Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 137   138   139   140   141   142   143   144   145  146   147   148   149   150   151   152   153   154   155  » »»

Париже (т. 1 и 2, 1864-72). Переводили также на немецкий язык  некоторые
избранные отрывки: Штольберг, Фосс, Конц,  в  особенности  же  Гердер  в
своих "Zerstreute Blatter" (ч. 1 и 2) и  Якобс  в  "Lebenund  Kunst  der
Alten"(2 т., Гота, 1824);  в  новейшее  время  Регис  (Штутгарт,  1856).
Полный перевод предпринят  был  Вебером  и  Тудихумом  (Штутг.,  1838  и
след.).
   Мы не имеем  ни  одной  древней  римской  А.;  только  более  поздние
писатели стали составлять сборники на  подобие  греческих;  они  черпали
материал из одного большого сборника, относящегося к VI в. после Р.  X.,
или же выбирали разбросанный в рукописных сочинениях и надписях.  Первым
таким составителем был Скалигер, издавший "Catalecta  veterum  poetarum"
(Лейд., 1573); к этому сборнику примкнули: т. н. "Priapeia"  и  изданные
Питеем в Париже 1590 г. "Epigrammata et poemata vetera ex  codicibus  et
lapidibus collecta". Этими изданиями пользовался Петр Бурман Младший для
своей "Anthologia veterum Latmorum epigraininatuia et poematum" (2 тома,
Амстердам, 1759-73 которая заключает в себе 1544 отдельных стихотворений
и во второй раз пополненная и исправленная издана Майером (2 т., Лейпциг
1835). В 1869 г. было предпринято Ризом новое  критическое  издание,  из
которого многое было исключено.
   Литературы  восточных  культурных  народов  весьма  богаты  подобными
сборниками,  в  которых  или  сгруппированы  по   отдельным   предметами
извлечения из лучших поэтов, или же  выдержки  из  стихотворений  одного
поэта; к ним часто присоединены  биографические  заметки.  изложенные  в
хронологическом порядке, по  национальностям.  Древнейшую  известную  А.
имеют китайцы в книге Ши-кинг, которая принадлежит к каноническим книгам
и авторство ее приписывается  Конфуцию.  Санскритская  литература  имеет
сравнительно только немногие антологические сборники. Зато богаче в этом
отношении арабская литература, от которой  обычай  составлять  антологии
перешел в персидскую литературу; персидские же  многочисленные  и  часто
очень обширные сборники, называющиеся  "Tedskireh",  послужили  образцом
для тюркских, османских и мусульмано-индусских сборников.
   Многочисленные сборники избранных отрывков из произведений поэтов или
других писателей, которые являются во всех  европейских  странах,  носят
тоже часто название А.; их цель обыкновенно педагогического и  популярно
исторического характера и поэтому они имеют  весьма  малое  литературное
значение. А. весьма сходна хрестоматия.
   Антонелло да-Мессина, собственно  Антонелло  д'Антонио  -  живописец,
род. в начале XV столетия. Свое  художественное  образование  получил  в
Риме,  но  первоначальная  его  деятельность  принадлежит  Сицилии,  его
родине. Около 1473 г. А. поселился в Венеции; предание  гласит,  что  он
впервые познакомил художников Венецианской школы с  масляными  красками,
которые он, будто бы, изучил у Ян-ван-Эйка. Но на самом деле  во  второй
половине XV столетия это  искусство  получило  в  Венеции  уже  всеобщее
распространение, тогда как  большинство  других  итальянских  школ  и  в
начале XVI столетия оставалось  еще  при  безжизненной  технике  водяных
красок. А. умер в Венеции в 1493 году. Его  картины  составляют  большую
редкость; значительная часть их  хранится  в  Венецианской  академии,  в
Лондонской национальной галерее  и  в  Берлине;  в  Вене  находится  его
"Спаситель в гробу", в Мессине же - церковные  картины.  Вообще  же  вся
жизнь и деятельность Антонелло, так и вопрос о  подлинности  большинства
приписываемых ему картин, представляют много темного.
   Антоний святой, называемый также  А.  Фивским-отец  монашества;  род.
около 251 в  Коме  близ  Ираклеи  в  Верхнем  Египте.  Раздав  все  свое
имущество бедным, он, ради благочестивого жития, удалился в 270  в  одну
из гробниц вблизи своей родины,  а  позднее  еще  дальше  в  пустыню,  в
развалины замка. Здесь, терзаемый страшными видениями, он  вел  жестокую
борьбу против собственной плоти. Лишь  изредка,  как  наприм.  во  время
преследования христиан 311, А. появлялся из своего уединения, чествуемый
народом, как святой. Когда  ученики  последовали  за  ним  в  пустыню  и
построили свои жилища вблизи от него, А. стал проповедовать им молитву и
труд. Сам он питался одним  хлебом  и  солью.  Его  жизнеописание  полно
рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных  святым,
но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического
благочестия. А. умер 106 лет, около 356 года. В католической  церкви  А.
пользуется весьма высоким значением. История его искушений составляла  в
течение многих столетий  неисчерпаемую  тему  для  художников.  Наиболее
известна картина Давида Теньера в старом Берлинском  музее.  В  новейшее
время на эту же тему написана французским писателем Г. Флобером легенда:
"La tentation de St Antoine".  Молитва  этому  святому  помогала  против
названной его именем болезни - антонова огня, часто  свирепствовавшей  в
средние века и состоявшей в  омертвении  членов,  вследствие  отравления
спорыньей. Один богатый французский дворянин, именем Гастон,  вымоливший
выздоровление  своего  сына  от  этой  болезни  перед  мощами  А.  в  С.
Дидьеде-ла-Мот, основал в  благодарность  (1095)  Госпитальное  братство
святого А., для ухода за больными и защиты паломников,  и  сам  сделался
его первым гроссмейстером.  В  1096  на  Клермонском  соборе  орден  был
утвержден  папой,  принял  в  1218  обет  монашества  и  1298  превращен
Бонифацием VIII в братство по уставу бл. Августина,  с  тем,  чтобы  его
гроссмейстер   назывался   аббатом,   имел   свое   местожительство    в
Дидье-де-ла-Мот и  был  генералом  всех  монастырей  ордена.  Настоятели
монастырей назывались комтурами, позднее прецепторами. Одежда  антонитов
или антонианцев, как они назывались в качестве каноников, была черная  с
крестом  из  синей  финифти  на  груди,   в   виде   Т.   Многочисленные
пожертвования  сделали  их  богатыми  и  доставили  их  ордену   широкое
распространение. Их прецептор в Лихтенберге был до реформации  канцлером
витенбергского университета. Еще в XVIII ст. они имели много монастырей,
особенно во Франции, но в 1774 г.  слились  с  мальтийцами.  Образа  св.
Антония считались предохранительным средством против пожаров.
   Антоний  (Марк)-триумвир,  сын  претора  и   внук   ритора   Антония,
родственник Цезаря по матери своей Юлии, род. в 83 г. до Р. X. В  юности
вел жизнь весьма рассеянную; теснимый кредиторами, бежал в  Грецию,  где
начал было слушать философов  и  риторов,  но  вскоре  проконсул  Сирии,
Габиний, поручил ему пост начальника конницы. В походе против Аристовула
в Палестине равно как  в  Египте,  где  он  содействовал  вступлению  на
престол Птолемея Аулета, А. проявил много мужества и искусства. В 54  г.
он прибыл в Галлию к Цезарю и, при содействии последнего, получил  в  52
г. квестуру. В этой должности он состоял при Цезаре до 50 г., в  котором
вернулся в Рим. Там он сделался народным трибуном и авгуром. Приверженец
Цезаря, А. в начале января 49 г. вступился за него в сенате, в  качестве
трибуна, вместе с сотоварищем своим Kaccиeм Лонгином.  Но  вмешательство

Страницы: «« « 137   138   139   140   141   142   143   144   145  146   147   148   149   150   151   152   153   154   155  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь