|
Главная - Искусство - Культура
Клюкин И. - Удивительный мир звука Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 40 Размер файла: 273 Кб Страницы: «« « 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » сполохи переменной интенсивности. Быть может, эта картина недалека от одной
из ближайших по времени и более или менее совершенных реализаций
цветомузыкальных систем.
У нас в стране интерес к цветомузыке велик, В Харькове состоялось
открытие городского концертного зала цветомузыки. Присутствовавшим на
премьере посетителям (их уже нельзя назвать просто слушателями) были
предложены произведения Вагнера, Чайковского, Листа, Дебюсси в интерпретации
автора цветовых композиций Ю. Правдюка. Аналогичные концерты состоялись в
Москве, Казани, Ленинграде и других городах страны, причем в каждом случае
характер цветового сопровождения и системы реализации этого сопровождения
были различными.
1 марта 1826 года Пушкин записал в альбоме пианистки М. Шимановской:
...Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь мелодия...
Цветомузыка, о которой, как видно из книги Э. Дарвина, задумывались уже
в пушкинские времена, быть может, одно из совершеннейших проявлений
эстетической стороны музыкального искусства. Но есть у музыки и другая, так
сказать, прагматическая сторона. Музыка может настраивать и мобилизовывать
человека, успокаивать и лечить его. Конечно, и это не ново. Тот же Секст
Эмпирик, активнейший из философов-скептиков, написавший ряд трактатов против
представителей различных профессий, в трактате "Против музыкантов" принужден
все же признать целебную силу музыки. Пифагор указывал на музыку как на
главнейшее средство гигиены духа. В различные века нашей эры интерес к
психологическому воздействию музыки не ослабевал.
В США была организована Национальная ассоциация музыкотерапевтов;
представители ее составляют лечебные каталоги музыки; это так называемая
музыкальная фармакопея ("музыкопея"). У истоков движения в США стоял еще Т.
Эдисон, отобравший с помощью специалистов-музыкантов более сотни различных
музыкальных произведений, которые должны были воздействовать на
эмоциональное состояние слушателей. Некоторые произведения рекомендовались
"для умиротворения", другие -- "для приятных воспоминаний", "для любви",
"для пробуждения веселости" и даже "для развития чувства преданности" В
России в 1913 году виднейшим психиатром В М Бехтеревым также было основано
"Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее
гигиены".
Наиболее часто нуждаются в действии музыки как лечебного средства для
уменьшения раздражительности, чувства тревоги, нервного утомления, для
подъема тонуса. Какую же музыку следует предложить в этих случаях? Веселую,
бравурную, легкую, эстрадную? Конечно, здесь многое зависит от музыкального
вкуса и от характера человека. Но почти во всех случаях помогают
произведения Шопена, Шуберта, Бетховена, Прокофьева. И, конечно же, Баха,
всеисцеляющего Баха, имя которого называет почти каждый из опрашиваемых лиц.
А если по утрам из репродуктора несутся "для увеличения бодрости и создания
трудового настроя" трескучие марши и пьесы некоторых современных
композиторов с их ассонансами и формалистическими вывертами, это указывает
лишь на неосведомленность музыкального редактора в области психоакустики. В
радиовещании Прибалтийских республик чаще звучит по утрам спокойная
мелодичная музыка, и ее "мобилизующий эффект" оказывается сильнее, чем у
наивно-бравурных маршей. Благотворно влияние подобной музыки как средства,
снимающего утомление, в частности, после долговременного действия мощного
производственного шума.
Каков же механизм целебного воздействия музыки? Некоторые исследователи
полагают, что он обусловлен прежде всего ассоциативными памятными связями.
Слов нет, под камерную (да и не только камерную) музыку Шумана, Скрябина,
Рахманинова хорошо "вспоминается", всплывают умиротворяющие ассоциации
детских и юношеских лет. Но, по-видимому, музыкопея обусловлена не только
этими факторами. Иначе как, например, объяснить, что ипохондрик, по
свидетельству специалистов, испытывает облегчение, слушая скорбную музыку, а
сверхвозбужденный больной успокаивается при звуках быстрых, резких
музыкальных композиций?
Некоторые лица, возможно, со слабым типом нервной системы испытывают
утомление и даже угнетение от вагнеровских труб и литавр (звучащих,
например, в увертюре к "Риенци") или от симфоний Брукнера. С другой стороны,
М. Горький, которого едва ли можно заподозрить в слабости нервной системы,
писал в одном из писем: "Много не могу слушать музыку, нервы не
выдерживают".
Цветомузыка и музыкопея -- "старинные новинки". Но, как видно, за много
веков, прошедших с начала их появления, прогресс в исследовании этих явлений
относительно невелик. И дело здесь прежде всего в сложности процессов их
воздействия на человека. У них -- все в будущем.
А теперь, когда мы поговорили в ряде очерков о звуках, издаваемых либо
воспринимаемых человеком, травмирующих его или дающих ему успокоение и
наслаждение, впору поговорить о звуках "малых сих" -- окружающего нас
животного мира, и среди них прежде всего о звуках, издаваемых существами,
обитающими в водоемах планеты,
БОЛТЛИВЫЙ!
"МИР БЕЗМОЛВИЯ".
ЭХО-ЛОКАЦИЯ В ПРИРОДЕ
Те, кто обрекают всех рыб на молчание и глухоту, весьма мало знают
природу рыб.
Клавдий Элиан
О голосах птиц, животных говорить не приходится: каждый человек слышал
их много раз, иногда с наслаждением, иногда с тревогой. В работе орнитолога
и зоолога XIII века Ф. Гогенштауфена уже содержались интересные сведения о
строении слуховой системы некоторых пернатых. Укажем лишь, что сейчас птичьи
голоса иногда используются в практических целях. Так, чтобы предотвратить
столкновение птиц с самолетами (для которых такие столкновения могут
оказаться губительными), транслируют через мощный репродуктор записи криков
ужаса самих птиц, и эти крики отпугивают пернатых от трассы самолета.
Известен опыт воспроизведения магнитофонных записей тех же птичьих голосов
для того, чтобы отгонять полчища насекомых от посевов или садов.
Совсем другое дело -- голоса обитателей моря. Конечно, замечание
древнеримского писателя Элиана о возможности их звукового общения было
забыто, и даже великий акванавт Жак-Ив Кусто, до времени не интересовавшийся
подводной акустикой, назвал одну из своих первых книг о глубинах океана
"Миром безмолвия" (впоследствии он, правда, пользовался уже определением
"Мир без солнца"). Чувствительные гидрофоны, совершенная звукоанализирующая
аппаратура позволили в наше время морским биоакустикам в короткий срок
Страницы: «« « 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |