Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 125   126   127   128   129   130   131   132   133  134   135   136   137   138   139   140   141   142   143  » »»

определенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признают
его не  коренным  еврейским,  а  заимствованным  у  иноплеменников.  Но,
принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до  плена  Вавилонского,
на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский  плен  и
знакомство с  верованиями  вавилонян  могли  иметь  и,  вероятно,  имели
некоторое значение в раскрытии библейского учения  об  А.,  но  значение
только  внешнее.  Они  возбуждали  к  частному  раскрытию  этого  учения
параллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологии
зависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших  уже
понятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы,
нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многие
места, говорящие об А., как личностях  самостоятельных  и  отдельных  от
Иеговы. Так, в  рассказе  о  видении  Иаковом  лестницы  А.  восходят  и
нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам  Иегова  (Быт.  XXVIII,  12,
13).  Тис.  Навину  явился  вождь  сил  Иеговы,   а   А.   впоследствии,
обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд,  по  которому  А.
ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих  Божие
могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы  в  мире,  словом
личная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических  книгах
Библии выражается  иногда  олицетворение  явлений  природы,  как  орудий
божественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются от
таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления  природы,
духовные существа, а  не  физические  силы.  Некоторая  неопределенность
библейского  учения  об  А.  объясняется  своеобразным,  сравнительно  с
другими религиозными  представлениями,  взглядом  Библии  да  отношение.
ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и  в  культе
его не имеют никакого  самостоятельного  значения;  они  не  боги  и  не
полубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек  знает
настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их  признать
Божественное повеление.  Они  предполагаются  известными,  и  потому  на
первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. без
упоминания об их  происхождении  и  определения  их  природы.  Посланный
говорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится,  как
о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. -
Ср. Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.);
Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II,  под  ел.  "Engel").Эд.
Рим,  "Handworterbucb  d.  bibl.  Alterthums",  (1884.  т.  1,  под  сл.
"Engel").
   Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на  Кивоте
Завета были  изображены  крылатые  херувимы;  в  храме  Соломоновом  два
больших херувима  с  крыльями  покрывали  все  пространство,  занимаемое
Ковчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении  колесницы
изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги  у
них с ступнями тельца и  блестящими,  как  медь;  с  лицом  человеческим
соединялись с правой стороны лице льва, а с левой - тельца и орла;  2-мя
крылами они летали, а 2-мя покрывали лица  и  проч.  (Иезек.  1,  1-28).
Менее сложна символика у  пророка  Исаии  в  изображении  Серафимов,  но
все-таки  символика   обильная.   Древнее   христианское   искусство   в
изображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображение
А. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями,  но  без
тела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало  А.  в  виде
зрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые  столетия  А.
изображались  обыкновенными  людьми.  Об  этом  мы  знаем  от  церковных
писателей  и  из  дошедших  до  нас  памятников  искусства.  На   фреске
Благовещения II века арханг. Гавриил изображен  в  украшенной  тунике  с
орарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В  древнем
изображении трех отроков в пещи  на  А.  такое  же  одеяние,  как  и  на
отроках. Таким образом, древнее  христианское  искусство  в  изображении
ангелов отличается  от  языческого  в  его  изображении  гениев  Если  и
встречаются   между   древними   христианскими   памятниками   языческие
изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV века
является  в  христианском  искусстве  весьма  слабое  желание   отличить
изображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже  в  V
в. не определилась еще эта форма изображения, и А.  изображаются  или  с
сиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А.
в виде странника, с посохом в руках. С  VIII  в.  уже  изображают  А.  с
крыльями,  сиянием  и  посохом,  посохи  иногда  оканчиваются  крестами.
Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархического
положения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем  не
знала. Эта манера принадлежит  Византийскому  искусству.  Ф.  К.  Крауз,
"Real Encykiop. d. christl. Alterthumer" (1880, сл. "Engelbilder").
   Ангина (жаба)-под этим названием древняя и народная медицина разумеют
все болезненные состояния, при которых появляется затруднение  глотания,
затруднение речи и припадки  удушья  в  зависимости  от  воспалительного
состояния зева и бронх. Главнейшие из них следующие: воспаление  гортани
(angina laryngea), воспаление  трахеи  (angina  trachealis),  воспаление
н„ба (angina faucium), миндалевидных желез (angina tonsillaris),  язычка
(angina uvularis) и т. д. Воспалительные состояния,  судя  по  характеру
патологического  процесса,  имеют  различные  наименования;   воспаление
гортани и воздушных путей с налетом в виде пленок назыв.  круппом  (ang.
membranacea),   или   дифтеритом   (angina   gangraenosa,   Diphteritis,
Garodillo); воспаление  зева,  сопровождающее  всегда  почти  скарлатину
(angina scarlatinosa); воспаление, сопровождающееся  отечным  состоянием
ткани  (angina   oedematosa   или   отек   гортани).   Последнее   часто
присоединяется к воспалительным состояниям, катарам и опухолям гортани и
окружающих ее частей;  предоставленная  самой  себе,  angina  oedematosa
осложняется легко отеком  голосовой  щели,  обусловливающей  смертельный
исход заболевания. Грудная жаба  (angina  pectoris)  имеет  неправильное
название, так как припадки этого заболевания находятся в зависимости  от
какого-либо страдания сердца. Главнейшие симптомы ангины суть: сухость и
царапанье в горле, болезненность при глотании или  полная  невозможность
глотать, охриплость, кашель, свистящий вдох и  выдох,  припадки  удушья,
часто появляющиеся по ночам и сопровождающиеся синевой лица, конечностей
и т. д. Местное исследование может указать  на  локализацию  и  характер
заболевания; лечение сообразуется с результатом исследования. Чаще всего
употребляют в этих случаях холодные или горячие  компрессы  вокруг  шеи,
полоскания, вдыхание пара, местные кровеизвлечения, рвотные, проносные и
т.  д.  В  опасных  случаях  жизнь  может  быть  сохранена  своевременно
сделанной трахеотомией. Против наклонности к возвратам ангины наилучшими
средствами служат общее закаливание, в особенности  ног  и  шеи,  частое

Страницы: «« « 125   126   127   128   129   130   131   132   133  134   135   136   137   138   139   140   141   142   143  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь