Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Клюкин И. - Удивительный мир звука

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 40
Размер файла: 273 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40  »

подвергающихся озвучиванию.
     Как  бы  то  ни  было,   явление   ультразвукового  противообрастающего
облучения "работает".  Частоты  и интенсивность  излучаемого звука  выбирают
такими,  чтобы он не вызывал травмирующего  действия  на личный состав судов
(ведь  при работе вибраторов и вызванных ими колебаниях обшивки определенное
излучение  происходит  и  внутрь судна). Оказалось,  что достаточно  сильное
угнетающее действие на балянусов и их собратий наблюдается уже при мощностях
вибраторов 200--300 ватт. При большой  толщине обшивки судна, как  установил
В.В. Корнев, мощность вибраторов приходится увеличивать.
     Сколько  же  вибраторов  требуется для  эффективных мероприятий  против
обрастания? Может быть, ими потребуется усеять подводную  часть судна? П. И.
Щербаков  в  своей  статье  в  научно-популярном журнале  указывает,  что на
отечественных судах  устанавливают не  более шести вибраторов,  а  иногда их
количество сокращают до двух. Режим их  работы может быть либо  непрерывным,
либо периодическим. Последнее  обусловлено  тем,  что  процесс  прикрепления
личинок  обрастателей к корпусу судна продолжается несколько часов (до  20),
поэтому даже при периодическом включении  вибраторов вероятность уничтожения
личинок достаточно велика. Во время движения судов вибраторы  можно включать
реже, так  как возникающие при ходе судна гидродинамические силы содействуют
срыву личинок с поверхности обшивки.
     И если случайные купальщики в какой-либо из гаваней почувствуют  резь в
ушах, беспокоиться не следует: просто одно из  стоящих вблизи судов включило
вибраторы  ультразвуковой защиты.  Но ультразвук этот таков, что убивает  он
только мелкие морские  организмы, которые любят селиться  большими колониями
на подводной части судов.

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ У ЧЕЛОВЕКА
     "УТИНАЯ РЕЧЬ"?
     Термин  "гелиевая речь" установился в международной  практике уже более
десятилетия  назад.  Связан  он  с глубоководными  погружениями водолазов  и
аквалангистов. Во  избежание физиологических нарушений в их скафандры вместо
обычного  воздуха  вводят гелиево-кислородную смесь. Речь водолаза при  этом
сильно  деформируется   Частота  резонансов  полостей   рта  и   носоглотки,
участвующих  в речеобразовании, смещается вверх,  соответственно  изменяются
частоты  характерных  составляющих   речи   --   формант,   определяющих  ее
разборчивость. При  повышенных давлениях это смещение еще  увеличивается,  и
тогда речевая  связь между  водолазом  и  обеспечивающим  судном  становится
практически невозможной. Учитывая "бубнящий" характер  такой  речи, ей  дали
еще одно наименование -- "утиная".
     Значительные работы по улучшению условий речевой связи выполнены  в США
и   Японии.  Один   из  первых   методов   исправления   искажений   речи  в
гелиево-кислородной смеси был основан на искусственной "обратной" деформации
спектра речевого сигнала в тракте магнитофонной записи. Оказалось, что метод
невозможно  использовать  для непосредственной  непрерывной связи,  так  как
требуется известное время на запись и воспроизводство  обработанной  речевой
информации.
     Лабораторией  прикладных   наук  военно-морских   сил  США  в  Бруклине
совместно  с рядом фирм было  выполнено много исследований и  разработок  по
обеспечению  нормальной  речевой  связи  с водолазами и  акванавтами  при их
глубоководных погружениях.  Хороший результат  получен при использовании так
называемой  вокодерной техники,  применяемой  в  искусственных  синтезаторах
речи. Использовались многоканальные (до 34 частотных каналов) вокодеры.
     Дальнейший  прогресс обусловило  привлечение  цифровой техники. Речевой
сигнал,  сначала   несколько  растянутый  электронным  трактом  во  времени,
превращается  в  серии  двоичных  импульсов преобразователя  "аналог-цифра".
Полученные  импульсные группы вводятся в накопительные регистры  Далее серии
импульсов переводятся в непрерывный сигнал преобразователем "цифра-аналог" с
учетом обеспечения нормального времени произнесения слов.
     При опытах связи  с акванавтами подводной исследовательской лаборатории
"Силэб"  было получено увеличение разборчивости  речи с  20% (что характерно
для обычной  телефонной связи с человеком, находящимся в гелиево-кислородной
атмосфере) до 90%. Заметно возросла естественность звучания речи в телефоне.
     Спектрограмма  фразы  на  английском  языке,  произнесенной  в  воздухе
(верхний  рисунок)  и  в  гелиево-кислородной смеси (нижний  рисунок). Видно
усиление колебаний  высоких  частот при звучании речи  в гелиево-кислородной
смеси.
     Специалисты признают,  что хотя в принципе проблему  улучшения качества
речевой связи с водолазами и акванавтами можно считать решенной, потребуются
еще  большие усилия  для того, чтобы сделать аппаратуру связи более простой,
дешевой  и  компактной.  Нуждаются   в  отработке  электронные   устройства,
корректирующие "гелиевую речь" при изменении глубины нахождения водолаза или
акванавта.
     В  подводной эре будущего  устройства  для коррекции  речевой связи как
между самими "гомо акватикус" -- людскими обитателями подводного мира, так и
между ними и людьми на поверхности моря или земли займут достойное место.

СВЕТОМУЗЫКА И МУЗЫКОПЕЯ
     ...Река  звуков...  переносит в  душу  слушателя  настроения, навеянные
вдохновением артиста, возносит ее в царство вечной красоты...
     Г, Гельмгольц. О физиологических основах музыкальной гармонии
     Мы говорим, что  некоторое произведение отличается  музыкальностью даже
тогда, когда оно является видом живописи.. Конечно, и поэты также называются
творцами мелодий.
     Она  же  (музыка)  является утешением  в  страданиях. Поэтому  флейты и
наигрывают  мелодии  для  людей,  пребывающих в скорби,  облегчая  тем самым
страдания последних.
     Секст Эмпирик. Против музыкантов
     Музыка -- колыбель  акустики. И не коснуться ее, говоря об удивительном
в мире  звука,  невозможно.  Хотелось  бы  сказать  о  поисках человечеством
правильных интервалов  между  тонами разной частоты, рождающих гармонические
созвучия; о создании Пифагором с помощью опытов на его монохорде (а проще --
натянутой на  деке  струне  с перемещающимся зажимом)  первого  натурального
музыкального строя; о перевороте,  совершенном  в  XVII веке одним неведомым
ранее органистом,  которому удалось то, что не удавалось Кеплеру и Эйлеру, и
который  создал  более  совершенный  равномерно темперированный  музыкальный
строй,  сохранившийся  до  нашего  времени;  о  великих  мастерах  прошлого,
которые, не имея современных физико-математических представлений  о процессе
звучания тел, создавали  тем не менее  неповторимые  по качеству скрипки;  о
музыкальных   исканиях  и   порождениях   XX   века   --  "узкоинтервальной"
четвертитонной  музыке; о  различных "музыках шумов",  "рисованной музыке" и

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Клюкин И., Удивительный мир звука