|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Современный энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 769 Размер файла: 5232 Кб Страницы: «« « 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 » »» между животными (человеком) и микроорганизмами, образующими нормальную
кишечную флору.
СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в
науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве
характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности,
выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл
символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой
многозначностью своего содержания.
СИМВОЛ ВЕРЫ, в христианской церкви текст, выражающий основные догматы
веры. Иногда называется Credo (латинское - "верую"), по его начальному
слову. В православии и католичестве принят так называемый Никейский
символ веры, сформулированный 1-м (325) Никейским и дополненный 2-м
(381) Константинопольским вселенскими соборами.
СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 -
1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством
символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто
изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма
восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству
Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь
видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального
к реальнейшему") и его "нетленную" или трансцендентную Красоту,
символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по
духовной свободе, трагическое предчувствие мировых
социально-исторических потрясений. В России символизм нередко мыслился
как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы
искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен,
П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый,
Вяч. И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве - Э. Мунк, Г.
Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близко к
символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О.
Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн".
СИМЕНОН (Simenon) Жорж (1903 - 89), французский писатель. В серии
всемирно известных детективно-психологических романов о полицейском
комиссаре Мегрэ (первый - "Питер-латыш", 1931) - достоверное изображение
атмосферы французской жизни, критика общественных нравов, сочувствие
социально униженным. Автобиографические книги ("Я диктую", тома 1 - 21,
1975 - 81), социально-психологические романы.
СИМЕНС (Siemens) Эрнст Вернер (1816 - 92), немецкий электротехник и
промышленник. Создал электромашинный генератор с самовозбуждением
(1867). Основатель и главный владелец электротехнических концернов
"Сименс и Гальске", "Сименс и Шуккерт" и др.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949 - 1022), византийский религиозный
писатель, поэт, философ-мистик. Развивал тему самоуглубления и
просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым
нормам.
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович)
(1629 - 80), белорусский и русский церковный и общественный деятель,
писатель, проповедник; организатор типографии в Кремле. Полемизировал с
расколом (богословский трактат "Жезл правления", 1667). Один из
зачинателей русской силлабической поэзии (сборник "Вертоград
многоцветный", написан в 1678) и драматургии. Проповеди (сборники "Обед
душевный", 1681, "Вечеря душевная", 1683).
СИММЕТРИЯ (от греческого symmetria - соразмерность), в широком смысле
- инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы (например, в
геометрии, кристаллографии) материального объекта относительно его
преобразований (т.е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит
в основе сохранения законов.
СИМОНОВ Евгений Рубенович (1925 - 1994), режиссер, педагог. Сын Р.Н.
Симонова. С 1947 режиссер, в 1968 - 1987 главный режиссер Театра имени
Евг. Вахтангова. В 1962 - 68 главный режиссер Малого театра. С 1987
главный режиссер Театра Дружбы народов (ныне Театр Наций). Продолжал
традиции вахтанговской школы; стремился к сочетанию психологизма с яркой
театральностью: "Иркутская история" А.Н. Арбузова (1959), "Антоний и
Клеопатра" У. Шекспира (1971) и др. В 1989 организовал Московский
театр-студию имени Р.Н. Симонова.
СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915 - 79), русский писатель,
общественный деятель. Поэмы, интимная и гражданская лирика
(стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." и "Жди меня",
1941; сборник "С тобой и без тебя", 1942). Эпическое изображение Великой
Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести "Дни и
ночи" (1943 - 44), романе-трилогии "Живые и мертвые" (1959 - 71), цикле
повестей "Из записок Лопатина" (1957 - 78). Дневники военных лет. В
"размышлениях о Сталине" - "Глазами человека моего поколения"
(опубликованы в 1988) - попытка оправдать свое активное участие в
идеологической жизни 1940 - 50-х гг. (кандидат в члены ЦК КПСС, 1952 -
56; главный редактор "Литературной газеты" и журнала "Новый мир").
Пьесы, в том числе "Четвертый" (1961). Публицистика.
СИМОНОВ Николай Константинович (1901 - 73), актер. С 1924 в
Ленинградском театре драмы имени А.С. Пушкина. Был наделен мощным
трагедийным темпераментом, создал масштабные, монументальные
героико-романтические и драматические образы: Протасов ("Живой труп"
Л.Н. Толстого, 1950), Сатин ("На дне" М. Горького, 1956), Сальери
("Маленькие трагедии" А.С. Пушкина, 1962), Маттиас Клаузен ("Перед
заходом солнца" Г. Гауптмана, 1963) и др. Снимался в фильме: "Петр I"
(1937, 1939) и др.
СИМОНОВ Сергей Гаврилович (1894 - 1986), конструктор стрелкового
оружия. Создал в СССР автоматическую винтовку (на вооружении с 1936),
противотанковое самозарядное ружье (1941), самозарядный карабин (1945).
СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ, мужской, основан около 1370 на юго-востоке Москвы,
около 1379 перенесен на новое место; пользовался покровительством
московских великих князей. В 16 в. в нем жили Вассиан Патрикеев, Максим
Грек и др. Во время эпидемии чумы 1771 запустел, в 1788 превращен в
госпиталь. Восстановлен в 1812. Упразднен после Октябрьской революции. В
1930-х гг. значительная часть построек уничтожена; сохранились часть
каменной стены, башни, трапезная (все 17 в.).
СИМПТОМ (от греческого symptoma - совпадение, признак), признак
какой-либо болезни. Различают симптомы субъективные (основаны на
описании больным своих ощущений, например боли) и так называемые
объективные (получены при обследовании больного, например
рентгенологический признак "ниши" при язве желудка).
Страницы: «« « 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |