Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 » »» Апертура (Apertura) - начало, открытие; в анатомии отверстие начало, ведущее в какую-нибудь полость, напр. рта; в оптике- крутое отверстие в зрительной трубке; в юриспруденции - упразднение ленного имения. Апис (егип. Нарi) - священный бык, имевший свой храм в Мемфисе . По рассказу Манефона культ А. был установлен уже при второй египетской династии, царем Кайехом (около 3600 г. до Р. X.), одновременно с культом быка Мневиса в Гелиполе и Мендесского козла. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Фиса, где главным культом был культ Озириса, которому и посвящен А.; А. первоначально был только живым символом Озириса, который сам называется образно "быком преисподней", поэтому то Плутарх и говорит, что А. есть одухотворенное изображение Озириса; для народа же он был по словам Страбона самим богом, тоже самое, что Озирис. Точно также, как и Озирис, А. был в самом близком соотношении с Нилом; на эту связь указывает уже его египетское название Нари, так как иероглифический знак для "Нила" есть Нари. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь А. (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать пребывание воды в Ниле. По нахождении нового А. его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество A., Natales Apidis, относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Больше 25 лет А. не должен был жить и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. Отношение же А. к Мневису в Гелиополе было такое, что хотя оба они, как мы достоверно знаем, были посвящены Озирису, но первый из них считался быком луны, второй же быком солнца, и первого некоторые называют сыном второго. По Плутарху, А. был произведен на свет лучем месяца; между приметами его есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны же жрецы направлялись к А. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни А. указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. А. должен был быть черным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового А. праздновалось во всей стране. А. приписывались также и пророческие силы, как и вообще в позднейшее время, особенно в греч. римскую эпоху, ему приписывалось многое, что было совершенно чуждо его первоначальному символическому значению. Введенный во время первых Птоломеев в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис, должен был быть приведен в связь с древним мемфисским Озирисом А., так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять. Апогей (от греческих слов apo - от и gh - земля) - есть та точка орбиты солнца или луны около земли, которая наиболее удалена от центра земли. В этом же смысле употребляются слова "афелий" относительно солнца, "апоиовий" относительно Юпитера, "апосатурний" относительно Сатурна. Реже говорят апоарес и др. для других планет, для которых вообще употребляется выражение "апопланет" в противоположность "перипланету", как ближайшей к центру планеты точки орбиты ее спутника. Точка апогея прямо противоположна точке перигея, ибо обе эти точки - концы линии апсид, и изменяют свое положение с изменением положения линии апсид. Таким образам, изменение направления линии апогея, напр. луны, непосредственно получается и изменения положены перигея ее орбиты. Что касается расстояния точки апогея, то изменение этого расстояния зависит от изменений эксцентриситета лунной орбиты и большой оси ее. Апокалипсис (греч., знач. откровение), так называется последняя книга новозаветного канона, "Откровение Иоанна". Сочинение это составляет пророческий компендий всемирной и церковной истории, начиная от Неронова гонения на церковь до кончины мира. Цель книги вселить христианам стойкость в вере, приготовить их к предстоящему мученичеству, но в то же время она дает им надежду на торжество царства Мессии над всеми врагами. По древнецерковному сказанию апостол Иоанн написал как четвертое Евангелие с тремя посланиями, так и А. Ср.: Люке, "Versuch einer vollstandigen Einleitung in die Оffcubariing des lohannes" (2-е изд., 3 ч., Бонн, 1848 - 52); Эвальд, "Johannes А." (Геттинген, 1862 г.); Де-Ветте, "Kurze Erklarang der Offenbarung lohannis" (3 изд. Меллера, Лейпциг, 1862); Дюстердик, "Handbuch tiber die Offenbarung Johannis" (2 изд., Геттинген, 1865); Фолькмар, "Kommentar zur Offenbarung lohannes" (Цюрих, 1862); Блек, "Vorlesungen Uber die A." (Берлин, 1862). Апокрифы (греч.)-сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставить их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно также, как не заключается в нем и мало помалу развившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. е. внесенный в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг. Но установление этого списка повело к сильным спорам в древней церкви, да и теперь еще представители разных христианских вероисповеданий расходятся в своих взглядах на этот вопрос. А. делятся на ветхозаветные и новозаветные. К А. Ветхого Завета относятся: три книги Маккавеев (из которых Лютер перевел только первые две), книга Юдифи, книга Товита, книга Иисуса Сираха (с предисловием, которое также не перевел Лютер), книга Премудрости Соломона, книга Варуха. Послание Иеремии (у Лютера 6-ая глава книги Варуха), так называемая третья книга Эздры (также Эздра 1 не переведена Лютером) и некоторые позднейшие прибавления к книгам Даниила и Эсфири. Все эти книги и прибавления не были приняты в канон палестинских евреев, так как они были написаны по большей части в то время, когда собирание священных книг иудеев было уже закончено (во второй половине IIго века до Р. X.). Часть А. была первоначально написана по-еврейски, напр. изречения Сираха и первая Книга Маккавеев, имеющая целью защищать интересы Асмонейской династии (Sarbeth Sarbane). Как названные четыре А., так и книга Товита, а по всей вероятности, также и книга Варуха и Послание Теремии писаны первоначально по-еврейски, хотя они до нас дошли только в греческом переводе. Вторую группу ветхозаветных апокрифов образуют написанные первоначально погречески: греческая обработка Эздры (Эздра III), так называемая третья книга Маккавеев (история одного гонения против египетских евреев во время Птоломея Филопатора), дополнения к Эсеири и Даниилу, написанная в духе александрийскоиудейской религиозной философии, книга Премудрости Соломоновой. Кроме того к ветхозаветным А. должны быть причислены также и некоторые другие, частью известные нам только по названию, книги, из Страницы: «« « 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |