Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1012   1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020  1021   1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030  » »»

Теологи  засвидетельствовали  ее  искренность;  дамский   комитет,   под
председательством  тещи  короля,   засвидетельствовал   ее   девственную
чистоту. Многие требовали от нее чудес и  знамений;  она  отвечала,  что
прислана не для знамений, а для освобождения Орлеана.
   Карл дал Ж. небольшой отряд войска и  знамя,  на  котором  нарисованы
были два ангела, держащие в  руках  лилии  (герб  короля).  В  рыцарском
костюме белого цвета, на черном коне, высокая и стройная Ж.  производила
на толпу сильное впечатление. Под влиянием всего виденного и слышанного,
в ее сознании ясно обозначалась цель ее  подвига  -  освободить  Орлеан,
осажденный  англичанами,  и  короновать  дофина  в  Реймсе;   до   этого
коронования она называла Карла не королем, а дофином. Дело, предстоявшее
Ж., было весьма трудное: вожди разных отрядов Карла совсем не привыкли к
дисциплине и цель войны видели в грабеже областей противной  партии.  29
апреля  1429  года  французский  отряд  проник  в  Орлеан   и   доставил
осажденному городу съестные припасы и подкрепление гарнизона, но гораздо
важнее было нравственное влияние этого  события.  Французы  окончательно
убедились, что Жанна д'Арк - посланница свыше, ангел Божий, и уверовали,
что Франция будет спасена; англичане же, считая ее за демона и колдунью,
объяты были  ужасом.  Укрепления  (бастилии),  воздвигнутые  англичанами
вокруг Орлеана, взяты были одно за другим; 8 мая англичане  должны  были
снять осаду Орлеана, и вслед затем  оставили,  без  боя,  большую  часть
крепостей, воздвигнутых ими по берегам Луары.  18  июня,  при  Патэ,  Ж.
разбила сильный отряд англичан, под  предводительством  лорда  Тальбота.
Все  среднее  течение  Луары  было  очищено  от  неприятеля.  Оставалось
привести короля в Реймс и короновать его. Советники Карла называли поход
на  Реймс  безумством;  только  немногие  понимали,  что  это   народный
крестовый поход и что в таком предприятии сила  в  энтузиазме,  а  не  в
расчете. И действительно, на пути все  крепости  сдавались;  даже  Труа,
наиболее укрепленный, и тот сдался после первого приступа. 16 июля  Карл
вступил в Реймс: Ж. стояла возле короля во время коронации. В этот  день
она выпросила для Домреми освобождение от всех податей.
   Говорят, что  после  коронации  она  просилась  домой;  по  некоторым
известиям, напротив, она сама вызвалась докончить освобождение  Франции.
Первое известие вероятнее. Энтузиазм никогда  не  бывает  продолжителен;
Ж., конечно, чувствовала вокруг себя ослабление религиозно-политического
одушевления. План  предстоявшей  кампании  требовал  расчета;  но  людей
способных рассчитывать движение войск вокруг Карла не было. Как бы то ни
было, с этого времени начались неудачи. Вместе с королем Ж. выступила  к
северу; Компьень и Бовэ сдались без сопротивления, но при  осаде  Парижа
Ж. потерпела поражение и была ранена. Карл, чтобы ее утешить, возвел  ее
род в  дворянство.  Весною  следующего  1430  г.  англич.  снова  начали
наступательные действия и  осадили  Компьень.  Ж.  поспешила  на  помощь
осажденному городу, но была разбита  и  взята  в  плен.  Масса  англичан
видела в ней только колдунью; вожди их чужды были  этого  суеверия,  но,
чтобы  ослабить  впечатление  ее  побед,  охотно  поддерживали   нелепые
взгляды, выдавая Ж. за ученицу и пособницу дьявола.  Суд  приговорил  ее
сжечь живою, что и было исполнено 30 мая 1431 г., в  Руане.  В  1450  г.
Карл VII велел тщательно пересмотреть ее процесс и, разумеется,  никакой
вины за нею не было найдено. Литература о Ж. д'Арк велика: на ее  судьбе
с особенным вниманием остановились, в общей истории Франции, Анри Мартен
и Мишле. Из частных исследований важнейшие: O'Reilly: "Les  deux  proces
de condamnation et de rehabilitation  de  Jeanne  d'Arc"  (Пар.,  1868);
Wallon, "Jeanne D'Arc" (1860, 2  изд.  с  гравюрами,  1876).  В  русской
литературе сделана была д-ром Якоби попытка рассмотреть историю Ж. д'Арк
с психиатрической точки зрения (статья в журнале "Знание").
   Е. Белов.
   Жанр (франц. Genre), бытовая живопись, занимается  изображением  сцен
из общественной и частной жизни. Древние греки и римляне не знали  этого
рода живописи, который, как самостоятельный, возник только в ближайшие к
нам времена, после эпохи  Возрождения.  У  фламандцев  и  голландцев  он
(вместе с пейзажем) сделался преобладающим и национальным; но, занимаясь
изображением рынков, народных гуляний, охот,  попоек,  простых  домашних
сцен, однообразного большею частью содержания, он далеко  не  исчерпывал
всей общественной жизни этих народов. Больной или больная и  врач,  урок
музыки, вестник с письмом, любовные  предложения  и  еще  немного  друг.
подобных сюжетов составляют почти все, относящееся  к  мировой  домашней
жизни. Ссоры  и  драки  в  кабаках,  пляска  -  составляли  единственную
специальность  многих  живописцев;  кузнецы,  странствующие   музыканты,
деревенские зубные  врачи  могут  служить  прибавкою  к  этому  перечню,
который, однако,  в  самом  полном  виде  все-таки  довольно  скуден  по
внутреннему  содержанию.  Испанские  живописцы  старого  времени  писали
иногда отдельные фигуры (напр. Мурильо) не исторического значения, но не
имели в виду изображения собственно бытовой жизни; то же можно сказать о
художественных произведениях итальянских  школ.  Французы  ранее  других
(после фламандцев) обнаружили стремление к изображению  жизни  народа  и
отдельных его слоев. Теперь же бытовая живопись  усвоена  всеми  школами
живописи  и  соответствует  потребности  современных  обществ.   Бытовая
живопись захватывает огромную область разнообразнейших  отношений  между
людьми со всеми их страстями, как они проявляются в действительности,  а
не в вымысле. Художественное значение этого рода  произведений  получило
большое значение, и крупные таланты имеют полную возможность  выказаться
во всей силе в бытовой живописи. С  давних  пор  установился  обычай  не
изображать действующих лиц бытовых событий в  их  натуральную  величину.
Прежде  руководились  тою   мыслью,   что   лишь   события,   получившие
историческую  известность  или  значение,  достойны  воспроизведения  на
больших холстах или стенах с фигурами в натуральный  рост.  Впоследствии
художники от времени до  времени  протестовали  против  такого  умаления
текущей действительности, изображая фигуры обыденного значения  во  весь
рост; так поступал франц. Курбе  в  наше  время,  изображая  французских
крестьян; так пробуют поступать иногда и русские живописцы. В  некоторых
случаях такое увеличение фигур не  беспокоит  эстетического  чувства,  в
других - большая картина  ничего  не  выигрывает  перед  малой  того  же
содержания, и, наконец, иногда малые размеры явно выгоднее для  бытового
сюжета. В этом отношении не  могут  быть  установлены  общие,  для  всех
обязательные правила.
   Ф. Петрушевский.
   Жасмин (Jasminum L.) - род лазящих или  прямостоячих  кустарников  из
семейства маслиновых  (Oleaceae;  но  многими  ботаниками  выделяется  в
особое семейство жасминовых). Всего до 90 видов из теплого  пояса  Азии,
Африки и  Австралии;  европейских  только  два.  Листья  то  супротивные

Страницы: «« « 1012   1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020  1021   1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь