  купольные  мечети.
Одна из первых многоколонных мечетей - мечеть Омейядов в Дамаске (705  -
715).
   МЕЧ-РЫБА, промысловая морская рыба. Длина до 4 - 4,5 м, масса до  0,5
т. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток (до 1/3  длины  тела).
Обитает главным образом в тропических и субтропических водах, в Черном и
Азовском морях встречается единично. При плавании развивает скорость  до
130 км/ч.
   МЕШКО I (Mieszko) (? - 992), первый исторически достоверный  польский
князь (около 960 -  992).  Из  династии  Пястов.  В  правление  Мешко  I
началось складываться польское государство. Ввел христианство  (966;  по
западному образцу).
   МЕШТРОВИЧ (Mestrovic) Иван (1883 -  1962),  хорватский  скульптор.  С
1947 -  в  США.  В  отмеченных  демократизмом  и  пафосом  национального
самоутверждения   статуях   и   памятниках   ("Мать",   1908,   памятник
Неизвестному  солдату  на  горе  Авала  близ  Белграда,   1934   -   38)
неоклассицистическая   монументальность   сочетается   с    декоративной
стилизацией. Галерея Мештровича - в городе Сплит.
   МЕЩАНЕ, в Российской империи в  1775  -  1917  податное  сословие  из
бывших посадских людей - ремесленники, мелкие торговцы и  домовладельцы.
Объединялись  по  месту  жительства  в  общины  с   некоторыми   правами
самоуправления.  До  1863  по   закону   могли   подвергаться   телесным
наказаниям.
   МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, драматургический жанр, как  бы  промежуточный  между
трагедией и комедией, утвердившийся в западноевропейском театре в 18 в.,
в эпоху Просвещения. В противовес  классицистическим  канонам  мещанская
драма вывела на сцену нового героя -  "честного  буржуа",  обыкновенного
человека, наделенного  высокими  гражданскими  добродетелями.  В  центре
мещанской драмы - конфликты морального или социального  характера.  Один
из создателей и крупнейших теоретиков жанра - Д.  Дидро.  Среди  авторов
мещанской драмы - Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер.
   МИАЗМЫ (от греческого miasma - загрязнение, скверна),  по  устаревшим
представлениям, ядовитые испарения, продукты гниения,  якобы  вызывающие
заразные болезни.
   МИГРАЦИОННАЯ  ТЕОРИЯ  (заимствования   теория,   "бродячих   сюжетов"
теория), объясняет сходство мотивов и сюжетов фольклора и  литературы  у
разных народов  перемещением  (миграцией)  поэтических  произведений  из
одной страны в другие. Широко признана во 2-й половине 19 в. (Т.  Бенфей
в Германии, В.Ф. Миллер, В.В. Стасов в России). К середине 20  в.  стала

Страницы: «« « 389   390   391   392   393   394   395   396   397  398   399   400   401   402   403   404   405   406   407  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Современный энциклопедический словарь