Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» течением А. и Каспием произошел постепенный подъем местности, отклонивший реку к северу. Многочисленные исследования, сделанные после 1870 г., дали возможность собрать множество новых данных. Необычайный разлив А. в 1878 г, прорвал хивинские плотины и дал воде А. сток в озеро Сары-Камыш, в 118 км. к западу от А., и лежащее ниже Каспия. Так как уже ранее было высказано предположение, что озеро Ховарезм или Хварезм, в которое, по известиям арабских географов, впадал Аму - не Арал, а Сары-Камышский бассейн, то некоторые из русских геологов высказали предположение, что Узбой был собственно не рекой, а проливом, соединявшим это озеро с Каспием. Были изследованы и другия сухия русла степи между А. и Каепием, к югу и востоку от Узбоя-Унгузское и Чарджуйское русла. Исследования и нивеллировки показали вместе с тем, что А. отклонился вправо от своего прежнего течения не вследствие подъема почвы-и до сих пор существует значительный склон местности к западу, т. е. к Каспию. Наиболее вероятное объяснение дано бароном Каульбарсом, и оно может быть названо гипотезой осадков; он видеть причину отклонения рек в средней Азии в работе самих рек в зависимости от общего склона местности и существования частных более пологих склонов, называемых им террасами. Отложения осадков реки, в связи с растительностью, особенно камышами и кустами, замедляют течение и ведут к прорыву нового русла в другом месте. В прежнее время Каспий и другие озера занимали большее пространство, чем ныне и поэтому и дельты были далее на восток. Аму-Дарья тогда текла гораздо южнее, у подошвы хребта Копет-Даг. Потом, по мере отступления Каспия, отложения осадков и под влиянием т. н. закона Вера, река стала все более отклоняться вправо и наконец потекла в Аральское море. Теперь, по мнению автора, опять как будто начинается поворот рек влево и может быть когда-нибудь А. опять будет впадать в Каспий. Уже Петр Великий, посылая кн. Бековича Черкасского на восточный берег Каспия и в Хиву, велел ему разведать, нельзя ли поворотить опять Аму к Каспий, чем бы создался непрерывный водный путь от нашей северной столицы почти до границ Индии. Этот вопрос, тогда нерешенный, был вновь поднять в 1873 г. и возбудил страстную полемику. Исследования доказали, что возможность есть, но что если пустить воду из хивинского оазиса, то нужно или очень долго ждать наполнения большой Сары-Камышской котловины, или вести большой и дорого стоющий канал к югу от ее. Вероятно, что Чарджуйское русло и Унгуз были бы удобнее, так как на этом пути нет обширной, низко лежащей котловины в роде Сары-Камыша и притом Чарджуй лежит гораздо выше, чем начало Хивинских каналов, а расстояние по руслам до Каспия приблизительно тоже. Литература. Труды Арало Каспийской экспедиции И. Р. Геогр. Общ. исследования Зубова (Зап. по Общ. Геогр. И. Р. Геогр. Общ., т. XIV), бар. Каульбарса (т. ж. т. IX и XVII) Ленца (т. ж. т. IV); Обручев, "Закаспийская низменность" (т. ж. т. XX); статьи Коншина, Иванова, Стебницкого и т. д. Известия И. Р. Геогр. Общ. и его Кавказского Отдела с 1873; Гельмана, "Прорывы Аму-Дарьи" (Тифл., 1879); Вуд, "A journey to the source of the river Oxus" (Лонд., 1873). Амулет - вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, напр, камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А. упоминается у Плиния и означает средство против яда. Производят слово это -различно: по одному мнению оно происхождения лат. (от amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному- арабского (hamala, носить), и перешло к нам как и выражающее то же понятие слово "талисман", от арабов. Древнейшие А. были у египтян, где они имели форму Скарабея . Ветхий завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все таки у евреев, как наследие язычества, встречаются А. в виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие XXXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке и т. д. Цицит же и Тефилим, т. е. кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У греков симпатическое предохранительное средство называлось вообще филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении. В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые по древнеиталийскому обычаю заключались в футлярчики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, так как слово icJuV, т. е. рыба заключает в себе начальные буквы греческих слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель", принадлежат к чисто христианским символам. Суеверные волшебные средства были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или грекоримского происхождения, или восточного, особенно же иyдейско-каббалистического, напр., так называемые абраксас-амулеты Василидиянцев и других гностических сект 11-го века после Р. X., замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Часто носили еще куски пергамента, с написанными на них начальными стихами Евангелия Иоанна, как предохранительное средство от болезней и несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия и, наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре. На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии, особенно против т. н. дурного глаза. Ср. Копп, "PalaeographUa crUtica" (том 3 и 4, Мангейм, 1829); Евеле, "Uber А." (Майнц, 1827). Амур - р. Восточной Азии, впадающая в Амурский лиман, сев. часть Японского моря. По длине течения и величине речной области это одна из 6 величайших рек Азии, (кроме А. к ним принадлежат 3 большие сибирские реки, впадающие в Ледовитый океан и Желтая и Голубая в Китае). Речная область А. около 1900000 кв. км., но по недостатку съемок большей части этого пространства цифры лишь приблизительны. Длина А. на том пространстве, где он носит это название, т. е. от соединения Шилки с Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |