Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 144   145   146   147   148   149   150   151   152  153   154   155   156   157   158   159   160   161   162  » »»

     НОС ГАЛАН-ГАЭОФВаллийский аналог праздника Самхейн.

НУАДА АРГЕТЛАМХ
     В  мифологии  ирландских кельтов  Нуада -  король  и предводитель богов
Туатха Де Данаан. В первой битве при Маг Туиред потерял руку, несмотря на то
что  у  него был волшебный меч, от которого никто не мог спастись. Поскольку
человек с физическим изъяном не  мог  быть королем богов  Туатха  Де Данаан,
Нуада  был вынужден  отречься  от  трона и уступить  его Бресу. Впоследствии
бог-врачеватель Диан Кехт сделал ему серебряную  руку, так что Нуада получил
прозвище Нуада Серебряная  Рука.  После  этого Брес был свергнут  с трона, и
Нуада вновь стал королем Туатха Де  Данаан.  В  войне, вспыхнувшей вслед  за
этим, Нуада, опасавшийся  Балора,  передал  свою  власть Лугу, который  убил
Балора в поединке (см. главы 5, 6, 7).

     НУДД см. ЛУДД

     НУДЕНС см. НОДЕНС

НЬЮГРЭНДЖ
     Знаменитый  доисторический курган  в окрестностях  Дрогхеды в  графстве
Лут; один из курганов в Бруг-на-Бойнн (см. главу 11).
О

ОБНАЖЕННЫЕ ВОИНЫ
     В древности у кельтских воинов существовал обычай перед боем сбрасывать
одежды  и сражаться обнаженными, что имело место, в частности, против римлян
или  во  время поединков.  Предполагается,  что таким образом кельты как  бы
достигали слияния с природой, что повышало их жизненную энергию.

ОВЭЙН
     Согласно  историческим свидетельствам,  Овэйн был сыном Уриена. Но хотя
считается, что он жил  в традиционную артуровскую эпоху (в частности, он, по
преданию, нанес в 593 г. тяжелое поражение бриттам), в мифологии  валлийских
кельтов Овэйн  появляется  в  легендах  Артуровского  цикла  вместе со своим
отцом. Так, согласно легенде, он был сыном Уриена и сестры Артура, Морган Ле
Фэй.

ОГАМ
     Огам,  древнейшая  форма  кельтского  алфавита,  часто   упоминается  в
мифологии  ирландских кельтов. По  легенде,  его изобретателем  был Огма. На
самом  деле  эта  система  письма  возникла в III-IV вв.  н.  э.,  хотя есть
сведения, что огам использовался уже в I в. до н. э. Большинство дошедших до
нас надписей на огаме сохранилось на камнях, находящихся в различных районах
Шотландии и  Ульэса; больше всего таких памятников - в Ирландии. Около трети
всех  камней с надписями на алфавите  Огам  сосредоточено в графстве  Керри.
Этот алфавит имеет  форму прямых и, наклонных линий и, по-видимому, восходит
к  более  сложной,  ныне  уже   утраченной,  системе  письменности  друидов.
Старинная Баллимотская  Книга (XIV в.) подробно разбирает особенности письма
огам и  излагает  легенды,  связанные с ним. Огам  иногда называют Алфавитом
Деревьев,  поскольку  каждая из  его букв связана  с названием какого-нибудь
дерева (см. также главу 5).

ОГИРВРАН
     В легендах Артуровского цикла - имя Брана Благословенного.

ОГМИОС
     В мифологии  кельтов  Галлии Огмиос выступал в  роли аналога Огмы, бога
ирландских кельтов. Он часто изображается стариком,  несущим  дубину  и лук.
Учитывая это, а также принимая во внимание тот факт, что он иногда предстает
весьма и  весьма мускулистым  мужем,  его порой  отождествляли со знаменитым
Геркулесом, героем  классической античности. Он считался богом красноречия и
поэзии;  согласно   описанию,   приведенному  греческим  писателем  Лукианом
Самосатским, его обычно сопровождала группа радостных людей, от ушей которых
к его языку протянуты тонкие  цепочки. Как и Огма, он иногда ассоциируется с
функцией провожатого душ умерших в загробное царство.

ОГОНЬ
     Поклонение  огню  занимало важное  место в культуре  кельтов.  Огромные
костры зажигались на праздник Белтейн (1 мая) и на мрачном празднике Самхейн
(1 ноября). По  всей вероятности, кельты видели в огне элемент  или  стихию,
соответствующие  солнцу  на  небе.  В  ритуальных  обрядах  огнепоклонства у
кельтов  заметную  роль  играло катание  колес,  которые  смазывали  смолой,
поджигали   и   пускали  вниз   по   склону  холма.   Другой   документально
зафиксированный ритуал поклонения огню у кельтов включал в себя человеческие
жертвоприношения.  Кроме  того,   кельты  делали   огромные  клетки  в  виде
человеческой фигуры, наполняли жертвенными животными и поджигали.

ОГХМА, или ОГМА
     В мифологии  ирландских кельтов  Огма  - бог красноречия  и литературы.
Огма   получил  прозвища  Грианайнех,  что  объясняется  сияющим,  солнечным
выражением  его  лица,  и  Кермайт,  ибо  у  него,  согласно  легенде,  были
медоточивые уста.  В  другой  легенде  ему  приписывается изобретение письма
огам,  древнейшего  кельтского  алфавита (см. главу 5). Огма - один из богов
клана Туатха  Де Данаан, и  во время правления Бреса ему, в  знак  унижения,
было предписано собирать  дрова  для дворца  (см. главу 7). Кроме того, Огма
предстает воином  и поэтом,  а иногда выполняет  роль  проводника мертвых  в
загробное царство. Огма - ирландский аналог галльского бога Огмиоса.

ОЗЕРА
     Водоемы  играли важную  роль в культуре  кельтов; особенно видное место
занимали  в ней озера. Они считались священными местами, где возможно прямое
общение  с богами.  Как показывают данные  археологических раскопок в  таких
местах, в священные  озера бросали самые  разные  дары  - копья, мечи, щиты,
броши, повозки, упряжь, даже коней. Так,  например, неподалеку от стоянки Ла
Тен в Швейцарии со дна  залива в восточной оконечности озера  Нойшатель были
извлечены различная утварь и драгоценности.

ОЙСИН, или ОССИАН
     В мифологии ирландских  кельтов  Ойсин -  сын Финна Мак Кумалла и Садб,

Страницы: «« « 144   145   146   147   148   149   150   151   152  153   154   155   156   157   158   159   160   161   162  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии