Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Вернадский В.И. - Научная мысль как планетное явление

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 32
Размер файла: 220 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»

создания. В этом аспекте в течение десятков тысяч лет они иногда играли главную
роль, иногда терялись среди других, выходили на второй план, могли быть
оставляемы без внимания.
19. Ибо тот же исторический процесс всемирной истории отражается в окружающей
человека природе другим путем. К нему можно и нужно подойти чисто научно,
оставляя в стороне всякие представления, не вытекающие из научных фактов.
К такому изучению всемирной истории человечества подходят сейчас археологи,
геологи и биологи, оставляя без рассмотрения все тысячелетние представления
философии и религии, с ними не считаясь, создавая новое научное понимание
исторического процесса жизни человека. Геологи, углубляясь в историю нашей
планеты, в постплиоценовое время, в ледниковую эпоху, собрали огромное
количество научных фактов, выявляющих отражение жизни человеческих обществ - в
конце концов цивилизованного человечества - на геологические процессы нашей
планеты, в сущности биосферы. Без их оценки с точки зрения добра и зла, не
касаясь этической или философской стороны, научная работа, научная мысль
констатируют новый факт в истории планеты первостепенного геологического
значения. Этот факт заключается в выявлении создаваемой историческим процессом
новой психозойной или антропогенной геологической эры. В сущности она
палеонтологически определяется появлением человека.
В этом научном обобщении все бесчисленные - и геологические, и философские, и
религиозные - представления о значении человека и значении человеческой истории
не играют сколько-нибудь [существенной] роли. Они могут быть спокойно оставлены
в стороне. Наука может с ними не считаться.
20. Подходя к анализу этого научного обобщения, заметим, что длительность его
может быть оценена в миллионы лет, причем исторический процесс человеческих
обществ охватывает в нем несколько декамириад, сотен тысяч лет.
Необходимо прежде всего подчеркнуть несколько предпосылок, которые этим
обобщением определяются.
Первой является единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех
рас. Биологически это выражается в выявлении в геологическом процессе всех людей
как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты.
И это несмотря на то, что возможно, и даже вероятно, различное происхождение
человеческих рас из разных видов рода Homo. Едва ли это различие идет глубже, в
разные животные предки рода Homo. Однако отрицать этого пока нельзя. Такое
единство по отношению ко всему другому живому в общем выдерживается во всей
всемирной истории, хотя временами и местами в отдельных частных случаях оно
отсутствовало или почти отсутствовало. Мы встречаемся с его проявлениями еще
теперь, но от этого общий стихийный процесс не меняется.
В связи с этим геологическое значение человечества впервые проявилось в этом
явлении. По-видимому, уже стотысячелетия назад, когда человек овладел огнем и
стал делать первые орудия, он положил начало своему преимуществу перед высшими
животными, борьба с которыми заняла огромное место в его истории и окончательно,
теоретически, кончилась несколько столетий назад с открытием огнестрельного
оружия. В XX столетии человек должен уже употреблять специальные старания, чтобы
не допустить истребления всех животных - больших млекопитающих и пресмыкающихся,
которых он по тем или иным соображениям хочет сохранить. Но многие
десятитысячелетия раньше, близко к своему появлению, он явился той силой, новой
на нашей планете, которая заняла важное место наряду с другими раньше бывшими,
приводящими к истреблению видов крупных животных. Очень возможно, что в начале
он не [на]много в это время выходил из ряда других хищников стадного характера.
21. Гораздо важнее, с геологической точки зрения, был другой сдвиг, длительно
совершавшийся десятки тысяч лет тому назад, - приручение стадных животных и
выработка культурных рас растений. Человек этим путем стал менять окружающий его
живой мир и создавать для себя новую, не бывшую никогда на планете, живую
природу. Огромное значение этого проявилось еще и в другом - в том, что он
избавился от голода новым путем, лишь в слабой степени известным животным -
сознательным, творческим обеспечением от голода и, следовательно, нашел
возможность неограниченного своего размножения.
К этому времени, вероятно, за пределами десятка-двух тысяч лет назад, создалась
впервые благодаря этому возможность образования больших поселений (городов и
сел), а следовательно, возможность образования государственных структур, резко
отличающихся и по существу от тех специальных форм, которые вызываются кровной
связью. Идея единства человечества реально, хотя, очевидно, бессознательно,
получила здесь еще больше возможности своего развития.
Благодаря открытию огня человек смог пережить ледниковый период - те огромные
изменения и колебания климата и состояний биосферы, которые теперь перед нами
научно открываются в чередовании так называемых межледниковых периодов - по
крайней мере трех - в Северном полушарии. Он пережил их, хотя при этом ряд
других крупных млекопитающих исчез с лица Земли. Возможно, что он способствовал
их исчезновению.
Ледниковый период не закончился и длится до сих пор. Мы живем в периоде
межледниковом - потепление еще продолжается, - но человек так хорошо
приспособился к этим условиям, что не замечает ледникового периода.
Скандинавский ледник растаял на месте Петербурга и Москвы несколько тысяч лет
тому назад, когда человек обладал уже домашними животными и земледелием.20
Сотни тысяч поколений прошли в истории человечества в ледниковом периоде.
Но едва ли можно сомневаться сейчас, что человек (вероятно, не род Homo)
существовал уже много раньше - по крайней мере в конце плиоцена, несколько
миллионов лет тому назад. Пильтдаунский человек в Южной Англии в конце плиоцена,
морфологически отличный от современного человека, обладал уже каменными орудиями
и, очевидно, не сохранившимися орудиями из дерева и, может быть, из кости.
Мозговой его аппарат был столь же совершенен, как у современного человека.21
Синантроп Северного Китая, живший, по-видимому, в начале постплиоцена в области,
куда ледник, по-видимому, не доходил, знал употребление огня и обладал
орудиями.22
Возможно, как раз прав А.П. Павлов, который допускал, что ледниковый период,
первое обледенение Северного полушария, началось в конце плиоцена, и в это время
выявился в условиях, приближавшихся к суровым ледниковым, в биосфере новый
организм, обладавший исключительной центральной нервной системой, которая
привела в конце концов к созданию разума, и сейчас проявляется в переходе
биосферы в ноосферу.
По-видимому, все морфологически разные типы человека, разные роды и виды уже
между собой общались, являлись с изначала отличными от основной массы живого
вещества, обладали творчеством резко иного характера, чем окружающая жизнь, и
могли между собой кровно смешиваться. Стихийно этим путем создавалось единство
человечества. По-видимому, прав Осборн23, что человек на границе плиоцена и
постплиоцена, не имея еще постоянных поселений, обладал большой подвижностью,
переходил с места на место, сознавал и проявлял свою резкую обособленность -
стремился к независимости от окружающей [среды].
22. Реально это единство человека, его отличие от всего живого, новая форма

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Вернадский В.И., Научная мысль как планетное явление