Главная - Справочная литература - Словари
ред. Азрилияна А.Н. - Большой бухгалтерский словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 90 Размер файла: 3784 Кб Страницы: «« « 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » ФОРМУЛА "ЖИРО" - форма обслуживания клиентов, при которой банковские счета используются посредством оплаты почтовых чеков. ФОРМУЛЯР - в торговом обороте это типовой договор, который заранее вырабатывается крупными организациями и предлагается контрагенту для подписания. Контрагент не имеет возможности ни изменять, ни даже обсуждать предлагаемые условия. Правила, регламентирующие применение Ф., разрабатываются международными организациями и коммерческими центрами. См. тж. ПРАВО. ФОРМУЛЯРНОЕ. ФОРФЕЙТЕР - покупатель векселя или целого пакета векселей при кредитовании в форме форфейтинга (см. ФОРФЕЙТИНГ). ФОРФЕЙТИНГ - кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. В отличие от обычного учета векселей коммерческими банками Ф. предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю -форфейтеру (учет "без оборота"). Ф. носит среднесрочный характер - до семи лет. Преимуществами Ф. являются твердая ставка кредитования и относительно простая процедура оформления переуступки векселей. Стоимость Ф., оплачиваемая в конечном счете через цену товара, нередко выше других форм кредита. Наиболее активны в сделках "а-форфе" западноевропейские кредитные учреждения, прежде всего банки Швейцарии, ФРГ, Великобритании. QQQ ФРАНКИРОВАНИЕ - 1. оплата почтовых отправлений наклеиванием почтовых марок в соответствии с тарифом; 2. оплата вперед перевозки и доставки багажа, грузов; 3. порядок включения в цену затрат на транспортировку и хранение грузов. ФРАНКО - в договорах купли/продажи и поставки -термин, применение которого в сочетании с обозначением какого-то пункта доставки означает, что покупатель свободен от расходов по страховке и транспортировке товара до этого пункта (во внешнеторговых сделках, если для достижения обозначенного пункта товар пересекает границу, - и от таможенной очистки товара). Например, франко-вагон - условие, по которому продавец обязан получить вагон и погрузить в него товар. ФРАХТ - 1. одна из форм оплаты морской перевозки грузов, пассажиров либо использования судов на протяжении определенного времени. Порядок оплаты и размер фрахта устанавливается фрахтовым договором. Расчеты по Ф, производят по количеству груза, сданного в месте назначения, реже - по количеству груза, принятого на борт. При перевозке большими партиями малоценного груза Ф. может рассчитываться по количеству груза, указанному в коносаменте. Фрахтователь дополнительно платит за каждый порт погрузки и выгрузки, указанные в фрахтовом договоре. Без согласования с фрахтователем нельзя использовать судно для промежуточных перевозок, даже если такие перевозки осуществляются в попутном балластном направлении. Возможен Ф. на условиях люм-псум. Время и место оплаты Ф. могут быть определены: при сдаче груза к перевозке в пункте отправления, по прибытии в порт назначения, во время или после окончания выгрузки, после сдачи груза грузополучателю и проверки его массы. В мировой практике принят индекс фрахта, разработанный для сопоставления танкерных ставок фрахта независимо от размеров судов и их маршрутов, а в зависимости от стоимости стандартного судна: 2. перевозимый груз, а также сама перевозка груза. ФРАХТО-АВАНС - предварительная плата в счет фрахта; если фрахт оплачивается в порту назначения, аванс может быть выдан в размере 1/3 причитающейся суммы для оплаты судовых расходов; сумму аванса записывают в коносамент. ФРАХТОВАНИЕ - уторговывание и заключение договора на морскую перевозку грузов. ФРАХТ-РЕЛИЗ - индоссамент на транспортировку накладной, сделанный владельцем судна или его агентом, подтверждающий, что фрахт оплачен и товары по их доставке могут быть выданы. ФУНДИРОВАННЫЙ - твердый, устойчивый. ФУНДИРОВАТЬ - придавать устойчивость, долгосрочность, стабильность, закреплять за чем-то постоянным, устойчивым. ФЬЮЧЕРС см. СДЕЛКА. ФЬЮЧЕРСНАЯ. QQQ Х ХАЙРИНГ - среднесрочный лизинг. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТЧЕТНОСТИ, КАЧЕСТВЕННЫЕ - атрибуты учетной информации, которые имеют тенденцию повышать свою полезность. К.х.о. должны быть ориентированы как на пользователей, так и на принятие решений. К К.х.о. относятся: релевантность (предсказуемость, обратная связь, своевременность); надежность (проверяемость, репрезентативная достоверность, независимость); сравнимость (единообразие, последовательность), а также существенность. ХАРРИС, Джонатан - представитель американской учетной мысли, создатель учения о директкость (1936) (см. ДИРЕКТ-КОСТ). ХЕДЖ - срочная сделка, заключенная для страхования от возможного падения цены. Открытие позиции на срочных товарных и фондовых рынках, которая равна по сумме и противоположна по своему характеру сделке, заключенной на обычном рынке. ХИГГИНС, Джон - представитель американской учетной мысли середины XX в., автор концепции центров от ветственности (см. КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРАВИЛО ХИГГИНСА}. ХИЩЕНИЕ - умышленное противоправное, безвозмездное завладение чужим имуществом, сопряженное с его изъятием из обладания собственника с целью обращения в свою собственность или распоряжение как своим собственным. ХИЩЕНИЕ, МЕЛКОЕ - мелкая кража на производстве инструментов, материалов, полуфабрикатов или изделий, а равно присвоение или растрата в мелком размере имущества, вверенного виновному в связи с работой, либо соединенные с разукомплектованием техники или оборудования значительной стоимости. ХОЗЯЙСТВО • 1. производственная единица; 2. производство. экономика; 3. оборудование производства. ХОЗЯЙСТВО, БУХГАЛТЕРСКОЕ - средства регистрации и хранения бухгалтерской информации; процесс бухгалтерского учета. ХОЗЯЙСТВО, КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) -личное хозяйство, представляющее собой форму свободного предпринимательства. На основе использования находящейся в его собственности или арендованной им земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным и равноправным субъектом хозяйственной деятельности. Его собственник пользуется правами юридического лица: открывает расчетный и другие счета в банке, вступает в деловые отношения с предприятиями, организациями, гражданами, выполняет необходимые обязательства. Являясь юридическим лицом, он обязан вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций. ХОЛЬЦЕР, Г. - представитель немецкой бухгалтерской науки первой половины XX в., специалист в области балансоведения. Автор концепции квантификационного" баланса (см. ТЕОРИЯ КВАНТИФИКАЦИОНИОГО" БАЛАНСА}. Все счета Хольцер делил на два ряда: имущества и капитала, отсюда вытекает двойная запись, систематизирующая бухгалтерскую работу. Далее он утверждал, что результат не имеет самостоятельного значения и счет Убытков и прибылей может быть только субсчетом к счету Капитала. ХОРНГРЕН, Чарльз - крупный современный американский теоретик бухгалтерского учета, сторонник идей персонализма. Хорнгрен всячески подчеркивает роль математических уравнений. Он настаивает, что вся хозяйственная деятельность может быть описана тремя главными уравнениями: А = П+ К(1). Поскольку К складывается из вложенного капитала и еще нереформированной его части (К = Ко + К), то А = П + Ко + К (2). Однако К - это чистый доход предприятия, который равен разности между валовыми доходами и расходами (К = Д - Р), поэтому А = П + Ко + Д - Р (3), где А - актив; П - пассив; К - капитал. Суть бухгалтерской практики Хорнгрен сводит к поддержанию уравнения (3). "Не придумано еще такой операции, независимо от степени ее простоты или сложности, -писал Хорнгрен, - которую нельзя было бы проанализировать с помощью уравнения. Самые искусные специалисты из крупнейших во всем мире профессиональных бухгалтерских фирм, столкнувшись с самыми запутанными операциями международных корпораций, будут обсуждать и обдумывать выполняемый ими анализ в категориях и основных элементах балансового уравнения". Основные работы: "Введение в управленческую бухгалтерию", 1986; "Бухгалтерский учет: управленческий аспект", М., 1995 (совместно с Дж.Фостером). ХРАНЕНИЕ - в гражданском праве это договор, в силу которого одна сторона (хранитель) обязуется хранить имущество, переданное ее другой стороной (поклажедателем) и возвратить его в сохранности. ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - содержание в организации в сохранности документов бухгалтерского учета. Организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. ХРАНЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ - предусмотренная законом обязанность покупателя хранить поступившие к нему материальные ценности, оплату которых он не осуществил. ХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ - услуга, предлагаемая большинством коммерческих банков. Она заключается в хранении банком ценностей, принадлежащих его клиентам, в бронированной комнате в индивидуальных сейфовых ячейках (ящиках). Банк может принимать на хранение ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные драгоценные вещи и другие ценности, в том числе документы. ХРАНИЛИЩА, БАНКОВСКИЕ - специально оборудованные места для хранения ценностей банка: денежной наличности в виде бумажных денег и монет, золота, драгоценностей, иностранной валюты, ценных бумаг. В коммерческих банках ценности хранятся в бронированных сейфах либо в помещениях, оборудованных сигнализацией. Здесь могут находиться не только ценности, принадлежащие банку, но и переданные ему в залог в качестве обеспечения кредита предприятиями и частными лицами. ХРОНОМЕТРАЖ - метод изучения затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся трудовых операций, заключающийся в замере их продолжительности и анализе условий их выполнения. ХЭТФИЛЬД, Генри (1866-1945)- представитель американской бухгалтерской науки, сторонник персоналистского направления. Хэтфилд утверждал, что счет Убытков и прибылей - собирательно-распределительный, по позднейшей терминологии французской школы, счет-экран. На нем в течение года фиксируются некоторые данные, которые списываются в результате реформации. Самостоятельного значения счет не имеет. Хэтфилд трактовал амортизацию как регулятив. Она не имеет самостоятельного содержания. Это только потерянная часть стоимости. QQQ Ц ЦЕЛОСТНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - требование к бухгалтерской отчетности, означающее необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы (см. БАЛАНС, ОТДЕЛЬНЫЙ). ЦЕЛЬ - 1. предмет стремления, то что надо осуществить; задача, которую необходимо решить; 2. характеристика поведения системы, направленного на достижение определенного конечного состояния. Обычно формальным выражением Ц. является целевая функция системы. Поведение системы часто удобно описывать в терминах Ц. и средств ее достижения. Однако такое описание условно. поскольку поведение системы прежде всего характеризуется способом задания преобразования изменений среды в значениях существенных переменных. По этой причине Ц. часто оказывается функцией средств, а не независимой категорией. При анализе и синтезе поведения сложных систем использования категории Ц. может быть весьма эффективным. ЦЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ - основная цель аудита заключается в придании достоверности бухгалтерской отчетности посредством выражения независимого мнения о ней. Применительно к хозяйственным операциям и бухгалтерским счетам можно выделить следующие цели, достижение которых ведет к успешному завершению аудиторской проверки, полнота, точность; наличие; разъединение; оценка; права и обязательства; представление и раскрытие. ЦЕЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - для внешних пользователей это формирование информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Внешними пользователями могут быть инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом. Для внутренних пользователей -формирование информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам деятельности, изменениям в ее финансовом положении. ЦЕЛЬ ИНВЕСТОРОВ - стремление инвесторов, помещая свои сбережения в ценные бумаги достичь следующие цели: безопасность вложений; доходность вложений; рост вложений; ликвидность вложений. ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ - конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. ЦЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - наряду с обшей целью любого частного предприятия - получение прибыли хотя бы в долгосрочном плане, возможны другие Ц.п., зависящие от особенностей производимых товаров и услуг и ситуации на рынке (например, достижение определенной доли на рынке данного товара). Ц.п. должны отвечать некоторым требованиям - измеримость, совместимость, сопоставимость, адресность. Ц.п. рекомендуется оформлять в письменном виде и сделать достоянием коллектива. Ц.п., в основном классифицируют по срокам достижения: долгосрочные (стратегические), среднесрочные и краткосрочные (оперативные). Долгосрочные цели являются, естественно, исходным пунктом стратегического менеджмента и планирования и находят отражение в основных направлениях деятельности, философии и политике предприятия. Если две цели взаимосвязаны, а достижение одной из них облегчает достижение другой, говорят о взаимодополняемости целей. Если же цели независимы, а достижение одной из них не влияет на другую, то цели считаются нейтральными. ЦЕНА - 1. денежное выражение стоимости товара; 2. экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; 3. количественное соотношение конкретных спроса и предложения. ЦЕНА, АУКЦИОННАЯ - цена товара, официально зарегистрированная в ходе проведения аукциона. Может существенно отличаться от цены рыночной, так как отражает уникальные, редкие свойства и признаки товара. А.Ц. в значительной степени зависит от мастерства аукциониста. ЦЕНА, БАЗИСНАЯ -1. цена используемая для определения сорта или качества товара; ее согласуют на переговорах между продавцом и покупателем; она служит исходной для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте; при этом в контракте оговариваются скидки и надбавки, которые могут также зависеть и от конъюнктуры рынка; 2. база при определении индекса цен международной торговли (экспортных и импортных), в целом и по отдельным группам товаров. Публикуются в международной и национальной внешнеторговой статистике, периодических экономических изданиях ООН; 3. цена определенного товара с фиксированными параметрами качества, устанавливаемая в момент заключения опционной сделки. При изменении конъюнктуры рынка Б.ц., как правило, сохраняет стабильность, а надбавки и скидки значительно изменяются. ЦЕНА, БИРЖЕВАЯ - цена, складывающаяся из биржевой котировки и надбавки или скидки, в зависимости от качества, удаленности от места поставки, предусмотренного правилами биржи, и других отклонений от биржевого стандарта. ЦЕНА, ВНУТРИФИРМЕННАЯ см. ЦЕНА, ТРАНСФЕРТНАЯ ВНУТРИФИРМЕННАЯ. ЦЕНА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, СМЕТНАЯ - 1. цена и расценки, используемые для определения расчетной стоимости объекта строительства или крупного нестандартного (единичного) промышленного изделия. Основой сметной цены являются нормативы затрат всех ресурсов и их стоимость. В стоимость материальных ресурсов включаются затраты по их доставке. Составляется в момент проектирования объекта и уточняется в ходе исполнения контракта. В настоящий момент сметные цены, как правило, являются договорными; 2. в условиях командной экономики система цен, которая включает единые районные единичные расценки (ЕРЕР) на строительные работы, расценки на монтаж оборудования, средние смежные цены на материалы, изделия и конструкции (см. СБОРНИК РАСЦЕНОК НА МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ, СБОРНИК СРЕДНИХ СМЕТНЫХ ЦЕН НА Ш ТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ И КОНСТРУКЦИИ}, нормы накладных расходов и плановых накоплений. ЦЕНА, ДОГОВОРНАЯ см. ЦЕНА, КОНТРАКТНАЯ. ЦЕНА ЗАКУПКИ - цена, по которой были куплены товарно-материальные ценности; складывается из свободной отпускной цены плюс снабженческо-сбытовой надбавки. ЦЕНА, ЗАТРАТНАЯ - цена, основанная на себестоимости продукции. ЦЕНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ВЫКУПНАЯ - плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена). При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. ЦЕНА ЗЕМЛИ, НОРМАТИВНАЯ - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Н.ц.з. устанавливается для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Земельный налог и арендная плата являются формами платы за использование земли в России. ЦЕНА, ЗОНАЛЬНАЯ - вид регулируемых цен, которые дифференцированы по географическому принципу. В пределах одной зоны уровень цены фиксирован и, за редким исключением, распространяется на продукцию одного вида не зависимо от того, кем она производится. ЦЕНА, КОНТРАКТНАЯ - цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара. В зависимости от условий контракта контрактная цена может быть твердой, то есть зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта: ценой с последующей фиксацией, которая осуществляется в согласованные сторонами в контракте сроки и на основании определенных согласованных источников; скользящей - изменяемой в течение периода действия контракта в соответствии с согласованной сторонами формулой скольжения цены. ЦЕНА, МИРОВАЯ см. ЦЕНА МИРОВОГО РЫНКА. ЦЕНА МИРОВОГО РЫНКА - цены. по которым осуществляются крупные экономические экспортные или импортные раздельные операции, носящие регулярный характер и предусматривающие платеж в свободно конвертируемой валюте. ЦЕНА НА ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА - денежное выражение стоимости строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных фондов. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики (контракторы) формируют цены свободные (договорные) на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, то есть уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в холе строительства, или твердыми (окончательными). ЦЕНА НЕТТО - чистая цена товара на месте его купли-продажи, не включающая скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий поставок, субсидии и т.д. Ц.н. для получателя - сумма, фактически уплаченная продавцу; для продавца - фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с исполнением сделки. ЦЕНА, НОМИНАЛЬНАЯ - 1. цена, опубликованная в прейскурантах. Иногда принимается как базисная цена контракта, от которой происходит исчисление скидок, надбавок; 2. биржевая котированная цена за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок. ЦЕНА ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА - цена, в основе которой лежит общий объем издержек производства, состоящий из затрат на комплектное оборудование, строительно-монтажные работы и инженерно-консультационные услуги. Ц.о.к.с., как правило, выше суммарной цены на отдельные составляющие. Разница в уровне цен обусловлена рядом надбавок, которые делает поставщик комплектного оборудования (за комплектацию, за непредвиденные и др. расходы). В условиях рынка Ц.о.к.с. находится также в непосредственной связи с соотношением спроса и предложения. ЦЕНА, ОПТОВАЯ - цена на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). Обычно цены на большие партии товара ниже, чем на мелкие и значительно ниже розничных цен. ЦЕНА, ОТПУСКНАЯ - 1. цена, по которой предприятие (объединение) или сбытовая организация реализует продукцию потребителям: 2. цена на продукцию, отпускаемую отдельными заготовительными организациями. ЦЕНА ПОТРЕБЛЕНИЯ - сумма продажной цены и стоимости потребления товара за период эксплуатации (например, стоимость техобслуживания, величина страховки, налоги и т.д.). ЦЕНА, ПРЕЙСКУРАНТНАЯ - 1. цена товара, включаемая в прейскурант фирмы: будучи в большинстве случаев номинальной или же отражая уровень фактической цены уже заключенных сделок. П.ц. выступает для продавца и покупателя в качестве исходного пункта при определении контрактной цены; 2. фиксированная цена, устанавливаемая государственным органом ценообразования или предприятием, объединением, концерном и т.д. Если прейскурантная цена устанавливается государственным органом, то она относится к категории регулируемых цен, и используется в случаях: 1) производитель занимает монопольное положение на рынке; 2) продукция (ресурсы) имеют первостепенное значение для экономики: 3)продукция относится к категории социально значимых товаров. Прейскурантные цены включаются в специальные сборники (прейскуранты), в которых указаны уровни цен и условия их применения. ЦЕНА ПРИ ПРОДАЖЕ ЗА НАЛИЧНЫЕ - цена, по которой продавец готов продать свои товары при условии, что покупка будет немедленно оплачена наличными, то есть ему не придется открывать покупателю кредит или платить комиссию компании, выпускающей кредитные карточки. ЦЕНА ПРОДАЖИ, ИТОГОВАЯ - сообщение продавца покупателю об итоговой стоимости товаров в счете-фактуре. Но иногда вместо этого он передает покупателю прейскурант цен вместе с возможными торговыми скидками. Покупатель сам подсчитывает итоговую цену счета-фактуры. ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА - превращенная форма стоимости, лежащая в основе рыночных цен на товары в условиях товарного производства, где цена товара определяется его стоимостью, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, не включающая издержки обращения и прибыль продавца. ЦЕНА, РАЗОВАЯ - цена на продукцию производственно-технического назначения, изготавливаемую по разовому заказу. Р.ц. устанавливается на отдельные экземпляры продукции, не предназначенные к серийному производству, единовременно изготовляемые по индивидуальным чертежам и спецификациям для одного заказчика. ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВА, ЧИСТАЯ - чистая стоимость актива в случае его возможной продажи, то есть сумма, которая будет получена за него, за вычетом издержек на продажу и доведения его до надлежащего состояния. ЦЕНА, РОЗНИЧНАЯ - цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. ЦЕНА, РЫНОЧНАЯ - средняя цена, по которой можно приобрести товар на данном рынке, или средняя цена осуществления сделок по данному товару в конкретный период времени. ЦЕНА, СВОБОДНАЯ • цена реализации товара, складывающаяся непосредственно на рынке. По своему содержанию С.ц. -договорная цена, хотя формального акта договоренности между покупателями и продавцом чаще всего не существует. Но поскольку продавец заинтересован продать свой товар как можно дороже, а покупатель купить как можно дешевле, цена в конечном счете устанавливается с учетом их экономических интересов, хотя и противоречивых. Механизм спроса и предложения определяет уровень С.ц. на рынке товаров. ЦЕНА, СЕЗОННАЯ - закупочные и розничные цены на некоторые сельскохозяйственные продукты (овощи, фрукты), планомерно изменяющиеся по временам года (сезонам). ЦЕНА, СКОЛЬЗЯЩАЯ - цена, устанавливаемая на изделия с длительным сроком изготовления, рассчитываемая на основе принципа скольжения, позволяющего учитывать изменения в издержках производства, которые • имели место за период времени, необходимый для изготовления этих изделий. Издержки производства изменяются в результате изменения цен на сырье, материалы, топливо, изменения ставок заработной платы и т.д. На некоторые виды оборудования (энергетические установки, суда и др.) сроки выполнения работ достигают 4-5 лет. ЦЕНА, СМЕТНАЯ -1. цена, рассчитанная на основе сметы, калькуляции; 2. цены, тарифы, расценки, используемые для определения стоимости нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и расширения действующих предприятий, зданий, сооружений и объектов. Строительные организации при разработке проектов и смет применяют расчетные сметные нормы и расценки для предварительного определении сметной стоимости строящегося объекта. Фактические расчеты между инвесторами (заказчиками) и строительными организациями (подрядчиками) осуществляются по свободным (договорным) ценам. ЦЕНА, СОПОСТАВИМАЯ - цена какого-либо определенного гола или на определенную дату, условно применяемая за базу при сопоставлении в стоимостном выражении объема производства, товарооборота и других экономических показателей в отдельные периоды. ЦЕНА СО СКИДКОЙ - базовая цена товара, уменьшенная на величину скидки, которая предоставляется приоритетному покупателю или заказчику. ЦЕНА, СПРАВОЧНАЯ - вид цен оптового оборота во внутренней и международной торговле. Одной из разновидностей С.ц. являются прейскурантные цены, включаемые в прейскуранты фирм. С.ц. выступает для продавца и покупателя в качестве исходного пункта при определении контрактной цены, фиксируемой в документе о сделке. ЦЕНА, СТАРТОВАЯ - цена, которую организатор торгов объявляет на аукционе в качестве начальной. ЦЕНА, СТУПЕНЧАТАЯ - цена на конкретную продукцию производственно-технического назначения серийного выпуска, последовательно снижающаяся по мере увеличения производства, сокращения издержек и морального старения изделий. ЦЕНА, ТВЕРДАЯ - установленная при заключении договора и остающаяся неизмененной в течение всего срока его действия. ЦЕНА, ТЕКУЩАЯ - цена и тариф, действующие в данный период. Подразделяются на оптовые цены, закупочные цены, цены и расценки в строительстве, тарифы и цены на услуги, оказанные предприятиям, организациям, населению, розничные цены. ЦЕНА ТОВАРА ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ - денежное выражение стоимости товара по договору купли-продажи. Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, а также совершить за свой счет действия, необходимые для осуществления платежа. Когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто. Если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При просрочке продавцом исполнения обязанности передать товар цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара, предусмотренный договором. ЦЕНА ТОВАРА (РАБОТ, УСЛУГ), РЫНОЧНАЯ. цена. сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) и в результате заключенных сделок на соответствующем рынке товара (работы, услуги) между лицами, не являющимися взаимозависимыми лицами. При определении рыночной цены товаров (работ, услуг) сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только при условии, что их взаимозависимость не повлияла на результаты таких сделок. ЦЕНА, ТРАНСФЕРТНАЯ см. ЦЕНА, ТРАНСФЕРТНАЯ ВНУТРИФИРМЕННАЯ. ЦЕНА, ТРАНСФЕРТНАЯ ВНУТРИФИРМЕННАЯ -цена, обусловленная коммерческими принципами взаимоотношений с дочерними предприятиями, филиалами, отделениями фирм, особенно при поставке комплектующих изделий, деталей, запасных частей, агрегатов и т.п. Как правило, данные о В.т.ц. составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношение значительно отличаются от цен, используемых в свободной торговле с разными внефирменными предприятиями, которые на несколько порядков выше. Страницы: «« « 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |