Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 136   137   138   139   140   141   142   143   144  145   146   147   148   149   150   151   152   153   154  » »»

область операций, и современный хирурга, под защитой антисептики,  смело
оперируют на таких местах, который прежде считались заповедными.  Вместо
карбол.  кислоты,  обладающей  неприятным  запахом,  в  настоящее  время
употребляются салициловая кислота, бензойная и  борная  кислоты,  тимол,
уксуснокислый глинозем,  сулема,  Йодоформ  и  многие  другие  вещества,
принадлежащие преимущественно к так назыв. в химии ароматическому  ряду.
Сфера  применения  антисептических  средств  не   ограничивается   одной
хирургией. Успехи современной бактериологии, особенно в том направлении,
которое  сообщено  ей  гениальными  исследованиями  Пастера,  заставляют
надеяться, что они сослужат  еще  великую  службу  человечеству  в  деле
избавления его от самых страшных, именно инфекционных болезней.
   Антитеза  (греч.)-буквально  противоположение,  означает  в  риторике
фигуру, заключающаяся в сопоставлении двух противоположных, но связанных
между собою общей точкой зрения, представлений. Напр.,  в  мирное  время
сын хоронит отца, в военное- отец сына.
   Антихрист - Представление об антихристе возникло еще в первые времена
христианства, как понятие о  посланном  дьяволом  лице,  которое  должно
появиться  незадолго  до  второго   пришествия   Христа   на   землю   и
сосредоточить  все  зло,  существующее  на  земле  для   борьбы   против
Христианской церкви. В конце концов этот посланник сатаны будет побежден
вновь явившимся на землю Христом. Представление об  А.  возникло  не  на
еврейской,  а  на  христианской  почве,  но  прообразы  его  были  и   в
ветхозаветной церкви, напр. в лице  нечестивого  Антиоха  Эпифана,  царя
четвертой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить Иудеев к
язычеству и водворить "мерзость запустения" (Дан. IX, 27;  XI,  31;  ср.
Матф. XXIV, 15). Предсказание о нем усматривается в пророчестве о Гоге и
Магоге(Иезек., ХХХVIII, 2; XXXIX, 1; ср. "Откровение Иоанна" XX, 8).  По
учению апостола Павла это будет человек греха, но будет выдавать себя за
Христа, за самого Бога (2-е к Фесс. II, 3 и след.). Вследствие  кровавых
преследований христиан в Риме в царствование Нерона, христиане  привыкли
смотреть на Римскую  империю,  в  которой  еще  евреи  видели  четвертое
всемирное царство, о котором говорил Даниил, как  на  сосредоточие  всех
враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение А.  Сохранившееся
до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придет бороться
против царства Мессии.
   Начиная с ХIII века в партиях и сектах, отложившихся от папы, принято
было усматривать А. в лице папы и римской иерархии. Это  замечается  уже
во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Виклефа,  чешского
реформатора Янова и других. Воззрение на папу  как  на  А.  символически
перешло и в учение лютеран. В греко-восточной церкви с XV  века  считали
А. сарацино-турецкое  господство  Мохаммеда,  и  в  1213  г.  даже  папу
Инокентия III. Пришествие А. ожидалось в 1000 г., при  начале  Крестовых
походов, при появлении чумы или черной смерти, голода и других  бедствий
в XIV веке. А. видели затем в Наполеоне I в 1805 г. и в 1848 и 49 г. его
усматривали  в  личностях  тогдашних  революционных  деятелей.   Наконец
звериное число 666 приурочивалось и к Наполеону III.  Еще  Роджер  Бэкон
(умерший в 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836,
стирались  подобно  современным  ирвингианцам,  вычислить  на  основании
Апокалипсиса точное время пришествия А. У евреев позднейших времен также
встречается представление об А., обозначаемом под именем Армиллия (т. е.
губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем,  плешивом,  12  фут.
росту и 12 же фут. толщины.
   Антология  (греч.,  т.  е.  цветослов,  лат.   florilegium)-   служит
обыкновенно  заглавием  сочинения,  представляющего  сборник   избранных
статей, стихов, изречений или афоризмов. Уже  в  древности  составлялись
такие сборники, особенно, маленьких,  по  большей  части  эпиграфических
стихотворений различных авторов; из числа таких А. более  всех  известна
греческая. Первый составитель такого сборника был Мелеагр  из  Гадары  в
Сирии около 60 г. до Р. X.; потом на этом поприще  известны:  Филипп  из
Фессалоники, вероятно во времена Траяна, Диогениан из Гераклеи,  Стратон
из Сард (оба последние жили при Адриане) и в VI в. после Р.  X.  Агафий.
Но все эти древние  сборники,  которые,  впрочем,  носили  разнообразные
заглавия, не дошли до нас. Мы имеем только два более  поздние  сборника:
один, составленный в Х  в.  Константином  Кефалом,  который  пользовался
своими  предшественниками,  в   особенности   Агафием;   второй-Максимом
Планудом в XIV в., константинопольским  монахом,  который  вообще  своим
выбором из Антологии Кефала обнаружил совершенное отсутствие вкуса, но с
другой  стороны  присовокупил  известное  число   любопытных   эпиграмм,
относящихся в особенности к произведениям искусства.  Последний  сборник
издан был впервые ученым греком Иоанном Ласкарисом, во Флоренции 1494, и
был еще потом несколько раз перепечатан, напр., в Венеции 1503 г.  и  во
Флоренции 1519 г. Из всех до сих пор упомянутых сборников  исключительно
последний был известен долгое время, и  только  Генрих  Степан  выпустил
издание в Париже  1566  года,  пополненное  и  из  других  источников  и
перепечатывавшееся  впоследствии  много  раз.  Известно  еще  издание  с
латинским  метрическим  переводом  Гуго  Гропия,   начатое   деБошем   и
оконченное Леннепом (5 т., Утрехт, 1795-1822). Между тем Салмазий  нашел
1606 в гейдельбергской библиотеке  единственный  уцелевший  список  Анз.
Константина Кефала, сравнил его со списком Плануда и выписал из него все
поэмы, которых у Плануда  не  было.  Однако,  обещанное  им  издание  не
явилось в свет, равным образом, как и издание, предпринятое  д'Орвилдем.
Гейдельбергская рукопись в Тридцатилетнюю войну была перенесена  в  Рим,
оттуда во времена революционных войн в  Париж  и,  наконец;  в  1816  г.
возвратилась в Гейдельберг. В это время несколько раз  выдержки  из  ее.
Салмазия и Сильбурга, являлись в печати  во  всем  своем  объеме  или  в
отрывках под заглавием: "Anthologia inedita". Весь материал  увеличенный
отрывками древнейших писателей, идиллиями буколических  поэтов,  гимнами
Калимаха и эпиграммами, найденными в надписях и других сочинениях, издан
Брункол в "Analecta veterum poetarum Graecorum" (3 т., Страсб.; 1776)  и
потом, но с некоторыми пропусками. Якобсом в его "Anthologia Graeca sive
poetarum Graecorum lusus ex recensione Brunckii" с объяснениями (13  т.,
Лейпц., 1794-1814). Затем Якобс приготовил второе издание  на  основании
копии, сделанной в Риме 1776, из пфальцской рукописи; в основание  этого
издания вошла рукопись Ант. Константина Кефала, к  которой  присоединены
эпиграммы, найденные у Плануда и в других источниках: "Anthologia Graeca
ad fideni codicis olim Palatini none Pamini ex apographo Gothano  edita"
(3 тома, Лейпциг, 1813-17). Валькер присовокупил сюда два дополнения  из
различных  источников  в  "Sylloge   epigrammatum   Graecoruni"   (Бонн,
1828-29). Новое издание по  подобному  плану  с  латинским  переводом  и
комментариями Дюбнера (умершего до окончания второго тома)  появилось  в

Страницы: «« « 136   137   138   139   140   141   142   143   144  145   146   147   148   149   150   151   152   153   154  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь