|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 » »» позднейших римских императоров, доходящем до фантастичности и произвола
в отделке деталей. Кроме этих храмов, в некотором отдалении от Б.
находится восьмиугольное здание, поддерживаемое восемью гранитными
колоннами. Древнейшая история Б. неизвестна. При императоре Августе
город был обращен в римскую колонию (Соlonia Julia Augusta, Felix) и
содержал римский гарнизон. Храм богу солнца построен Антонином Пием, но
распространенное еще и среди теперешних жителей предание считает его
строителем царя Соломона. Септимий Север даровал жителям так наз. jus
Italicum. Феодосий Великий превратил языческий храм в христианскую
церковь. С завоеванием Б. арабами храм начал приходить в упадок. В
последовавших затем войнах оба храма обращены были в крепости. Город Б.
с течением времени все более падал и в 1759 г. разрушен страшным
землетрясением. - Ср. Вуда и Даукинса (Wood and Dawkins), "The ruins of
В. " (Лондон, 1757); Касса (Cassas), "Voyage pittoresque de la Syrie" (3
т., Пар., 1799); Е. Ренана, "Mission de Phenicie" (Париж, 1864).
Баб„ф (Франсуа-Ноэль, Вabeuf) - глава коммунистического заговора во
время Директории во Франции, прозванный Кай Гракхом; род. в С. Кантене в
1764 г. Осиротев на 16 году, он поступил в ученье к землемеру и после
многолетних скитаний получил назначение члена кадастровой комиссии.
Когда в 1789 г. вспыхнула революция, он бросил свою должность и
фанатически увлекся общим движением. Будучи якобинцем, Б. однако
высказался за падение Робеспьера, но тотчас же стал в оппозицию против
захвативших власть термидористов; и вскоре очутился в заточении. Только
тогда, под влиянием товарищей по заключению, Б. стал приверженцем
коммунизма. После амнистии IV года, Б. стал настойчиво пропагандировать
в своем органе "Le tribun du peuple" социальную революцию. В союзе с
Буонаротти, Сильвеном Марешаль, Антонелло Дарте и другими, он основал
тайное общество, собравшее постепенно, с помощью ловкой организации, до
17000 готовых к бою заговорщиков, главным образом, из среды недовольных
солдат и жандармов; предполагалось овладеть магазинами, складами
провианта и т.п., конфисковать имения противников, раздать их народу и
организовать национальную общность имуществ. Заговор был однако в самый
решительный момент открыт одним из посвященных, в мае 1796 г. Стоявшие
во главе его были преданы суду в Вандоме, приговорившему Бабефа и Дарте
к смертной казни (23 мая 1797). По прочтении приговора оба обвиненные,
пытаясь лишить себя жизни, нанесли себе раны кинжалами, но умереть им не
удалось и на следующий день они были гильотинированы. Остальные
соучастники были частью приговорены к ссылке, частью оправданы.
Филиппо-Буонаротти - один из соумышленников Б., написал "Conspiration
pour l'egalite dite de Babeuf suivie du proces auquel elle donna lieu
etc." (2 т., Брюссель, 1828). Важнейшие из бумага Б., в которых изложен
его проект, напечатаны в прибавлении к соч. Рейбо (L. Reybeaud): "Etudes
sur les reformateurs on socialistes modernes" (2 т., 7 изд., Пар.,
1864). Cp. Aдвилль (Adville), "Histoire de Babeuf et du babouvisme" (2
т.. Пар., 1884).
Бабье лето - так называется начало осени (обыкновенно с 1 до 10
сентяб.), когда по воздуху носятся белые нити. Происхождение этих нитей
долгое время не было известно с точностью. Прежде полагали, что это
паутина очень маленьких пауков, которые, носясь по ветру, выпускают
паутинку до тех пор, пока не прикрепятся к какому-нибудь месту. Менге в
своем сочинении о пауках ("Preussische Spinnen" 6 Abtheil, Данц., 1869 -
74) старался доказать, что летающие нити производятся пауками из след.
родов: тарантул (Lycosa), крестовик (Epeira), придорожник (Thomisus) и
теридион (Theridium). Во время язычества происхождение этих нитей
ставили в зависимость от деятельности богов и по верованию
славян-язычников, один из них покрыл всю землю паутиной. Позднее, по
введении христианства, происхождение их приписывалось Богу и Богородице,
вследствие этого во Франции они называются Fils de la Vierge, в южной
Германии - Mariengarn, Marienfaden или Frauensommer, в Англии Gossame. В
Швеции их называют Dvargsnat, т.е. малая сеть.
Багдад (в средние века носил на Западе название Балдах) - главный
город одноименного азиатско-турецкого вилайета, который, за выделением
из него в новейшее время двух новых самостоятельных вилайетов
(Ливас-Моссул и Басра), имеет не более 1200000 жит. Город находится в
средней Мессопотамии, под 33ё 20' сев. шир., и расположен по обоим
берегам Тигра, причем две трети занимают левый берег реки, носящей там
местное название Шат, старый же Б., резиденция калифов и некогда
величайший город мусульманского Mиpa, лежит на правом берегу. Через Тигр
здесь ведут два, на 17 - 19 понтонах, плашкаутных моста длиною в 200 -
220 м. Восточный город (на левом берегу) окружен почти совсем
обрушившейся стеною, которая в свою очередь обведена глубоким, ныне
безводным рвом, западный защищен осыпавшимся теперь земляным валом;
турецкое правительство проектировало полное восстановление укреплений.
Лежащая в северо-западн. части восточного города четырехугольная,
построенная из кирпича цитадель на половину разрушена и, так как она с
двух фронтов тесно окружена городскими домами, лишена всякого значения.
Дома строятся из кирпича, и состоят из подвала и нижнего этажа, крыша
которого представляет террасу. Почти все окна раскрываются в сторону
двора, который в домах знатных украшается фонтанами. Летом, при
господствующей там сильной жаре, жители проводят дни в подвальных
помещениях (называемых Сердаб), куда не проникает солнечная жара и где
сравнительно прохладно, ночью же они спять на террасах (т.е. плоских
крышах) домов. Зимой настолько прохладно, что приходится для отопления
жилых помещений прибегать к жаровне (мангал), печей в домах нет.
Население (до 60000) представляет пеструю смесь арабов, турок, курдов,
евреев, армян, сирийцев, несториан, многочисленных персов и
незначительного количества индусов. Магометане распадаются на два почти
одинаковых лагеря шиитов и суннитов, относящихся враждебно друг к другу.
До 1831 г., когда население значительно сократилось, вследствие чумы и
наводнения, число жителей превышало 100000 чел. Персы ведут здесь под
покровительством турецкого правительства обширные торговые обороты.
Евреи (20000) живут в особом участке; они имеют три синагоги и ведут
обширную торговлю. Между зданиями выдаются конак (дворец
генерал-губернатора) и английское консульство с прекрасным садом. При
кратковременном управлении Мидхата-паши было много сделано для городских
нужд: узкие улицы расширены, более грязные улицы очищены, заложены у
реки места для нагрузки и выгрузки товаров, но с его отозванием все
приняло прежний вид и даже проект железной дороги в Кербеллу (много
посещаемое паломниками место с могилой имама Гуссейна) оставлен.
При калифах Б. был центром образованности и учености. Теперь
Страницы: «« « 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |