Главная - Справочная литература - Словари
Автор неизвестен - Современный толковый словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 755 Размер файла: 27314 Кб Страницы: «« « 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 » »» ХОУЭЛС (Howells) Уильям Дин (1837-1920) , американский писатель, критик. В социально-психологических романах ("Современная история", 1882; "Возвышение Сайласа Лафэма", 1885) утверждал этические ценности в противовес идеологии успеха; испытав влияние Л. Н. Толстого (2-я пол. 80-х гг.), проникся глубоким сочувствием к трудовой бедноте ("Милосердие", 1892). Утопическая дилогия: "Гость из Альтрурии" (1894) и "Сквозь игольное ушко" (1907). ХОФМАН (Hoffman) Дастин (р . 1937), американский актер. Учился актерскому искусству в Лос-Анджелесе и нью-йоркской Актерской студии. Работал в театре. Самый интеллигентный актер Голливуда. Дебютировал в фильме М. Николса "Выпускник" (1967), роль в котором принесла ему успех. В дальнейшем играл социально обозначенных персонажей - бродягу в "Полуночном ковбое" Дж. Шлезингера, интеллигента в "Соломенных псах" С. Пекинпа, журналиста в фильме А. Пакулы "Вся президентская рать"; снялся в комедии "Тутси" С. Поллака, 1982 и др. Две премии "Оскар" (в фильмах "Крамер против Крамера" Р. Бентона, 1979, "Человек дождя" Б. Левинсона, 1988). ХОФМАН (Hoffmann) Йозеф (1870-1956) , австрийский архитектор. Постройки в духе венского "модерна" выделяются простотой и рациональностью (дворец Стокле в Брюсселе, 1905-11). ХОФМАН Курт (р . 1910), немецкий кинорежиссер. В кино с 1931. Фильмы: "Мы - вундеркинды" (1958), "Привидения в замке Шпессарт" (1960), "Капитан" (1971) и др. ХОФМАН Роалд (р . 1937), американский физикохимик, иностранный член-корреспондент РАН (1991; иностранный член-корреспондент АН СССР с 1988). Труды по теории химических реакций. Совместно с Р. Б. Вудвордом разработал правила, позволяющие предсказывать реакционную способность органического соединения (правила Вудворда - Хофмана, 1965). Нобелевская премия (1981, совместно с К. Фукуи). ХОФМАН (Hofmann) Ханс (1880-1966) , немецко-американский художник. В ранний период увлекался дивизионизмом. В 1915 основал школу искусств в Мюнхене, где преподавал до 1930. В 1934 открывает школу в Нью-Йорке. Хофманн обращался к разным направлениям современного искусства, но в большей степени ему импонировали абстрактный экспрессионизм ("Возбуждение", 1944) и ташизм ("Благоухание", 1956). ХОФМЕЙСТЕР (Hoffmeister) Куно (1892-1968) , немецкий астроном. Исследовал переменные звезды (открыл несколько тысяч) и метеоры. ХОФСТЕДТЕР (Хофштадтер) (Hofstadter) Роберт (1915-90) , американский физик-экспериментатор. Создал счетчики рентгеновских и гамма-квантов, нейтронов; исследовал рассеяние электронов высоких энергий на атомных ядрах, что привело к открытию структуры нуклонов. Нобелевская премия (1961). ХОФТ (Hooft) Питер Корнелис (1581-1647) , нидерландский писатель. В трагедии "Герард ван Велзен" (1613) и др. сочинениях отразились либерально-патрицианские взгляды Хофта. Пастораль "Гранида" (1605), бытовая комедия "Глупец" (1616). Гуманистические стихи, историческая проза. ХОФШТАДТЕР Р ., см. Хофстедтер Р. ХОХ (Hooch , Hoogh) Питер де (1629 - ок. 1685), нидерландский живописец. Бытописатель бюргерства. Изображал занятых повседневными делами женщин и детей в наполненных солнечным светом и воздухом комнатах или двориках ("Дворик", 1658). ХОХВЕЛЬДЕР (Hochwalder) Фриц (1911-86) , австрийский драматург. Антифашистские пьесы "Священный эксперимент" (1941), "Сборщик малины" (1965), "Приказ" (1967), гротескная сатирическая комедия-фантазия "Принцесса Химая" (1982), сатирическая комедия на античный сюжет "Граждане" (1984). ХОХЛАТКА , род многолетних трав семейства дымянковых. Ок. 300 видов, в Северном полушарии; в России несколько десятков видов, большей частью в Сибири. Медоносы; декоративные растения. ХОХЛАЧ , морское млекопитающее семейства настоящих тюленей. Длина тела самца до 2,8 м, масса до 300 кг; самки мельче. В носовой полости самца - кожный мешок (хохол), который при возбуждении вздувается. В северной части Атлантического ок., в России в западной части Баренцева м. и в Белом м. ХОХЛАЧ Лука Михайлович (1708) , казачий атаман, сподвижник К. А. Булавина. Убит на Дону казацкой старшиной. ХОХЛОВ Александр Ремович (р . 1954), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Сын Р. В. Хохлова. Труды в области физической химии и физики высокомолекулярных соединений (статическая теория макромолекул и др.). ХОХЛОВ Александр Степанович (р . 1916), российский химик, академик РАН (1992). Труды по химии и биохимии антибиотиков. Выделил и установил структуру альбофунгина и альбонурсина. ХОХЛОВ Константин Павлович (1885-1956) , российский актер, режиссер, народный артист СССР (1944). В 1908-20 актер Московского художественного академического театра. Работал в ленинградских театрах, в 1931-38 в Малом театре. В 1938-54 возглавлял Киевский русский драматический театр им. Леси Украинки. Среди постановок: "Бойцы" Б. С. Ромашова (1934, совместно с Л. М. Прозоровским), "Каменный властелин" Леси Украинки (1939, 1946). Снимался в кино. Профессор Ленинградского театрального института (с 1946). ХОХЛОВ Павел Акинфиевич (1854-1919) , российский певец (баритон). Пел в Большом театре (1879-1900). Прославился исполнением партий Онегина ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского) и Демона ("Демон" А. Г. Рубинштейна). ХОХЛОВ Рем Викторович (1926-77) , российский физик, один из основоположников нелинейной оптики, академик АН СССР (1974). Ректор МГУ (с 1973). Труды по радиофизике, нелинейной акустике, квантовой электронике. Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1985, посмертно). ХОХЛОВА Александра Сергеевна (1897-1985) , российская киноактриса, режиссер, педагог, заслуженная артистка России (1935). Снялась в фильмах режиссера Л. В. Кулешова: "На красном фронте", "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", "По закону", "Великий утешитель", "Мы с Урала" (также режиссер) и др. Постановки фильмов: "Дело с застежками" (1929), "Саша" (1930), "Игрушки" (1931). ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ , русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика "Хохломской художник" (с. Семино Ковернинского р-на) и производственное художественное объединение "Хохломская роспись" (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с. Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. ХОХРЯКОВ Виктор Иванович (1913-86) , российский актер, народный артист СССР (1973). С 1933 работал в различных театрах. С 1953 в Малом театре. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1949, 1951). ХОХРЯКОВ Семен Васильевич (1915-45) , дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), майор (1942). Участник боев на р. Халхин-Гол. В Великую Отечественную войну командовал танковым батальоном. Погиб в бою. ХОХХУТ (Hochhuth) Рольф (р . 1931), немецкий драматург. С 1963 живет в Швейцарии. Острополитические пьесы: "Наместник" (1963) о тайных связях высшего католического духовенства с фашизмом; антимилитаристские - "Солдаты" (1967), "Лисистрата и НАТО" (1973); социально-обличительные - "Акушерка" (1971), "Врачи" (1980). Критика нацизма в романе "Любовь в Германии" (1978), пьесе "Юристы" (1979). Проблема ответственности писателя перед обществом в пьесе об Эрнесте Хемингуэе "Смерть охотника" (1976). Рассказы. Публицистика. ХОШИМИН (Ho Chi Minh) (до 1976 Сайгон , Saigon), город на юге Вьетнама, морской порт на р. Сайгон, в 80 км от Южно-Китайского м. 4,2 млн. жителей (включая прилегающую территорию; 1992). Легкая, пищевая, деревообрабатывающая, химическая промышленность, машиностроение; ремесла. Центр рыболовства. Международные аэропорты (Таншоннют и Бьенхоа). Университет, музеи. С 1867 административный центр французской колонии Кохинхина (Юж. Вьетнам). Буддийские пагоды Салой и Винь-Нгием (обе 18 в.). ХОШУН , административная единица в Монголии с 16 в. до 1931. В 1931 образованы аймаки. ХРАМ , культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм. ХРАМИ , река в Грузии, правый приток Куры. 201 км, площадь бассейна 8430 км2. Средний расход воды 51 м3/с. Используется для орошения. На Храми - Цалкское вдхр., 3 гидроэлектростанции. ХРАМОВНИКИ , то же, что тамплиеры. ХРАНЕНИЕ , в гражданском праве - договор, в силу которого одна сторона (хранитель) обязуется хранить имущество, переданное ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить его в сохранности. ХРАНЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОЕ , по российскому праву хранение покупателем (получателем, заказчиком) поступивших к нему, но еще не оплаченных им товаров. ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ , зубчатый механизм для преобразования возвратно-вращательного движения рычага в прерывистое вращательное движение храпового (зубчатого) колеса промежуточным звеном (собачкой) - особой формы зубом, поворачивающим храповое колесо только в одном направлении. ХРАПЧЕНКО Михаил Борисович (1904-86) , российский литературовед, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1984). Работы о методе, мировоззрении и творчестве, литературном процессе. Монографии о Н. В. Гоголе, Л. Н. Толстом. Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1980). ХРДЛИЧКА (Hrdlicka) Алеш (1869-1943) , американский антрополог. По происхождению чех. Основные труды по палеоантропологии и расоведению. Автор теории азиатского происхождения индейцев Америки, обосновал неандертальскую стадию в эволюции человека. ХРЕБЕТ ГОРНЫЙ , положительная крупная форма рельефа суши, имеющая линейное простирание, четко выраженные гребень и склоны. ХРЕЙДМАР , в скандинавской мифологии один из героев сказания о золотом кладе, отец Регина и Фафнира, убитый ими из-за сокровищ, полученных от богов-асов. ХРЕН , род многолетних трав семейства крестоцветных. 3 вида в Евразии. Хрен обыкновенный - овощная культура (в корнях витамин С, эфирные масла, фитонциды), в европейских странах, Индии, Китае, США; в России во всех земледельческих районах, урожайность 100-300 ц с 1 га. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич (р . 1913), российский композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Генеральный (с 1948), 1-й (с 1957) секретарь правления, председатель (в 1990-91) Союза композиторов СССР. Оперы "В бурю" (1939; 2-я редакция 1952), "Фрол Скобеев" (1950; 2-я редакция, под названием "Безродный зять", 1967), "Мать" (1957), "Золотой теленок" (1985) и др.; балеты "Любовью за любовь" (1976), "Гусарская баллада" (1979) и др.; оперетта "Сто чертей и одна девушка" (1963), 3 симфонии, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, музыка к спектаклям драматического театра и фильмам. Профессор Московской консерватории (с 1966). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967). ХРЕНОВ Константин Константинович (1894-1984) , российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1953), академик АН Украинской ССР (1945). Труды по электросварке и резке металлов. Государственная премия СССР (1946, 1986, посмертно). ХРЕСТОМАТИЯ (греч . chrestomatheia, от chrestos - полезный и manthano - учусь), сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания. ХРЖАНОВСКИЙ Андрей Юрьевич (р . 1939), российский кинорежиссер. С 1962 на киностудии "Союзмультфильм". Постановка фильмов: "Жил-был Козявин" (1966), "Стеклянная гармоника" (1968), "Дом, который построил Джек" (1976); пушкинский цикл - "Я к Вам лечу воспоминаньем" (1977), "И снова с Вами я" (1981), "Осень" (1982) и др. ХРЖОНЩЕВСКИЙ Никанор Адамович (1836-1906) , российский патофизиолог и гистолог, один из основоположников гистофизиологии, профессор (1867). Труды по анатомии и физиологии печени, почек и др. органов. Разработал (1884) метод прижизненного окрашивания органов. Пользовался методом физиологической инъекции красок, экспериментально доказал (1886) способность клеток печени вырабатывать желчь, установил природу и характер разветвления желчных протоков печени. ХРИЗАНТЕМА , род одно- и многолетних трав и полукустарников семейства сложноцветных. До 200 видов, в Евразии и Африке. Многочисленные сорта с соцветиями различной формы и окраски используют в декоративном садоводстве. Пригодна для зимней выгонки. ХРИЗОБЕРИЛЛ , минерал подкласса сложных оксидов, Al2[BeO4]. Золотисто-желтый или зеленый. Твердость 8,5; плотность 3,5-3,8 г/см3. Разновидности: александрит и цимофан, или кошачий глаз, - драгоценные камни. Главным образом в пегматитовых жилах. ХРИЗОКОЛЛА , минерал класса силикатов, Cu8(OH)8(H2O)4[Si8O20]?8H2O. Колломорфные, опаловидные зеленые, голубоватые выделения. Твердость 2; плотность 1,9-2,3 г/см3. Встречается в зоне окисления медных месторождений. ХРИЗОЛИТ , минерал, прозрачная золотисто-зеленая разновидность оливина. Драгоценный камень. ХРИЗОПРАЗ , минерал, яблочно-зеленая разновидность халцедона. ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТ , минерал, волокнистая разновидность серпентина. Важнейший промышленный тип асбеста. ХРИПЫ , патологические дыхательные шумы, определяемые обычно при аускультации легких, главным образом при воспалительных изменениях в органах дыхания и скоплении мокроты; диагностический признак бронхита, пневмонии и др. заболеваний. ХРИС , в греческой мифологии жрец Аполлона в городе Хрисе, отец Хрисеиды, плененной Агамемноном. Агамемнон отверг просьбы старца, умолявшего его вернуть ему дочь, но после гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона был вынужден вернуть Хрисеиду отцу. ХРИСЕИДА , см. Хрис. ХРИСИПП (ок . 280-208/205 до н. э.), древнегреческий философ, главный систематизатор раннего стоицизма; разрабатывал логику высказываний, ввел двузначности принцип. ХРИСОВУЛ (греч . chrysobullon), торжественная грамота византийского императора. В форме хрисовула публиковались законы, государственные договоры с иностранными державами, важнейшие императорские пожалования. ХРИСОТЕЛЬ Вавилонский , Кордульский (ум. ок. 251), священномученик, пресвитер в Вавилоне; пострадал в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 30 июля (12 августа). ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА (от греч . chrysos - золото и elephas - слоновая кость), древнегреческая скульптура из золота (волосы, одежда) и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе. ХРИСТ Никопольский (Армянский) (ум . ок. 319), один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля. ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ в Москве , построен в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Сооруженное в т. н. русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. К. Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.). Разрушен в 1934 по плану реконструкции Москвы (на его месте до 1993 был плавательный басс. "Москва"). С 1995 ведутся работы по воссозданию храма. ХРИСТЕНКО Василий Тимофеевич (р . 1925), Герой Социалистического Труда (1972), полный кавалер ордена Славы (1944, 1945, 1946). В Великую Отечественную войну старшина, командир бронетранспортера в гвардейском танковом корпусе, отличился в боях при форсировании Днепра, освобождении Румынии, Венгрии, Австрии. ХРИСТИАНИЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1907 , договор о территориальной неприкосновенности Норвегии, заключен в г. Христиания (Осло) Россией, Германией, Великобританией, Францией и Норвегией после образования (1905) самостоятельного норвежского государства. ХРИСТИАНИЯ (Кристиания) , название столицы Норвегии г. Осло в 1624-1924. ХРИСТИАНОВИЧ Сергей Алексеевич (р . 1908), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1943), Герой Социалистического Труда (1969). Труды по механике жидкости и газа и механике деформируемого твердого тела. Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952). ХРИСТИАНСЕН Георгий Борисович (р . 1927), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по физике космических лучей и физике высоких энергий. Разработал метод исследования продольного развития лавин в атмосфере. Ленинская премия СССР (1982). ХРИСТИАНСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ , созданы в кон. 19 в. при активном участии католической церкви (основы их деятельности сформулированы в 1891 в папской энциклике Rerum novarum) в странах Зап. Европы. В 1920 создана Международная конфедерация христианских профсоюзов. В 1968 МКХП переименована во Всемирную конфедерацию труда (ВКТ). ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ , направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 1-й пол. 19 в. В числе родоначальников - Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Ряд принципов христианского социализма включен в социальную доктрину современного католицизма. ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ в Италии (ХДП) , крупнейшая буржуазная партия современной Италии. Основана в 1943 на базе партии итальянских католиков "Пополяри". Ее представители неоднократно возглавляли правительства. ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ Германии (ХДС) , ведущая политическая партия, оформилась в 1950. Образует в бундестаге единую с Христианско-социальным союзом фракцию. ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ СОЮЗ Германии (ХСС) . Основан в 1945, действует на территории Баварии. Образует в бундестаге единую с Христианско-демократическим союзом фракцию. ХРИСТИАНСТВО , одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек. ХРИСТИАНСТВО [от греч . Христос - Помазанник, Мессия; по свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов 11:26, образованное на основе греческого языка с употреблением латинского суффикса существительное christianoi - приверженцы (или последователи) Христа, христиане, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в 1 в.], одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), одна из т. н. "авраамитических" (или "авраамических") религий, преемственных по отношению к библейскому монотеизму (наряду с иудаизмом и исламом).Культурный контекст начального христианстваХристианство возникло в 1 в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из синагогальной жизни после 70, завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как "еретиков"). Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий получало все больше последователей среди других народов ("язычников"). Вплоть до конца Римской империи распространие христианства происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины - Малая Азия, земля тех 7 церквей, которые в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2 - 3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет - колыбель христианского монашества, а благодаря городской среде Александрии - также христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких "буферных" территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая христианство несколько ранее знаменитого Миланского эдикта 313 римского императора Константина, о котором сказано ниже). Языковая ситуация раннего христианства была сложной. Проповедь Иисуса звучала на разговорном языке тогдашней Палестины - арамейском, принадлежавшем к семитской группе и очень близком к сирийскому (есть сведения об арамейском оригинале Евангелия от Матфея; семитологи склонны допускать, что древнейшая сирийская версия Евангелий лишь отчасти является переводом с греческого, отчасти же удерживает воспоминания об изначальном облике речений Иисуса (ср. Black M. An Aramaic approach to the Gospels and Acts. 3 ed. Oxford,1969). Однако языком межэтнического общения в пространстве средиземноморья был иной язык - греческий (т. н. койне); именно на этом языке написаны тексты самой священной книги христианства - Нового Завета. Поэтому история христианской культуры (в контрастном отличии от культуры ислама) начинается на границе языков и цивилизаций; характерно древнее предание, согласно которому апостол Петр проповедовал, имея переводчиком Марка (будущего евангелиста). В Риме христианская литература долго создается на греческом языке, что характеризует космополитическую среду раннехристианской общины, в которой преобладали выходцы с востока (христианская латынь, которой предстояло в символической связи с папским Римом стать сакральным языком католической ветви христианства, делает свои первые шаги не столько в Риме, сколько в Северной Африке).Вероучение. Учение о Боге.Христианство (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество - уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама - Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех "Ипостасей", или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или "Слова" - Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа ("животворящего" Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух "исходит" от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (т. н. filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как "рождение", так и "исхождение" совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда ("предвечны") и равны по достоинству ("равночестны"). Христианское "тринитарное" учение (от лат. Trinitas - Троица), разработанное в эпоху т. н. отцов Церкви ("патристика", расцвет которой приходится на 4 - 5 вв.) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует "не смешивать Лица и не разделять Сущность"; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного - специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно благодаря безусловному "ипостасному" самостоянию и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.Учение о Богочеловеке (христология)Образ полубожественного Посредника между божественным и человеческим планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть для христологического догмата полубог, т. е. некое промежуточное существо ниже Бога и выше человека. Именно по этой причине воплощение Бога понимается в христианстве как единократное и неповторимое, не допускающее каких-либо перевоплощений в духе языческой, восточной или гностической мистики: "Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!" - таков тезис, отстаиваемый Блаженным Августином против доктрины вечного возвращения (О граде Божьем XII, 14, 11). Иисус Христос - "Единородный", единственный Сын Единого Бога, не подлежащий включению ни в какой ряд, подобный, скажем, принципиальной множественности бодхисатв. (Поэтому для христианства неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, "великих просвященных", - от симпатизирующих новой вере веяний позднеантичного синкретизма, через манихейство и ислам, давших Христу статус предшественника своих пророков, вплоть до теософии и других "эзотерических" доктрин нового и новейшего времени).Это повышает остроту парадокса, присущего учению о воплощении Бога: абсолютная бесконечность Бога оказывается воплощенной не в открытом ряду частичных воплощений, но в единократном "вочеловечении", так что вездесущность Бога вмещается в пределах одного человеческого тела ("в Нем обитает вся полнота Божества телесно", послание апостола Павла к колоссянам 2:9), а Его вечность - в пределах неповторимого исторического момента (идентичность которого настолько важна для христианства, что специально упоминается в Никео-Константинопольском символе веры: Христос распят "при Понтийстем Пилате", т. е. во времена такого-то наместника - мистическое событие не просто эмпирически, но вероучительно соотнесено с датой, со всемирно-исторической, и уже потому мирской хронологией, ср. также Евангелие от Луки 3:1). Христианство отвергло как ереси все доктрины, пытавшиеся сгладить эти парадоксы: арианство, отрицавшее "со-безначальность" и онтологическое равенство Сына Отцу, несторианство, разделившее божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса, монофиситство (см. монофиситы), напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.Вдвойне парадоксальная формула 4-го Вселенского (Халкидонского) собора (451) выразила отношения божественной и человеческой природ, сохраняющих в Богочеловечестве Христа свою полноту и идентичность - "воистину Бог" и "воистину человек" - четырьмя отрицаниями: "неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо". Формула эта намечает универсальную для христианства парадигму отношений божественного и человеческого. Античная философия разработала концепт не-страдательности, не-аффицируемости божественного начала; христианская богословская традиция усваивает этот концепт (и защищает его против ереси т. н. патрипассиан), но мыслит именно эту не-страдательность присутствующей в страданиях Христа на кресте и в Его смерти и погребении (согласно православному литургическому тексту, заостряющему парадокс, по распятии и до Воскресения личная ипостась Христа одновременно локализуется в самых различных онтологических и мистических планах бытия - "во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог в раи с разбойником и на престоле... со Отцем...").АнтропологияСитуация человека мыслится в христианстве остро противоречивой. В изначальном, "первозданном" состоянии и в конечном замысле Бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, а также в гностицизме и манихействе), но и телу. Христианская эсхатология учит не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти - по выражению апостола Павла, "тела духовного" (Первое послание к коринфянам 15:44); в ситуации споров позднеантичной эпохи это навлекало на христианство насмешки языческих платоников и парадоксально звучащие для нас обвинения в чрезмерной любви к телесному. Аскетическая программа, сформулированная тем же Павлом в словах "усмиряю и порабощаю мое тело" (там же, 9:27), имеет своей целью в конечном счете не отторжение духа от тела, но восстановление духовности тела, нарушенной грехом.Грехопадение, т. е. первый акт непослушания Богу, совершенный первыми людьми, разрушило богоподобие человека - в этом весомость т. н. первородного греха. Христианство создало изощренную культуру усмотрения собственной виновности (в этом отношении характерны такие литературные явления эпохи Отцов Церкви, как "Исповедь" Августина и исповедальная лирика Григория Богослова); самые почитаемые христианские святые считали себя великими грешниками, и с точки зрения христианства они были правы. Христос победил онтологическую силу греха, "искупил" людей, как бы выкупив их из рабства у сатаны Своими страданиями.Христианство высоко оценивает очистительную силу страдания - не как самоцели (конечное назначение человека - вечное блаженство), но как самого сильного орудия в войне со злом мира. Поэтому самое желательное с точки зрения христианства состояние человека в этой жизни - не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского "просветленного", но напряжение борьбы с собой и страдания за всех; лишь "принимая свой крест", человек, по христианскому пониманию, может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. "Смирение" рассматривается как аскетическое упражнение, в котором человек "отсекает" свое своеволие и через это парадоксальным образом становится свободным.Нисхождение Бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к Богу; человек должен быть не просто приведен к послушанию Богу и исполнению заповедей, как в иудаизме и исламе, но преображен и возведен на онтологическую ступень божественного бытия (т. н. "обожение", особенно отчетливо тематизированное в православной мистике). "Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что (...) будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (Первое соборное послание Иоанна 3:2). Если же человек не исполнит (хотя бы пройдя через тяжкие загробные испытания, называемые в православной традиции "мытарствами", а в католической традиции "чистилищем") своего мистически высокого назначения и не сумеет ответить на жертвенную смерть Христа, то будет отвержен на всю вечность; середины между неземной славой и погибелью в конечном счете нет.Учение о таинствахС концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие "таинства" как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего "обожения", прорыва эсхатологического времени.Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, - крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению христианства, действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос "жил в нем"). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и "пастырски" вести верующих, но также - в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе - прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Послание к ефесянам 5:22-32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств. Идеал аскетико-сакраментального бытия - Дева Мария, именно благодаря своей девственности реализующая в своем физическом бытии Богоматери сакраментальное присутствие Божества в человеческом мире. (Характерно, что в протестантизме, где слабеет переживание таинства, закономерно отпадает аскетический институт монашества, а также почитание Девы Марии).Христианство и монархияАдминистрация римских цезарей долго рассматривала христианство как полное отрицание официальной нормы, инкриминируя христианам "ненависть к роду человеческому"; отказ участвовать в языческих обрядах, особенно в религиозно-политическом культе императора, навлекал на христиан кровавые гонения. Воздействие этого факта на специфическую эмоциональную атмосферу христианства было весьма глубоким: лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству смертной казни (мученики) или заключению и пыткам (исповедники) первыми в истории христианства почитались как святые, идеал мученика (соотнесенный с образом распятого Иисуса Христа) стал центральной парадигмой христианской этики, рассматривающей весь мир как находящийся под неправедной властью "князя мира сего" (сатаны, см. Евангелие от Иоанна 14:30; 16:11 и др.), а должное поведение - как мирное сопротивление этой власти и постольку принятие страданий. В то же время универсально-цивилизующий характер Римской империи был созвучен вселенскому духу христианства, обращающегося ко всем людям; раннехристианские авторы 2-3 вв. (которых принято называть апологетами, поскольку они в условиях преследований и нападок выступали с апологией своей веры) призывали в своих сочинениях, часто формально адресованных носителям власти, к примирению между Церковью и империей.Став в начале 4 в. благодаря инициативе императора Константина официально дозволенной (а к концу того же столетия господствующей) религией в Римской империи, христианство надолго поступает под покровительство, но также и под опеку государственной власти (т. н. "константиновская эпоха"); границы христианского мира некоторое время примерно совпадают с границами империи (и греко-римской цивилизации), так что положение римского (позднее византийского) императора воспринимается как сан единственного верховного светского "предстоятеля" всех христиан в мире (по инициативе которого, в частности, собирались Вселенские соборы 4-7 вв., признаваемые не только католиками, но и православными). Эта парадигма, представляющая аналогию халифату в раннем исламе и оживленная необходимостью религиозных войн именно с исламом, теоретически значима еще на исходе западного Средневековья - например, для трактата Данте Алигьери "О монархии" (1310-11). Тем более она определила византийскую идеологию священной державы и отчасти некоторые традиции православной ветви христианства (ср. в Московской Руси идею "Москвы - третьего Рима"). В западной половине Римской империи слабость, а затем и крушение государственности привели к подъему власти римского епископа (папы), перенявшей также и светские функции и спорившей с имперским принципом по существу о той же теократической парадигме.Однако и на фоне сакрализации трона реальность постоянно создавала конфликты между христианской совестью и властью, оживляя актуальные для любой эпохи христианские идеалы мученичества и "исповедничества", т. е. морального сопротивления власти (такие ключевые для христианской традиции фигуры святых, как Иоанн Златоуст в ранневизантийскую эпоху, Томас Бекет и Иоанн Непомук (ум. 1393), в контексте средневекового католицизма и митрополит Филипп в русском православии, связаны именно с исполнением христианского долга перед лицом репрессий от вполне "единоверных" им монархов).Древние вероисповеданияМеняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политико-идеологический контекст определил логику последовательных церковных разделений ("схизм"), в результате которых возникла рознь Церквей и вероисповеданий (конфессий). Уже в 5-7 вв. в ходе выяснения доктрины о соединении божественной и человеческой природ в личности Иисуса Христа (т. н. христологические споры) от единой Церкви Римской империи отделились т. н. "нехалкидониты" (от названия 4-го Вселенского собора в Халкидоне) - христиане Востока, жившие вне греко-латинской языковой зоны; не признавшие уже 3-го Вселенского собора (431) несториане, пользовавшиеся значительным влиянием вплоть до позднего средневековья в Иране и дальше на Восток от Средней Азии до Китая [ныне общины т. н. ассирийцев ("айсоров"), разрозненные от Ближнего Востока до США, а также "христиане св. Фомы" в Индии]; не признавшие 4-го Вселенского собора (451) монофиситы, которые возобладали в яковитской (сирийской), грегорианской (армянской), коптской (египетской) и эфиопской Церквах; монофелиты, остаток которых - вторично соединившаяся с католиками маронитская Церковь Ливана. В настоящее время (после научно-аналитической работы, одним из инициаторов которой еще в 19 в. был русский церковный ученый В. В. Болотов) среди католических и православных богословских экспертов преобладает отношение к "нехалкидонским" Церквам как к отделенным не столько в силу реальных вероучительных различий, сколько под действием лингво-культурных недоразумений и политических конфликтов.К 1054 было официально провозглашено и в 13 в. закрепилось разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме); за ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными (см. выше о filioque) и обрядовыми расхождениями. Попытки примирения (на 2-м Лионском соборе 1274 и особенно на Флорентийском соборе 1439) не имели долговременного успеха; их результатом была парадигма т. н. "униатства" или "католицизма восточного обряда" (соединение православной обрядной и церковно-бытовой традиции, включая Символ веры без filioque, с признанием вселенского примата Рима), чаще всего приводившая к психологическому обострению конфессионального конфликта (особенно Брестская уния среди украинцев и белорусов), как это нередко признается и с католической стороны; необходимо, однако, иметь в виду, что примерно для 10 млн. христиан во всем мире "униатство" давно уже является унаследованной и выстраданной в конфликтах традицией. В России, важнейшей православной стране после гибели Византии в 1453, присущая византийскому христианству тенденция к отождествлению церкви, царства и народа и к связанной с этим сакрализации привела в спорах 17 в. о норме обрядовой практики к расколу, в результате которого от Православия отделилось т. н. старообрядчество (само раздробившееся на множество "толков").РеформацияНа Западе папство вызвало под конец Средневековья протест как "сверху", со стороны светских властей, с которыми оно вступало в спор о полномочиях, так и "снизу" (лолларды, гуситы и т. п.). На пороге Нового времени инициаторы Реформации - Лютер, Меланхтон, Цвингли , Кальвин и др. - отвергли папство как реальность и идеологию; разрушив единство западного христианства, Реформация породила множество протестантских конфессий и т. н. деноминаций. Протестантизм создал культуру со своими специфическими чертами: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным "предстоятелям" и практики регулярной церковной исповеди - на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных - человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени (ср. знаменитую концепцию "протестантской этики" у М. Вебера). Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католический Юг, не говоря уже о православном Востоке (а в развитии традиционного капитализма в дореволюционной России особую роль играют старообрядцы, в противостоянии царистскому официозу развившие у себя черты, представляющие известную аналогию "протестантской этике").Христианство и Новое времяОднако при всех контрастах и конфликтах, выливавшихся в 16-17 вв. в кровавые религиозные войны, в дальнейшем развитии конфессиональных ветвей христианской культуры прослеживаются некоторые общие свойства. И создатели системы протестантского образования вроде "наставника Германии" Меланхтона, и такие крайние поборники католицизма, как иезуиты (и пиаристы), субъективно стремясь вытеснить друг друга, объективно разрабатывают и насаждают новую систему школьного дела, менее репрессивную, чем прежняя, более ориентированную на соревнование между учениками и на эстетическое воспитание; ср. феномен иезуитского школьного театра, оказавший влияние и на украинско-русскую православную культуру 17 в., в частности, на поэтическое творчество св. Димитрия Ростовского, что само по себе было одним из проявлений православной рецепции барочно-схоластических форм культуры в Киеве (митрополит Петр Могила, и созданная им Киево-Могилянская академия) и затем в Москве (Славяно-греко-латинская академия). Можно отметить, например, сходство в методах публичной проповеди у двух несходных течений, возникших в 18 в., - у католической конгрегации редемптористов и таких крайних представителей английского протестантизма, как методисты.Секуляризаторские тенденции Нового времени последовательно выявляются уже антиклерикальным крылом Просвещения: оспорена не только практика Церкви, но и учение христианства как таковое; в противоположность ему выдвигается самодовлеющий идеал земного прогресса. Приходит конец т. н. "союзу Трона и Алтаря", к которому свелась идея христианской теократии (если ранние буржуазные революции прошли под знаменем Реформации, то во время Великой французской революции уже была проведена кампания "дехристианизации", предвосхищавшая "воинствующее безбожие" русского большевизма); миновала "константиновская эпоха" христианства как государственной религии. Оспорено привычное понятие "христианской (православной, католической, протестантской и т. п.) нации"; во всем мире христиане живут рядом с неверующими, а сегодня, хотя бы ввиду массовой миграции рабочей силы, - и рядом с инаковерующими. У сегодняшнего христианства - опыт, не имеющий аналогов в прошедшем.Еще с 19 в. в протестантизме и особенно в католицизме наблюдается тенденция к выработке на основе христианского учения социальной доктрины, отвечающей задачам времени (энциклика папы Льва XIII "Rerum novarum", 1891). Богослужебная практика протестантизма, а со времени 2-го Ватиканского собора (1962-65) и католицизма ищет сообразности новым моделям человеческого самоосознания. Аналогичные попытки русского послереволюционного "обновленчества" провалились как ввиду большей силы православного консерватизма, так и ввиду того, что лидеры "обновленчества" скомпрометировали себя оппортунизмом в пору антицерковных репрессий. Вопрос о легитимном соотношении между "каноном" и новаторством в христианской культуре является сегодня первостепенным для всех христианских вероисповеданий. Реформы и сдвиги вызывают резкую реакцию крайних традиционалистов, настаивающих на обязательности буквы Священного Писания (т. н. фундаментализм - термин, возникший как самоназвание групп американских протестантов, но ныне употребляемый расширительно), на неизменности обряда (движение католических "интегристов", отвергших 2-й Ватиканский собор, а в православной Греции - "старокалендаристов"). На противоположном полюсе - тенденции (особенно в некоторых протестантских конфессиях) к ревизии вероучительных основ ради беспроблемного приспособления к этике современного либерализма.Современное христианство - это не религиозное самоопределение однородного социума, не наследие предков, "всасываемое с молоком матери" потомками, но скорее вера миссионеров и обращенных; и в этой ситуации христианству может помочь память о его первых шагах - в пространстве между этносами и культурами.ЭкуменизмНовым фактором в жизни христианства 20 столетия является экуменическое движение за воссоединение христиан различных вероисповеданий. Оно обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру; человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков, но зато и взаимные счеты конфессий, уходящие в века, становятся для него все менее актуальными. Популярный английский христианский писатель К. С. Льюис написал книгу с характерным заглавием "Просто христианство" (рус. пер. в кн.: Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992); заглавие это удачно выражает потребность эпохи в постановке вопроса о существенной сердцевине христианского учения, просматриваемой сквозь все частные особенности того или иного исторического типа. Очевидна содержащаяся в таком умонастроении опасность упрощения и обеднения. Но определенная мера упрощения становится адекватным ответом на жесткую реальность радикального вызова, брошенного христианству и тоталитаризмом, и секуляристским релятивизмом. Многообразие богословских позиций на глубине сменяется делением надвое - за или против Христа. Христиане различных конфессий, находившие друг друга как товарищи по судьбе в сталинских и гитлеровских лагерях, - вот самый глубокий "экуменический" опыт века. Одновременно интеллектуальная честность, отнюдь не принуждая к отказу от вероучительных убеждений, обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий, с одной стороны, по известной формуле Бердяева, печальное "недостоинство христиан", контрастирующее с "достоинством христианства", с другой стороны, дела искренней любви к Богу и ближнему (ср. призыв архиепископа Иоанна Шаховского видеть "сектантство в Православии и Православие в сектантстве").Экуменическое движение дало выражение этим внутренним сдвигам. Инициатива в этом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция 1910); с православной стороны она была поддержана в 1920 посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей, с 1961 участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католическим Римом и православным Константинополем.Литература:Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489-526 - обширная библиография).Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. СПб., 1900-11. Т. 1-12.Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1907 - 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. Т. 1.Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994.Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.Мейендорф, прот. И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс; М., 1992.Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 5-8 вв. Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.Керн, архим. Киприан. Евхаристия. Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. М., 1993.Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. Рига, 1994.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. Париж; Москва, 1996.H. Denzinger - A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971-78. Bd.1-3.С. С. Аверинцев ХРИСТИЧ (Hristic) Стеван (1885-1958) , югославский композитор и дирижер. Руководитель и дирижер оркестра филармонического общества и Национального театра в Белграде. Балет "Охридская легенда" (1933), музыкальная драма "Сумерки" (1925) и др. Профессор Музыкальной академии (1937-50). ХРИСТО (Christo) (наст . имя и фам. Явашев Христо) (р. 1935), американский художник. Родился в Болгарии, с 1958 работал во Франции, с 1964 в США. Примыкал к "новому реализму", разработав технику "эмбаллажа"(от франц. emballer - упаковывать), иронически преображающую бытовые предметы путем их упаковки в полиэтиленовую пленку. Прославился "оберткой" огромных городских и природных объектов (морского берега в Австралии, островков близ Флориды, берлинского Рейхстага и т. д.), благодаря которой они на несколько дней обретали подобие странных "антимонументов", извлеченных из привычной пространственно-временной среды. ХРИСТОВ Борис (1914-93) , болгарский певец (бас). Гастролировал во многих театрах мира. Продолжатель традиций Федора Ивановича Шаляпина (особенно в русском оперном репертуаре). ХРИСТОВ Добри (1875-1941) , болгарский композитор, музыковед и фольклорист. Один из первых болгарских профессионалных композиторов. Хоры, песни, инструментальные сочинения, обработки болгарских народных мелодий. Труды по национальному музыкальному фольклору. Профессор Государственной музыкальной академии (ныне Болгарская государственная консерватория) в Софии (1922-1933). ХРИСТОВОВЕРЫ , одно из названий секты хлыстов. ХРИСТОДУЛА Антиохийская (ум . 251), исповедница, пострадавшая в гонение императора Деция, мать мучеников Урвана, Прилидиана и Епполлония Антиохийских. Память в Православной церкви 4 (17) сентября. ХРИСТОС (Иисус Христос) (4 до н . э. ? - ок. 30 н. э.), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог-сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рожден от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершенного Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса: Христос (греч. Christos, букв. - помазанник, т. е. Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и др. Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса (воскрешение мертвых, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами, исцеление душевнобольных и др.). Перед Пасхой Христос торжественно въехал на ослике в Иерусалим, приветствуемый толпой как мессианский царь. Иудейские старейшины решили выдать его на казнь римским властям. Христос в кругу апостолов справлял обряд пасхального ужина (Тайная вечеря). Схваченный помощниками старейшин по знаку Иуды Искариота ("поцелуй Иуды"), Христос был отведен на суд Синедриона, который вынес ему смертный приговор, подтвержденный затем римским прокуратором Понтием Пилатом. После смерти и последовавшего воскресения Христос в течение 40 дней вел беседы с учениками и затем вознесся на небо. С именем Христа связано возникновение новой религии - христианства. Некоторые исследователи, особенно в 19 в., отрицали само его существование. Большинство современных ученых признают историчность Христа. ХРИСТОС (Иисус Христос) (4 до н . э. ? - ок. 30 н. э.), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог-сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рожден от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершенного Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса: Христос (греч. Christos, букв. - помазанник, т. е. Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и др. Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса (воскрешение мертвых, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами, исцеление душевнобольных и др.). Перед Пасхой Христос торжественно въехал на ослике в Иерусалим, приветствуемый толпой как мессианский царь. Иудейские старейшины решили выдать его на казнь римским властям. Христос в кругу апостолов справлял обряд пасхального ужина (Тайная вечеря). Схваченный помощниками старейшин по знаку Иуды Искариота ("поцелуй Иуды"), Христос был отведен на суд Синедриона, который вынес ему смертный приговор, подтвержденный затем римским прокуратором Понтием Пилатом. После смерти и последовавшего воскресения Христос в течение 40 дней вел беседы с учениками и затем вознесся на небо. С именем Христа связано возникновение новой религии - христианства. Некоторые исследователи, особенно в 19 в., отрицали само его существование. Большинство современных ученых признают историчность Христа. ХРИСТОФОР Угличский (ум . в 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых). ХРОМ (лат . Chromium), Cr, химический элемент VI группы Периодической системы Менделеева, атомный номер 24, атомная масса 51,9961. Название от греч. chroma - цвет, краска (из-за яркой окраски соединения). Голубовато-серебристый металл; плотность 7,19 г/см3, tпл 1890 °С. На воздухе не окисляется. Главные минералы - хромиты. Хром - обязательный компонент нержавеющих, кислотоупорных, жаростойких сталей и большого числа других сплавов (нихромы, хромали, стеллит). Применяется для хромирования. Соединения хрома - окислители, неорганические пигменты, дубители. ХРОМА , река в Якутской АССР. 685 км, площадь бассейна 19,7 тыс. км2. Впадает в Хромскую губу Восточно-Сибирского м. ХРОМА ОКСИДЫ: оксид CrO , секстиоксид Cr2O3, диоксид CrO2 и триоксид (хромовый ангидрид) CrO3. Cr2O3 - темно-зеленые кристаллы; компонент футеровок металлургических печей, шлифовальных и притирочных паст; пигмент для стекла и керамики; катализатор многих процессов. CrO3 - темно-красные гигроскопические кристаллы; сильный окислитель; применяют при хромировании, для получения хрома, отбеливания масел, жиров и др., как протраву при крашении тканей, пигмент для керамики, стекла и резины. Ядовиты. ХРОМАЛЬ (от хром и алюминий) , сплав Fe (основа) с Cr (17-30%) и Al (4,5-6,0%). Высокие жаростойкость и удельное электрическое сопротивление. Изготовляют нагревательные элементы электрических печей и приборов. Максимальная рабочая температура 1400 °С. ХРОМАНСИЛЬ (от хром и лат . Manganum - марганец, Silicium - кремний), конструкционная среднелегированная сталь, содержащая Cr, Mn, Si (примерно по 1%). Изготовляют ответственные конструкции в самолето- и машиностроении. ХРОМАТИДА (от греч . chroma, род. п. chromatos - цвет и eidos - вид), одна из двух нуклеопротеидных нитей, которые образуются при удвоении хромосом в процессе клеточного деления. После разделения хроматиду называют дочерними хромосомами. ХРОМАТИЗМ (от греч . chromatismos - окраска), в музыке - полутоновая интервальная система двух видов: древнегреческая "хрома" - звукоряд с увеличенной секундой и последованием 2 полутонов подряд; новый европейский хроматизм, возникший как "расцвечивание" диатоники и имеющий ряд разновидностей (от минимального проявления хроматизма в виде смешения близких диатонических структур до полного 12-звучного хроматизма), проявляется в модуляциях, отклонениях, при альтерации диатонических ступеней. ХРОМАТИН , вещество (нуклеопротеид) клеточного ядра, составляющее основу хромосом; окрашивается основными красителями. В процессе клеточного деления конденсируется, образуя компактные структуры - хромосомы, видимые в микроскоп. Различают гетерохроматин и эухроматин. ХРОМАТИЧЕСКАЯ АБЕРРАЦИЯ , искажение изображения, связанное с тем, что световые лучи различных длин волн собираются после прохождения линзы на различном расстоянии от нее; в результате изображение размывается и края его окрашиваются. Хроматической аберрации нет в зеркальных оптических системах. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА , в музыке - звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ , окрашивание пучка белого света, прошедшего через двоякопреломляющую среду; возникает вследствие интерференции поляризованных лучей. ХРОМАТОГРАФИЯ (от греч . chroma, род. п. chromatos - цвет и ...графия), метод разделения и анализа смесей, основан на различном распределении их компонентов между двумя фазами - неподвижной и подвижной (элюентом). Хроматография может быть основана на различной способности компонентов к адсорбции (адсорбционная хроматография), абсорбции (распределительная хроматография), ионному обмену (ионообменная хроматография) или др. В зависимости от агрегатного состояния элюента различают газовую и жидкостную хроматографию. Хроматографическое разделение проводят в трубках, заполненных сорбентом (колоночная хроматография); в капиллярах длиной несколько десятков метров, на стенки которых нанесен сорбент (капиллярная хроматография); на пластинках, покрытых слоем адсорбента (тонкослойная хроматография); на бумаге (бумажная хроматография). Хроматографию широко используют в лабораториях и в промышленности для контроля производства и выделения индивидуальных веществ. ХРОМАТОФОРЫ (от греч . chroma, род. п. chromatos - цвет и phoros - несущий),..1) то же, что пигментные клетки...2) Включения в клетках большинства водорослей и фотосинтезирующих бактерий, содержащие хлорофилл, каротиноиды и др. пигменты; обеспечивают фотосинтез. ХРОМАТЫ , соли хромовой кислоты H2CrO4 - хроматы (VI), хромистой HCrO2 - хроматы (III), или хромиты, и дихромовой H2Cr2O7 - дихроматы. Сильные окислители. Растворимые в воде хроматы калия, натрия - протравы при крашении, консерванты древесины, дубители кожи. Нерастворимые хроматы свинца, олова, цинка и др. - пигменты (кроны). Ядовиты. См. также Калия дихромат, Калия хромат. ХРОМАФФИННЫЕ КЛЕТКИ (от греч . chroma - цвет и лат. affinis - родственный), составляют мозговое вещество надпочечников у позвоночных животных и человека. Имеются также в сплетениях и ганглиях симпатической нервной системы. Вырабатывают гормоны адреналин, норадреналин и др. ХРОМЕЛЬ (от хром и никель) , сплав Ni (основа) с Cr (8,5 - 10%). Изготовляют термопары (хромель - алюмель, хромель - копель), компенсационные провода. Максимальная рабочая температура 1000 °С. ХРОМИРОВАНИЕ , электролитическое нанесение тонкого слоя хрома на поверхность металлических изделий либо диффузное насыщение хромом поверхностного слоя стальных изделий для повышения твердости, предотвращения коррозии или в защитно-декоративных целях. ХРОМКА , один из видов двухрядной диатонической русской гармони. ХРОМО ... (от греч. chroma - цвет, краска), часть сложных слов, указывающая на отношение к цвету (напр., хромоскоп); на отношение к хрому (напр., хромомагнезит). ХРОМОВ Сергей Петрович (1904-77) , российский метеоролог и климатолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки России (1975). Профессор ЛГУ (1946-53) и МГУ (с 1958). Основные труды по синоптической метеорологии, прогнозам погоды, общей циркуляции атмосферы. Составил (1955, совместно с Л. И. Мамонтовой) 1-й отечественный метеорологический словарь. Страницы: «« « 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |