Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  » »»

обмывание последних  холодною  водою,  холодный  полоскания,  запрещение
много кричать, говорить,  петь;  у  мужчин  предохранительным  средством
служит борода.
   Aнгиo... (с греческого aggoV, сосуд) означает собственно  кровеносные
сосуды. Часто входит в состав сложных слов: ангиология-учение о  сосудах
(составная  часть   анатомии),   ангиоитес-воспаление   сосудов   (жил);
ангиопатия-страдание сосудов; ангиоплек-перевязка сосудов для  остановки
кровотечения;   ангиорексия-разрезание   сосудов;    ангиостеноз-сужение
сосудов; ангиостоз-окостенение сосудов, ангиотомия
   -искусственное вскрытие и рассечение сосудов.
   Ангкор  или  Онгкор-название  обширных,  величественных  развалин   в
индокитайском государстве Камбодже, недалеко от границы с Сиамом,  к  С.
от города Сиемраба, на озере Талесабе; между ними  особенно  замечателен
т.  н.  Накхон-Ват,  посещаемый   и   ныне   буддистскими   паломниками,
полуразрушенный храм с  бесчисленным  множеством  статуй  и  барельефов,
равно  как  и  многочисленными  надписями,  заимствованными   из   мифов
браманизма.  Навхон-Том,  исполинские  развалины  древней  столицы  этой
страны,  вместе  с  Накхон-Ватом  служат  неопровержимым  свидетельством
высокой цивилизации ее в доисторическое время. Ср. Бастиана, "Die Volker
des ostl. Asien", т. 4, "Reise durch Kambodscha nach Cochinchina" (Иена,
1867).
   Англиканская  церковь-так  называется   государственная   церковь   в
Великобритания и Ирландии.  Реформационная  по  своему  учению,  она  по
отношению к культу и церковному устройству  занимает  среднее  положение
между   протестантской   и   католической   церквами.   В   отличие   от
многочисленных реформатских сект  в  Англии,  которые  все,  согласно  с
реформатскими принципами, имеют пресвитерианские порядки, она называется
также епископальною. За исключением  Великобритании  и  ее  колоний,  А.
церковь имеет многочисленных приверженцев  только  в  Северной  Америке.
Совершенно  своеобразное  положение,  занимаемое   А.   церковью   между
протестантскими  общинами,  объясняется   ходом   исторических   событий
английской реформации. Во второй половине средних  веков  Англия  более,
чем всякое другое из  европейских  государств,  страдала  под  давлением
римской иерархии, а потому еще в XIV  стол.  сделалась  восприимчивою  к
реформационным идеям. Джон Виклифф еще задолго до  Лютера  вызвал  своею
деятельностью,  особенно  в  среде  образованных  сословий,  религиозное
движение,  направленное  против  всего  иерархического  устройства  того
времени, против почитания святых,  отпущения  грехов,  тайной  исповеди,
пресуществления хлебов, чистилища и проч., и имевшее целью возвращение к
простоте  Священного  писания  и  апостольских  пресвитерских  порядков.
Сторонники Виклиффа, получившие от своих противников прозвище лоллардов,
были жестоко преследуемы, но память о нем жила в народе и проложила путь
сочинениям Лютера, которые с 1519 проникли в Англию. Затем, с  1526  г.,
Джон Фрит (Fryth) и Уильям Тиндаль начали переводить на английский  язык
Евангелие. Король Генрих VIII (с 1509) сначала был  противником  Лютера,
разошелся потом с папством из за своего брака с Анной Болейн и по совету
Томаса Кранмера и Томаса Кромвеля  провозгласил  самого  себя  верховным
главою английской церкви. Парламент  присоединился  к  его  решению,  но
между тем как  монастыри  были  упразднены,  образа  и  мощи  сожжены  и
церковные имущества отобраны в казну, король, под страхом смертной казни
и   конфискации   имущества,   приказал    сохранить    семь    таинств,
пресуществление хлебов, безбрачие духовенства и тайную исповедь  (1539).
Король хвалился, что он,  вместо  Бога,  непосредственно  после  Христа,
управляет церковью, что он в своем королевстве - "как душа в  теле,  как
солнце  в  мире".  Но   эта   затея   самозванного   реформатора   могла
поддерживаться только страхом и вместе с  ним  сошла  в  могилу  (1547).
Регентство, учрежденное на время малолетства  его  сына  Эдуарда  VI,  с
герцогом  Сомерсетским  и  Томасом  Кранмером,  в  звании   архиепископа
кентерберийского,  во  главе,  отменило  церковные  законы   Генриха   и
осторожно подготовило реформацию. В Кембридж были призваны Мартин  Бюсер
и Павел Фэджи (Fagi), в Оксфорд Петр Мартир и  Бернанден  Окчино,  чтобы
воспитывать подрастающее поколение богословов в протестантской  вере.  В
42  правилах  веры,  установленных  в  1542,   заключается   уже   чисто
евангелическое  учение,  но  при  этом   удержано   было   епископальное
устройство, а также большая  часть  прежних  обрядов.  Попытка  королевы
Марии  (1553-58)  восстановить  католицизм  не  имела   успеха.   В   ее
царствование умерло мученическою смертью до 400 противников  папства,  в
том числе Томас Кранмер, епископы Гупер глочестерский, Риддей лондонский
и Латимер ворчестерский. По смерти Марии вступила на престол  дочь  Анны
Болейн, Елисавета, у которой католики тщетно оспаривали власть в  пользу
шотландской королевы, Марии Стюарт. В ее продолжительное и  энергическое
правление  (1558-1603)  реформация  победоносно   выдержала   борьбу   с
католицизмом. Епископальное устройство, равно как большая часть  римских
обрядов, образа, распятия,  свечи,  церковные  облачения  и  проч.  были
удержаны. Напротив того, королеве  была  снова  предоставлена  верховная
власть в церкви, ограниченная лишь  законами,  а  формулированное  в  39
статьях, на собранном  в  Лондоне  в  1662  г.  синоде,  вероисповедание
Эдуарда VI, было в 1571 г., с разными осторожными смягчениями по спорным
между  реформатами  и  лютеранами  вопросам,   поставлено   под   охрану
парламента. Тот же порядок вещей был введен и в  Ирландии,  несмотря  на
сопротивление тамошнего католического населения.
   Вместе с тем еще при Елисавете явились  новые  реформатские  секты  в
лице пуритан, пресвитериан и индепендентов, которые  шли  еще  далее  по
пути реформ, отвергая королевскую  власть  в  церкви,  сан  епископов  в
католические обряды, как "наследие антихриста", и  несмотря  на  строгие
меры, принимаемые против этих диссентеров или нонконформистов, равно как
и против католиков, "королевской реформации" еще долго грозила опасность
с обеих сторон. При Иакове I (1603-25), сыне  Марии  Стюарт,  обманувшем
надежды  шотландских  пресвитериан,  ненависть   католиков   разразилась
Пороховым заговором, а его сын и преемник Карл  I  за  свою  преданность
католицизму и неограниченной верховной власти сложил голову  на  эшафоте
(1649). Пуритане, имевшие с 1640 г. перевес в парламенте и пытавшиеся на
вест-минстерском  синоде  (1643-49)  изменить  в  своем  духе  церковные
учреждения, культ и учение, должны  были  уступить  место  более  рьяным
реформаторам,  индепендентам,   политический   вождь   которых,   Оливер
Кромвель, правил английскою республикою  (1649-58),  как  теократический
диктатор. Восстановление монархии (1660) было равносильно восстановлению
епископального  устройства.  Новым  попыткам  Стюартов  сделать   страну
католическою,  а  правление  неограниченным,   положила   конец   вторая
революция 1688 года. В договоре,  который  был  заключен  парламентом  с

Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь