Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Современный энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 769
Размер файла: 5232 Кб
Страницы: «« « 579   580   581   582   583   584   585   586   587  588   589   590   591   592   593   594   595   596   597  » »»

между животными (человеком) и микроорганизмами,  образующими  нормальную
кишечную флору.
   СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в
науке (логике, математике и  др.)  то  же,  что  знак.  2)  В  искусстве
характеристика художественного образа с точки зрения его  осмысленности,
выражения им некой художественной идеи. В отличие  от  аллегории,  смысл
символа неотделим от его образной структуры и  отличается  неисчерпаемой
многозначностью своего содержания.
   СИМВОЛ ВЕРЫ, в христианской церкви текст, выражающий основные догматы
веры. Иногда называется Credo (латинское - "верую"), по  его  начальному
слову. В православии и  католичестве  принят  так  называемый  Никейский
символ веры, сформулированный 1-м  (325)  Никейским  и  дополненный  2-м
(381) Константинопольским вселенскими соборами.
   СИМВОЛИЗМ, направление в  европейском  и  русском  искусстве  1870  -
1910-х  гг.;  сосредоточено  преимущественно  на  выражении  посредством
символа  интуитивно  постигаемых  сущностей  и  идей,   смутных,   часто
изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма
восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше,  творчеству
Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть  сквозь
видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального
к  реальнейшему")  и  его  "нетленную"  или   трансцендентную   Красоту,
символисты выразили  неприятие  буржуазности  и  позитивизма,  тоску  по
духовной      свободе,      трагическое       предчувствие       мировых
социально-исторических потрясений. В России символизм  нередко  мыслился
как  "жизнетворчество"  -  сакральное  действо,  выходящее  за   пределы
искусства. Основные представители символизма в литературе -  П.  Верлен,
П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк,  А.А.  Блок,  А.  Белый,
Вяч. И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве - Э. Мунк,  Г.
Моро, М.К.  Чюрленис,  М.А.  Врубель,  В.Э.  Борисов-Мусатов;  близко  к
символизму творчество П. Гогена и мастеров  группы  "Наби",  графика  О.
Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн".
   СИМЕНОН (Simenon) Жорж (1903 - 89),  французский  писатель.  В  серии
всемирно  известных  детективно-психологических  романов  о  полицейском
комиссаре Мегрэ (первый - "Питер-латыш", 1931) - достоверное изображение
атмосферы французской жизни,  критика  общественных  нравов,  сочувствие
социально униженным. Автобиографические книги ("Я диктую", тома 1 -  21,
1975 - 81), социально-психологические романы.
   СИМЕНС (Siemens) Эрнст Вернер (1816 - 92), немецкий  электротехник  и
промышленник.  Создал  электромашинный  генератор   с   самовозбуждением
(1867).  Основатель  и  главный  владелец  электротехнических  концернов
"Сименс и Гальске", "Сименс и Шуккерт" и др.
   СИМЕОН  НОВЫЙ  БОГОСЛОВ  (949  -  1022),   византийский   религиозный
писатель,  поэт,  философ-мистик.   Развивал   тему   самоуглубления   и
просветления  личности;  приближал  поэтический  язык  к  живым  речевым
нормам.
   СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру - Самуил Емельянович  Петровский-Ситнианович)
(1629 - 80), белорусский и русский  церковный  и  общественный  деятель,
писатель, проповедник; организатор типографии в Кремле. Полемизировал  с
расколом  (богословский  трактат  "Жезл  правления",  1667).   Один   из
зачинателей   русской   силлабической   поэзии    (сборник    "Вертоград
многоцветный", написан в 1678) и драматургии. Проповеди (сборники  "Обед
душевный", 1681, "Вечеря душевная", 1683).
   СИММЕТРИЯ (от греческого symmetria - соразмерность), в широком смысле
- инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы  (например,  в
геометрии,  кристаллографии)  материального  объекта  относительно   его
преобразований (т.е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит
в основе сохранения законов.
   СИМОНОВ Евгений Рубенович (1925 - 1994), режиссер, педагог. Сын  Р.Н.
Симонова. С 1947 режиссер, в 1968 - 1987 главный режиссер  Театра  имени
Евг. Вахтангова. В 1962 - 68 главный  режиссер  Малого  театра.  С  1987
главный режиссер Театра Дружбы народов  (ныне  Театр  Наций).  Продолжал
традиции вахтанговской школы; стремился к сочетанию психологизма с яркой
театральностью: "Иркутская история" А.Н.  Арбузова  (1959),  "Антоний  и
Клеопатра" У. Шекспира  (1971)  и  др.  В  1989  организовал  Московский
театр-студию имени Р.Н. Симонова.
   СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915 - 79), русский писатель,
общественный   деятель.   Поэмы,   интимная   и    гражданская    лирика
(стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." и  "Жди  меня",
1941; сборник "С тобой и без тебя", 1942). Эпическое изображение Великой
Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести  "Дни  и
ночи" (1943 - 44), романе-трилогии "Живые и мертвые" (1959 - 71),  цикле
повестей "Из записок Лопатина" (1957 -  78).  Дневники  военных  лет.  В
"размышлениях  о  Сталине"  -   "Глазами   человека   моего   поколения"
(опубликованы в 1988)  -  попытка  оправдать  свое  активное  участие  в
идеологической жизни 1940 - 50-х гг. (кандидат в члены ЦК КПСС,  1952  -
56; главный редактор  "Литературной  газеты"  и  журнала  "Новый  мир").
Пьесы, в том числе "Четвертый" (1961). Публицистика.
   СИМОНОВ  Николай  Константинович  (1901  -  73),  актер.  С  1924   в
Ленинградском театре  драмы  имени  А.С.  Пушкина.  Был  наделен  мощным
трагедийным    темпераментом,    создал    масштабные,    монументальные
героико-романтические и драматические  образы:  Протасов  ("Живой  труп"
Л.Н. Толстого, 1950),  Сатин  ("На  дне"  М.  Горького,  1956),  Сальери
("Маленькие трагедии"  А.С.  Пушкина,  1962),  Маттиас  Клаузен  ("Перед
заходом солнца" Г. Гауптмана, 1963) и др. Снимался в  фильме:  "Петр  I"
(1937, 1939) и др.
   СИМОНОВ Сергей Гаврилович  (1894  -  1986),  конструктор  стрелкового
оружия. Создал в СССР автоматическую винтовку (на  вооружении  с  1936),
противотанковое самозарядное ружье (1941), самозарядный карабин (1945).
   СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ, мужской, основан около 1370 на юго-востоке Москвы,
около  1379  перенесен  на  новое  место;  пользовался  покровительством
московских великих князей. В 16 в. в нем жили Вассиан Патрикеев,  Максим
Грек и др. Во время эпидемии чумы 1771  запустел,  в  1788  превращен  в
госпиталь. Восстановлен в 1812. Упразднен после Октябрьской революции. В
1930-х гг. значительная часть  построек  уничтожена;  сохранились  часть
каменной стены, башни, трапезная (все 17 в.).
   СИМПТОМ (от  греческого  symptoma  -  совпадение,  признак),  признак
какой-либо  болезни.  Различают  симптомы  субъективные   (основаны   на
описании  больным  своих  ощущений,  например  боли)  и  так  называемые
объективные    (получены    при    обследовании    больного,    например
рентгенологический признак "ниши" при язве желудка).

Страницы: «« « 579   580   581   582   583   584   585   586   587  588   589   590   591   592   593   594   595   596   597  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Современный энциклопедический словарь