Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»

целительных средств и т. д.; равно и большая часть положений, на которых
зиждятся естественные науки, основываются на А.,  причем  предполагается
тем большее согласование между отдельными явлениями, чем больше число  и
чем существеннее  значение  выведенных  уже  из  них  заключений.  Более
глубокое  метафизическое  обоснование  целесообразности   аналогического
метода исследования заключается во всеобщей закономерности, единстве,  и
последовательности, замечаемых как во всей природе вместе взятой, так  и
в отдельных ее явлениях, и вполне подтверждаемых  всяким  новым  успехом
естествознания. - В лингвистике под А. разумеют сходство  в  образовании
слов. Она основывается на сравнении подобных форм, причем принимается за
правило, что правильное в одном  случае,  должно  быть  правильным  и  в
подобном  ему.  В  этом   отношении   А.   является   противоположностью
"аномалии". В виду этого А. есть основание всех  грамматических  правил,
которые, будучи извлечены путем  наблюдения  из  языка,  пользовавшегося
долгое  время  полной  свободой,   твердо   установлены   ныне   учеными
исследователями.  В   математике   аналогией   называется   согласование
известных числовых отношений; также  формулы  равенства  двух  отношений
(пропорции) называются, по примеру Евклида, аналогиями.
   В законоведении учение об аналогическом применении закона находится в
связи с учением о толковании закона .Различие между ними  заключается  в
том,  что  толкование,  относясь  лишь  до  случаев  бывших  в  виду   у
законодателя  при  издании  закона,  не   выходить   за   пределы   воли
законодателя; А. же имеет дело с теми случаями, которых законодатель  не
предвидел при составлении закона, но определил бы их в  смысле  того  же
закона, если бы имел их в виду, следовательно А.  выступает  за  пределы
воли законодателя, распространяя ее и на случаи, непредусмотренные самим
законодателем.  Поэтому  А.  имеет  в  виду  не  толкование  закона,   а
применение  его  к  фактам,   случаям,   в   законе   непредусмотренным.
Аналогическое применение закона возможно лишь при следующих условиях: 1)
оно может иметь место лишь при существовании пробела в законодательстве,
т. е.  если  на  данный  случай  нет  соответствующего  закона;  в  этом
отношении аналогическое применение является на ряду с другими  одним  из
средств восполнения пробелов законодательства;  2)  наличность  сходства
между  предусмотренным  в  законодательстве  и  подлежащими   обсуждению
случаями; здесь нет необходимости в абсолютном равенстве,  тождестве,  а
важно  лишь  сходство  в  некоторых  существенных  признаках,  одинаково
характеризующих,   как   случаи   законом   предусмотренные,    так    и
непредусмотренные; 3) необходимо тождество  юридического  основания  для
тех и других фактов, т. е. предусмотренных и непредусмотренных в  законе
(identitas  rationis),   это   выражается   правилом;   где   одинаковое
юридическое основание, там должно быть и одинаковое правило  (ubi  eadem
ratio ibi eadem dispositio). Под юридическим  основанием  здесь  следует
разуметь, не повод  к  изданию  закона  (occasio  legis),  который,  как
находящийся лишь во внешней связи с законом, не может иметь значения для
аналогического применения, состоящего в непременной логической  связи  с
самим законом; точно также  не  может  иметь  значения  цель,  намерение
закона (ratio legis),  т.  е.  та  выгода,  которой  ожидают  достигнуть
посредством данного закона, так как она также не находится в непременной
логической связи с законом, ибо одна и та же цель может быть  достигнута
различными законами. Юридическим основанием, имеющим  значение  для  А.,
является лишь общее начало, из которого  логически  вытекает  закон.  об
аналогическом применении которого  идет  речь;  это  высшее  юридическое
начало, из которого вытекает закон, как  логический  вывод,  существенно
необходимо для аналогического применения закона, и без этих  начал  было
бы  немыслимо  обобщение  и  подведение   под   законную   норму   всего
разнообразия конкретных случаев, вызываемых  самою  жизнью.  Обыкновенно
этот процесс мышления имеет дело  с  отдельным  данным  законом,  причем
вопрос заключается в том, можно ли данный закон применить к  известному,
прямо непредусмотренному в нем случаю; такая А. называется  частною  или
специальною: она есть ничто иное, как распространение данного закона  на
отдельный случай прямо непредусмотренный, в виду сходства этого случая с
бывшим в виду у законодателя.  Но  А.  не  ограничивается  предписаниями
одного закона; нередко требуется вывести какое либо  высшее  юридическое
начало из ряда отдельных законов, иногда даже из целой  системы  данного
законодательства, и такие начала могут быть  применяемы  аналогически  к
случаям, непредусмотренным в целом законодательстве. Такая  А.,  имеющая
отношение к массе законов и даже к целой системе  их,  называется  общею
юридическою аналогиею. К такой А. необходимо  прибегать  в  особенности,
когда самою жизнью создается такая новая форма  правоотношений,  которую
невозможно подвести ни под какой закон в  отдельности.  Такого  рода  А.
составляет  одно  из  важнейших   орудий   юридической   науки,   дающих
возможность построения целой системы начал права, хотя прямо в законе  и
не выраженных, но вытекающих из ряда законов при  помощи  аналогического
их толкования. Основательность и необходимость аналогического применения
законов  в  области  гражданского  права  в  настоящее  время   является
бесспорными,  однако  оно  не  может,  в   смысле   распространительного
толкования, иметь  места  при  таких  законах,  которые  имеют  характер
исключения из общего  правила,  каковы  привилегии  и  особенные  законы
(leges singolares), хотя положения общего закона  (lex  communis)  могут
иметь аналогическое применение к последним. Того  же  нельзя  сказать  о
применении А. к уголовному законодательству; западная практика  восстает
против распространительного толкования уголовных законов, утверждая, что
законы  эти  охраняют  блага  отдельных  граждан  и  что  поэтому,  если
известное деяние не предусмотрено законом, то никакой суд  обложить  его
наказанием не может (nulla poena sine lege).  По  нашему  дореформенному
законодательству  область  аналогического  применения  была  значительно
ограничена; прибегать к А. могли лишь высшие учреждения,  низшим  же,  в
случае недостатка или неполноты закона, предписывалось  представлять  об
этом   своему   начальству,   причем   нередко   судебная   деятельность
обусловливалась  законодательным  разрешением  недоумений  в   отдельных
случаях. С момента  судебной  реформы,  отделившей  власть  судебную  от
законодательной, А. дан широкий простор. По Судебным Уставам  императора
Александра II, все судебные установления обязаны решать деда по  точному
разуму действующих законов и в случае неполноты,  неясности,  недостатка
или противоречия закона соображаться с общим смыслом законодательства, а
под предлогом неполноты ни в каком случай не останавливать решения дела,
под страхом ответственности за отказ в правосудии. (Уст. Гражд.  Судопр.
ст. 9 и 10; Уст. Угол. Судопр. ст. 12 и 13).
   В богословском учении евангелической церкви под аналогией Св. Писания
(A. der Schrift)-разумеют то основное положение, что  неясные  выражения

Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь