Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Краткий курс ВКП(б) 1938 г.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 128
Размер файла: 890 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

     Народники   мешали  рабочему  классу  понять  его  руководящую  роль  в
революции и задерживали создание самостоятельной партии рабочего класса.
     Хотя тайная организация народников была разбита царским правительством,
народнические  взгляды долго  еще  держались среди революционно  настроенной
интеллигенции.  Остатки  народников  упорно  сопротивлялись  распространению
марксизма в России, мешали организации рабочего класса.
     Поэтому  марксизм в  России  мог вырасти  и окрепнуть  лишь в борьбе  с
народничеством.
     Группа "Освобождение труда" развернула борьбу против ошибочных взглядов
народников,  показывала,  какой  вред   приносит  рабочему  движению  учение
народников и их способы борьбы.
     В  своих работах, направленных против народников, Плеханов показал, что
взгляды народников  ничего  общего  не  имеют  с  научным социализмом,  хотя
народники и называли себя социалистами.
     Плеханов первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников.
Нанося меткие удары народническим  взглядам, Плеханов одновременно развернул
блестящую защиту марксистских взглядов.
     В  чем  заключались  основные  ошибочные  взгляды  народников,  которым
Плеханов нанес сокрушительный удар?
     Во-первых, народники утверждали, что  капитализм  в России представляет
"случайное" явление, что он не будет развиваться в России, следовательно, не
будет расти и развиваться и пролетариат.
     Во-вторых, народники  не  считали  рабочий  класс  передовым классом  в
революции. Они  мечтали  о достижении социализма  без пролетариата.  Главной
революционной    силой   народники    считали   крестьянство,    руководимое
интеллигенцией, и крестьянскую общину, которую они рассматривали как зародыш
и основу социализма.
     В-третьих, у народников  был ошибочный  и  вредный  взгляд  на весь ход
истории человечества. Они  не знали  и  не понимали законов экономического и
политического  развития  общества.  Они  были  в  этом  отношении совершенно
отсталыми людьми.  По  их  мнению, историю делают  не  классы  и  не  борьба
классов, а лишь отдельные выдающиеся личности --  "герои", за которыми слепо
идут масса, "толпа", народ, классы.
     Борясь  против  народников  и  разоблачая  их,  Плеханов  написал   ряд
марксистских работ, на  которых учились и воспитывались марксисты в  России.
Такие  работы  Плеханова,  как  "Социализм  и  политическая  борьба",  "Наши
разногласия", "К  вопросу  о  развитии монистического  взгляда на  историю",
расчистили почву для победы марксизма в России.
     В своих  работах Плеханов дал изложение  основных  вопросов  марксизма.
Особо  важное значение  имела его книга "К вопросу о развитии монистического
взгляда на историю", изданная в 1895 году. Ленин указывал, что на этой книге
"воспиталось целое поколение русских марксистов" (Ленин, т. XIV, стр. 347).
     В своих работах, направленных против народников, Плеханов  доказал, что
нелепо ставить вопрос так, как ставили его народники:  должен или  не должен
развиваться капитализм в России? Дело в том, говорил Плеханов, доказывая это
фактами,  что Россия  уже вступила на путь капиталистического развития и что
нет такой силы, которая могла бы ее с этого пути свернуть.
     Задача  революционеров  была  не  в   том,  чтобы  задержать   развитие
капитализма  в России, -- этого они все равно не  смогли  бы сделать. Задача
революционеров заключалась в том, чтобы опереться на ту мощную революционную
силу,  которая  порождается  развитием  капитализма,  --  на рабочий  класс,
развивать его  классовое сознание, организовать его, помочь ему создать свою
рабочую партию.
     Плеханов  разбил  и  второй  основной ошибочный  взгляд  народников  --
отрицание ими передовой  роли пролетариата в революционной борьбе. Народники
рассматривали появление пролетариата в  России как своего рода "историческое
несчастье",  писали  о  "язве  пролетариатства".  Плеханов,  защищая  учение
марксизма  и его  полную применимость  к России, доказывал, что, несмотря на
количественное  преобладание крестьянства  и  сравнительную  малочисленность
пролетариата,-- именно  на пролетариат,  на его  рост  должны  революционеры
возложить свои главные надежды.
     Почему именно на пролетариат?
     Потому, что  пролетариат,  несмотря на его нынешнюю немногочисленность,
является  таким  трудящимся  классом,  который  связан  с наиболее передовой
формой хозяйства, -- с крупным  производством, и  имеет в виду этого большую
будущность.
     Потому, что  пролетариат, как класс, растет из  году в год, развивается
политически, легко  поддается  организации в силу  условий труда  на крупном
производстве и наиболее революционен в силу своего пролетарского  положения,
ибо в революции ему нечего терять, кроме своих цепей.
     Иначе обстоит дело с крестьянством.
     Крестьянство (речь шла об единоличном крестьянстве  --  Ред.), несмотря
на его многочисленность, является таким трудящимся классом, который связан с
наиболее отсталой формой хозяйства, -- мелким производством, ввиду  чего оно
не имеет и не может иметь большой будущности.
     Крестьянство  не только не растет,  как класс, а, наоборот, распадается
из году  в год на буржуазию (кулаки) и бедноту (пролетарии, полупролетарии).
К  тому же  оно труднее поддается организации  в силу своей распыленности  и
менее   охотно    идет   в    революционное    движение    в   силу   своего
мелкособственнического положения, чем пролетариат.
     Народники утверждали, что в  России социализм придет не через диктатуру
пролетариата, а через крестьянскую  общину, которую  они считали зародышем и
базой социализма. Но община не была  и не могла быть ни базой,  ни зародышем
социализма,   так   как   в   общине   господствовали   кулаки,   "мироеды",
эксплуатировавшие  бедняков,  батраков,   маломощных  середняков.  Формально
существовавшее  общинное  землевладение и  происходившие  время  от  времени
переделы земли по душам нисколько  не  меняли  дела. Землей  пользовались те
члены  общины,  у которых были  рабочий  скот,  инвентарь, семена,  то  есть
зажиточные середняки и  кулаки.  Безлошадные  крестьяне,  бедняки  и  вообще
маломощные  вынуждены были отдавать  землю  кулакам  и  идти  в  наймиты,  в
батраки. Крестьянская община была на самом деле удобной формой для прикрытия
кулацкого засилия и  дешевым  средством в руках царизма для сбора  налогов с
крестьян   по  принципу  круговой  поруки.   Потому-то   царизм   не  трогал
крестьянскую общину. Смешно было бы считать такую общину зародышем или базой
социализма.
     Плеханов  разбил  также  третий  основной  ошибочный взгляд  народников
насчет  первостепенной  роли  в  общественном развитии  "героев", выдающихся
личностей, их идей, и насчет ничтожной роли массы, "толпы", народа, классов.
Плеханов обвинял народников в идеализме, доказывая, что правда не на стороне
идеализма, а на стороне материализма Маркса -- Энгельса.

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Краткий курс ВКП(б) 1938 г.