Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Вернадский В.И. - Очерки по истории естествознания в России в XVIII столе

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 54
Размер файла: 383 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

комментаторы отсылают читателей к соответствующей литературе, особенно вышедшей
в последние годы: История естествознания в России. М.: Изд-во АН СССР, 1957, т.
I; Развитие естествознания в России. М.: Наука, 1977 (Часть первая.
Естествознание в России в XVIII веке, с. 7-136); Вопросы географии петровского
времени. Л., 1975; Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до
середины XIX века. М.: 1956; Его же. Мангазея. Л., 1969; Его же. Подвиг Семена
Дежнева. М.: Мысль, 1973; Берг Л. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга,
1725-1742. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946; Гольденберг Л. А. Семен Ульянович
Ремезов - сибирский картограф и географ. М.: Наука, 1965; Его же. Федор Иванович
Соймонов (1692-1780). М.: Наука, 1966; Греков Б. И. Очерки из истории русских
географических исследований в 1725-1765 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1960; Загорский
Ф. Н. Андрей Константинович Нартов (1693-1756). Л.: Наука, 1969; Лебедев Д. М.
География в России петровского времени. М.: Изд-во АН СССР, 1950; Леонов Н. И.
Александр Федорович Миддендорф (1815-1894). М.: Наука, 1967; Лукина Т. А. Иван
Иванович Лепехин (1740-1802). М.; Л.: Наука, 1965; Новлянская М. Г. Иван
Кирилович Кирилов - географ XVIII века. М.; Л.: Наука, 1964; Ее же. Филипп
Иоганн Страленберг. Его работы по исследованию Сибири (1676-1747). М.; Л.:
Наука, 1966; Ее же. Даниил Готлиб Мессершмидт и его работы по исследованию
Сибири (1685-1735). Л.: Наука, 1970; Раскин Н. М. Иван Петрович Кулибин
(1735-1818). М.; Л.: Наука, 1962, и др.
Глава 1
Вводные замечания


1. От автора. - 2. Непрерывность научного творчества в России с начала XVIII
столетия. - 3. Отсутствие преемственности и традиции. - 4. Научное творчество и
научное образование. - 5. Научное творчество как часть национальной культуры. -
6. Единство процесса развития научной мысли. - 7. Общеобязательность научных
результатов.




1.1 От автора
С большими сомнениями и с большими колебаниями приступаю я к этой работе.
Ясно и бесспорно вижу я всю трудность поставленной мною задачи. Ярко чувствую я
малую подготовленность натуралиста при переходе от лабораторной, полевой или
наблюдательной работы в область исторических изысканий. Ибо развитие научной
мысли находится в теснейшей и неразрывной связи с народным бытом и общественными
установлениями - ее развитие идет в сложной гуще исторической жизни, и лишь
долгим усилием научной работы и исторического творчества могут быть в хаосе
прошлого отысканы основания, которые поддерживают современные научные
построения, те корни, которые дадут ростки в будущем развитии научных исканий.
Работа их отыскания по методам исследования и по характеру подготовительных
знаний резко отличается от той, к какой привыкли мы в нашей области мертвой или
живой природы, столь далекой от сложных и капризных проявлений человеческой
личности, ее психической жизни или социальных отношений. Она требует таких
навыков, которые отсутствуют у натуралиста, жившего в другой области научного
мышления.
Эти обычные для историка науки трудности усилены сейчас тем, что историю
естественнонаучной и математической мысли в России приходится набрасывать,
кажется, в первый раз. Но как раз это последнее обстоятельство и заставляет меня
оставить в стороне свои колебания и выступить здесь со своим изложением. Ибо для
меня стоит вне сомнений необходимость понимания русским обществом значения в
истории человеческой мысли своей былой научной работы. Это необходимо не только
для правильного самоопределения русским обществом своего значения в истории
человечества, не только для выработки правильного национальное чувства, - это
необходимо прежде всего для дальнейшего роста и укрепления научной работы на
нашей родине... На каждом шагу мы чувствуем тот вред, какой наносится
дальнейшему научному развитию в нашей стране полным отсутствием исторического
понимания его прошлого, отсутствием в этой области исторической перспективы. Все
прошлое в области научной мысли представляется для широких кругов русского
общества tabula rasa.1 Лишь изредка мелькают в нем ничем не связанные отдельные
имена русских ученых.
Вследствие этого, не охраняемая и не оберегаемая национальным сознанием наука в
России находится в пренебрежении, и русским ученым приходится совершать свою
творческую работу в полном бессилии защитить элементарные условия научной
деятельности.
Принимая даже во внимание общие тяжелые условия жизни для человека XX в. в
обветшалых, несовершенных и во многом диких условиях нашего политического строя,
- даже в этих печальных рамках научная работа могла бы быть поставлена лучше,
если бы русское общество больше сознавало и понимало ее национальное значение.
Наука и научное творчество являются столь же далекими от политики, как и
искусство. Им нет дела до борьбы политических партий, они не связаны прямо с
государственным строем. В государственном быту, где правительственная власть или
поддерживающие ее общественные слои стоят на высоте своей задачи, науке нет дела
до политического строя [1]. Но у нас наука находится в полной власти
политических экспериментов, и, например, история нашей высшей школы вся написана
в этом смысле страдальческими письменами. Русское общество, без различия партий,
должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше партий. Оно
поняло и привыкло ценить русскую изящную литературу, русское искусство, русскую
музыку, Для него ясно их мировое значение, их тесная связь со всей сознательной
исторической жизнью народа. Но оно не сознает до сих пор, что совершенно наряду
с этими сторонами его культурной работы стоит и его творческая и
исследовательская научная работа в течение последних десяти поколений.
Отсутствие этого сознания и понимания представляет главную причину, почему в
борьбе за политические цели дня не охраняются у нас вечные интересы научной
мысли, почему, с другой стороны, так бедно, позорно бедно обставлена научная
деятельность в России и так жалки в этом отношении условия, в которых приходится
работать русским ученым. Умерший в 1912 г. выдающийся русский физик П. Н.
Лебедев создавал школу физиков в подвальном этаже физического кабинета
Московского университета, самого богатого в то время по научной обстановке
университета России. Он закончил свою полную научного творчества жизнь в
неналаженной обстановке городского университета Шанявского [2]. Единственная в
России императорская Академия наук в ряде своих учреждений обставлена была до
самого последнего времени, а отчасти и до сих пор, нищенски, и ее средства - до
новых штатов 1912 г. - были несравнимы с академиями маленьких государств Запада,
не говоря уже о научных созданиях великой англосаксонской расы, Штатов Северной
Америки [3].
1.2 Непрерывность научного творчества в России с начала XVIII столетия

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Вернадский В.И., Очерки по истории естествознания в России в XVIII столе