Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 128   129   130   131   132   133   134   135   136  137   138   139   140   141   142   143   144   145   146  » »»

духовенства; наряду с этим, для диссентеров существует гражданский брак.
Право  назначать  по  духовному  суду  наказания  ограничивается   почти
исключительно по отношению к самому духовенству. Отлучение от  церкви  и
интердикт,  хотя  законом  и  не  отменены,  но  уже  давно   вышли   из
употребления.  Зато  епископские  суды  пользуются   правом   временного
запрещения  отправления  духовных  треб  и  удаления  от  должности,   а
архиепископские-правом   отрешать   на   всегда    духовных    лиц    за
безнравственные или нарушающие догматы проступки от должностей и  лишать
их духовного сана. Епископы также могут быть отрешаемы от должности,  но
сохраняют свой сан. Церковные суды весьма разнообразны; ряд их инстанций
от архидиаконского суда или других низших судов восходить до епископских
и от епископских до  архиепископских;  напротив  того,  высший  суд  или
судебная комиссия тайного  совета,  постановляющая  приговоры  от  имени
королевской  власти,  есть  учреждение,  состоящее  только  из  светских
членов. Культ регулируется  требником,  Prayer  book,  пересмотренным  в
последний раз в 1662 г. Ordinations formular в том  же  году  изложен  в
нынешнем своем виде. Катихизис 1570 г. имеет силу лишь  для  церкви,  но
парламентом  утвержден  не  был;  такое  же  отношение  существует   для
множества канонических  постановлений.  За  исключением  этих  последних
случаев, все  учреждения  государственной  церкви  состоят  под  охраною
парламента, который поэтому принимает участие и в решении всех  вопросов
церковного законодательства.
   Что касается внутреннего теологического развития англиканской церкви,
то  неуклонная  ее  ортодоксальность  вошла  в  пословицу.   Английскому
национальному  характеру  свойственно  вообще  обращать  гораздо   более
внимания на церковную жизнь и  ее  формы,  чем  на  дальнейшее  развитие
внутреннего учения,  за  исключением  некоторых  небольших  сект,  напр.
квакеров и др., разница между различными  церковными  общинами  касается
почти исключительно церковного устройства и литургии. Англия раньше, чем
Германия, имела свой  просветительный  период  (Aufklarungsperiude),  но
тамошние свободомыслящие и деисты принадлежали исключительно в светскому
сословию, отчасти к высшим слоям общества, между тем как духовенства это
движение почти вовсе не  коснулось.  Сделанная  латитудинариями  попытка
смягчить  церковную  ортодоксию  посредством  возвращения  к  общей  для
различных религиозных толков библейской основе в ХVIII стол.,  встретила
временно  сочувствие  и  у  кембриджского  духовенства,  но  была  скоро
подавлена; с другой стороны, методисты со своим учением о всепобеждающей
благодати принуждены были выйти из государственной церкви. Более  важное
значение получил основанный в 1846 г. евангелический союз,  который,  на
основании изложенного в 9 статьях учения старопротестантской ортодоксии,
призывал   всех   благочестивых   христиан,   принадлежащих   к   разным
евангелическим церковным толкам, к общей  борьбе  против  усиливающегося
католицизма. Этот союз, имевший  свои  разветвления  также  во  Франции,
Германии и Америке, встретил особенное сочувствие у  диссентеров,  но  в
нем участвовали и англиканские священники, несмотря  на  свое  церковное
положение. Наиболее обильное последствиями явление в англиканской церкви
представляет  в  новейшее  время  борьба   между   "верхнецерковною"   и
"нижнецерковною" партиями (Highchurch men и Lowchurch  men).  Вторая  из
этих партий, по месту собрания  своих  митингов  обыкновенно  называемая
"экзетер-голльскою",  в  последние  десятилетие  приобрела   сторонников
преимущественно  между  низшим  духовенством  и  в   среднем   сословии.
Предметами ее деятельности служат, главным образом,  дела  практического
благочестия, распространение Библии, обращение в христианство  язычников
и  евреев,  раздача  духовных  сочинений,  уличная  проповедь,  школьное
обучение, внутренняя миссия между ворами, нищими,  падшими  женщинами  и
проч. Ее чрезвычайно  обширная  деятельность  почти  всюду  совпадает  с
практическими стремлениями диссентеров. Но эта партия вовсе не думает  о
какой-либо реформе  церковного  учения;  напротив  того,  она  оставляет
церковные  догматы  во  всей  их  неприкосновенности  и   старается   по
возможности  укрепить  их.   В   противоположность   Low   church   men,
верхнецерковная  партия,  находящая  опору   в   духовной   и   светской
аристократии  и  в  обоих   старейших   университетах,   оксфордском   и
кембриджском,  упорно  придерживается  своеобразных   преданий   слепого
формализма государственной церкви. Вместо того, чтобы стремиться, заодно
с диссентерами, к "христианской деятельности", она обращает главное свое
внимание на  сохранение  во  всей  чистоте  внешних  форм  англиканского
культа.
   Впрочем, в последнее время верхнецерковная  и  нижнецерковная  партии
сблизились между собою, чтобы вместе бороться против возникающего  более
свободного критического направления (так называемого Broad church  men).
Это направление выражается особенно  в  сочинениях  Давидсона,  Макея  и
Колензо и в очерках, вышедших под заглавием "Essays and rewiews" (1861),
авторы которых, д-р  Темпель,  д-р  Уильямс,  Поуэлл,  Уильсон,  Годвин,
Паттисон и Джоветт, принадлежат, за исключением одного, к  англиканскому
духовенству.  Направление  означенных  опытов   состоит   в   стремлении
опровергнуть представление о боговдохновенном  происхождении  библейских
книг  и  в  установлении  исторического  понимания  и  истолкования  их.
Вызванное этим движение еще  продолжалось,  когда  натальский  (в  южной
Африке) епископ Колензо выступил с критикою пятикнижия  Моисея  и  книги
Иисуса Навина. В научном отношении она стояла  гораздо  ниже  означенных
исследований, но так как автором ее был епископ; то она обратила на себя
еще большее внимание. Для противодействия этому "еретику", в первый  раз
после слишком столетнего перерыва собралась конвокация, которая и издала
постановленное обеими ее палатами  осуждение  его;  40  архиепископов  и
епископов Англии и Ирландии, с примасом  во  главе,  потребовали,  чтобы
Колензо  сложил  с  себя  свой  епископский  сан,  но  он  упорно  этому
противился.

   Литература:    Штейдлина,    "Allgemeine    Kirchengeschichte     von
Grossbritannien" (2 т.,  Геттинген,  1819);  Соамеса,  "History  of  the
reformation of the church of  England"  (4  т,  Лондон,  1826);  Вебера,
"Geschichte der akath. Kirchen und Sekten  in  Grossbritannien"  (2  т.,
Лейпц.,  1845-53);  Мерля  д'Oбинье,  "Geschichte  der  Reformation   in
England" (в немецком переводе, Штутг., 1854); Ранке,  "Engl.  Geschichte
in XVI и XVII Jahr.";  Вейнгартена,  "Die  Revolutionskirchen  Englands"
(Лейпц.,  1868);  Клаусницера,  "Gottesdienst,   Kirchenverfassung   und
Geistlichkeit  der  bischofj.  engl.  Kirche"  (Берд.,   1817);   Функа,
"Organisierung der engl. Staatskirche" (Альтона, 1829); Бориса,  "Eccles
Hastical Law" (Лондон, 1842);  Роджерса,  "A  practical  arrangement  of
ecclesiastical Law" (Лондон, 1849).

Страницы: «« « 128   129   130   131   132   133   134   135   136  137   138   139   140   141   142   143   144   145   146  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь