Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»

     РУМХОЛ см. ЛАНХЕРНСКОЕ РАСПЯТИЕ

РУСАЛКИ ВОДЯНЫЕ
     Как и во  многих  других культурах, в особенности связанных  с морем, в
культуре кельтов важную роль играют русалки и водяные - мифические существа,
полулюди-полурыбы. Русалки предстают прекрасными и соблазнительными, хотя  и
не  всегда добрыми  созданиями. Водяные,  как  правило, имеют  отталкивающую
внешность: у  них  крошечные, свиные глазки, красные носы и зеленые  волосы.
Согласно одной легенде, русалка околдовала и увела сына сквайра у Зеннор.

РЫЦАРИ
     Идея о  существовании  некой элитной группы воинов бытовала в  легендах
ирландских  кельтов  задолго  до появления  на  мифологической сцене  короля
Артура  и  его  рыцарей  Круглого  стола (сл. главу 23).  Так,  своего  рода
гвардией   телохранителей  были   легендарные   отряды  фианов,   охранявшие
Верховного короля Ирландии  и основанные ок.  300  г.  до  н.  э.  одним  из
Верховных  королей,  Фиахадом  (см. главу 15).  Кроме  того,  те  же функции
выполняла военная элита Ольстера, так называемые витязи Красной Ветви, самым
выдающимся среди которых был Кухулин. Эта гвардия была основана Россом Рыжим
из Ольстера (см. главу 12).

С

     СААР, или САБИЯ см. САДБ

САДБ, или СААР, или САБИЯ
     В мифологии  ирландских кельтов Садб была превращена друидом в лань. Ее
встретил на охоте Финн Мак Кумалл. Садб вновь приняла облик смертной женщины
и стала  любовницей или  женой Финна. Однако  друид узнал,  что она сбросила
образ лани, и вновь превратил ее в это существо. После этого Финн потерял ее
из  виду.  Но однажды он  повстречал обнаженного  мальчика,  имеющего  облик
молодого  оленя. Финн понял, что  перед ним - его собственный сын от Садб, и
дал ему имя Ойсин, что означает "Молодой Олень".

     САЛИИ см. ГОЛОВА

САМИЛДАНАХ
     В мифологии ирландских кельтов  - эптитет Луга,  означающий "повелитель
всех ремесел".

САМХАНАХ
     В  мифологии шотландских кельтов  - гоблин, появляющийся  на  празднике
Самхейн.

САМХЕЙН
     Самхейн - один из четырех главных  кельтских праздников, отмечавшийся 1
ноября. Ночь  накануне Самхейна можно сравнить с кануном нынешнего праздника
Хэллоуин. Самхейн, будучи  чисто  крестьянским праздником,  знаменовал собой
окончание одного сельскохозяйственного года и  начало следующего.  Во  время
празднования Самхейна жители приводили с полей скот; часть животных забивали
и  съедали сразу же, другие шли  под  нож несколько  позже. Самхейн считался
временем, когда как бы исчезали все привычные преграды между  миром смертных
и Потусторонним  миром. На праздник Самхейн  проводились  массовые гуляния в
Таре;  жители устраивали пиры, состязались  в  различных  играх  и  верховых
скачках. Считалось, что  в  этот день  духи  из  Потустороннего  мира  могут
свободно  наведываться в гости к простым смертным, а  люди, в  свою очередь,
могут   побывать  в   загробном   мире.  Именно   эта  связь   Самхейна   со
сверхъестественными  силами  и  объясняет  странную  связь  между  ведьмами,
колдунами  и  прочими потусторонними  существами и праздником  Хэллоуин.  На
праздник Самхейн  зажигались  ритуальные  костры,  но сперва  во  всех домах
гасились очаги, и  друиды разжигали церемониальные огни  и  костры.  Самхейн
играл  у  кельтов  исключительно  важную роль,  и дошедшие  до  нас  легенды
отражают странные и важные события, случившиеся  в этот день. Так, например,
именно  во  время  Самхейна люди  Немхеда  должны  были  уплачивать  фоморам
ежегодную дань; дань эта была чрезвычайно тяжелой и состояла из  двух третей
зерна, вина (по некоторым легендам -  молока) и детей, родившихся  в течение
года. Кроме того, в этот день состоялась вторая битва при Маг Туиред.

САУИН
     Сауин в культуре кельтов - аналог ирландского праздника Самхейн.  Сауин
отмечался 1 ноября.

САУТ КЭДБЕРИ, ЗАМОК
     В  Саут Кэдбери,  Сомерсет,  сохранились  развалины древнего  городища,
датируемого Железным  веком.  По-видимому,  в древности это был  религиозный
центр  кельтов;  особый  интерес   представляют  останки  молодого  мужчины,
погребенного под стеной. Он был захоронен здесь либо в качестве талисмана на
удачу, либо  в виде  жертвы богам, чтобы умилостивить  их, однако  не вполне
ясно,  умер  ли  он  естественной  смертью,  или же  это  было  человеческое
жертвоприношение.  Была  ли у кельтов практика человеческих жертвоприношений
или нет - это вопрос дискуссионный, и юноша мог погибнуть  в бою или умереть
от  какой-нибудь  болезни.  С  другой  стороны,  в  городище  найдены  следы
жертвоприношений  животных  и  сохранились  даже  останки  молодых  домашних
животных   -  поросят,   телят  и  ягнят.  Замок  Саут  Кэдбери  -  один  из
предполагаемых прототипов легендарного Камелота (см. главу 23).

СВАСТИКА
     На землях Европы, заселенных кельтами,  свастика, как и колесо, служила
излюбленным солярным символом.  Изображения свастики встречаются на каменных
алтарях, в  орнаментальном декоре  артефактов.  Иногда свастика изображается
отдельно,  иной раз ее  дополняет колесо. Предполагается,  что  она,  как  и
прочие солярные знаки, служила символом успеха и удачи.

     СВЯТОЙ ГРААЛЬ см. ГРААЛЬ

СГЕОЛАН, или СКЕОЛАН
     В мифологии ирландских кельтов Сгеолан - один из двух верных псов Финна
Мак Кумалла; вторым был Бран (2) (см. главу 15).


Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии