Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
ред. Азрилияна А.Н. - Большой бухгалтерский словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 90
Размер файла: 3784 Кб
Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»

СООТНОШЕНИЯ, БАЛАНСОВЫЕ - показатели, рассчитываемые на основе баланса и дающие информацию о функционировании фирмы.
СОПОСТАВИМОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - требование к бухгалтерской отчетности, в соответствии с которым в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за год, предшествующий отчетному.
СОПРОВОЖДЕНИЕ, АУДИТОРСКОЕ - комплексная аудиторская услуга, при которой за постоянным клиентом закрепляется конкретный диспетчер-аудитор. Последний не реже одного раза в месяц по собственной инициативе устанавливает контакт с клиентом с целью консультирования и краткого информирования об изменениях в налоговом законодательстве, бухгалтерском учете, правовых вопросах применительно к особенностям его деятельности; при этом периодически предоставляется пакет нормативно-правовых документов и аналитический обзор законодательства.
СОРТ - 1. категория, разряд товара, продукции;
2. группа культурных растений одного вида, обладающих схожими, устойчивыми и наследуемыми признаками.
СОРТ, БАЗИСНЫЙ - сорт товара, рассматриваемый в контракте в качестве стандартного.
СОРТАМЕНТ - совокупность, подбор различных сортов, видов, типов и размеров каких-либо однородных изделий из материалов. Термин применяется преимущественно в металлургической промышленности.
СОРТЕР, Джордж - представитель американской учетной мысли XX в. Сортер полагал, что традиционная бухгалтерия исходит из трактовки предмета как стоимости или как стоимостной оценки учитываемых объектов. Он же считал, что в основу предмета должно быть положено информационное событие, под которым он понимал элементарную информационную единицу о факте хозяйственной жизни. Выделение, поиск таких единиц составляет сущность учета. Ситуационная бухгалтерия, по Сортеру, должна отвечать трем требованиям: 1) целью учета является предоставление информации о всех "существенных" событиях, которые могут быть использованы во множестве моделей принятия решений; 2) функцией учета является не прямое предоставление данных для модели принятия решений, а максимально возможного объема данных, из которых пользователь (администратор) мог бы с учетом индивидуальных особенностей его модели принятия решений выбрать необходимую ему информацию: 3) задачей учета является максимально возможное прогнозирование по данным о внешних изменениях, предстоящих возможных событий. Согласно Сортеру, событием, по которому реконструируется отчет, выступает факт хозяйственной жизни, но предметом учета, то есть событием для бухгалтера, является первичный документ, несущий определенную информацию. Информация при этом представляет сама по себе существенную ценность независимо от фактов, которые она фиксирует. Подобный подход позволяет отделить событие (информационный аспект) от факта (экономический аспект) и сосредоточить внимание бухгалтера на первом. Отсюда вход и выход бухгалтерской системы на дебет и кредит, то есть не учетные координаты, а учетная процедура: вход - первичные документы (исходные данные), выход - отчетность (результатная информация) (см. тж. ПРАВИЛО СОРТЕРА).
СОРТИМЕНТ - совокупность, подбор различных сортов, видов, типов, размеров каких-либо однородных изделий или материалов. Термин применяется преимущественно в деревообрабатывающей промышленности.
СОРТНОСТЬ ПРОДУКЦИИ - соответствие выпускаемых изделий по своим технико-экономическим параметрам и потребительским свойствам определенным качественным группам (сортам), предусмотренным действующими стандартами и техническими условиями. В основном по сортам делят продукцию легкой и пищевой промышленности.

QQQ

СОСТАВ БУХГАЛТЕРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ - в состав бухгалтерии предприятия, как правило, входят: расчетная группа, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда и фонда потребления, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обеспечение, по отчислениям в Пенсионный фонд, в Фонд занятости и др.; материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования и т. д.; производственно-калькуляционная группа, работники которой ведут учет затрат на все виды производства, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство; общая группа, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность: финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с предприятиями, организациями и отдельными лицами.
СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - совокупность бухгалтерских отчетных документов, а именно: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительная записка к ним. Не относятся к бухгалтерской отчетности: расчеты по отдельным видам налогов, налоговые декларации и иные формы налоговой отчетности, расчеты по отчислениям в государственные социальные внебюджетные фонды, документация по таможенным операциям и т.п.
СОСТАВ ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА -компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов).
СОСТАВ ДОХОДОВ (РАСХОДОВ) ОТ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ -доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли. В С.д.от в.о. включаются суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50% в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица).
СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ -совокупность используемых в статистической практике показателей наличия и соотношения земель по их состоянию, назначению и использованию. По целевому назначению и правовому режиму земли подразделяются на следующие основные категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений (городов, поселков и сельских поселений); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного промышленного назначения: земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Выделяют земли в государственной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и частной собственности. Размеры земель учитываются в разрезе отдельных групп землепользователей - сельскохозяйственных предприятий (по их типам и формам), предприятий промышленности, транспорта и т.п., лесохозных и водохозных организаций, хозяйств населения, включая садовые и огородные кооперативы. По видам угодий выделяются сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. В состав сельскохозяйственных угодий входят: пашня, площади под многолетними насаждениями, сенокосы, пастбища и залежи. К не сельскохозяйственным угодьям относятся земли, занятые лесами, кустарниками, болотами, постройками и сооружениями, дорогами, под водой, песками, горными хребтами и т.п. Особо учитывают размер и состав орошаемых и осушенных (мелиорированных) земель. При оценке состояния отдельных видов угодий, прежде всего сельского хозяйства, выделяют эрозированные, заболоченные, закустаренные, засоленные, закисленные, засоренные камнями, экологически неблагополучные и др. земли.
СОСТАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ - комплексная статистическая работа, заключающаяся в сводке, проверке и балансировке большого объема статистической информации с целью расчета показателей системы национальных счетов.
СОСТАВ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ - в зависимости от способа начисления амортизации нематериальные активы (НМА) различаются: НМА, срок использования которых указан в сопроводительном документе (лицензия, права пользования патентом и др.); НМА, по которым предприятие самостоятельно устанавливает срок их полезного использования, исходя из условий производства, технологий, морального износа ("ноу-хау", научно-технические разработки, программные продукты и др.); НМА, срок полезного использования которых определить невозможно (товарный знак и др.). Законодательством установлен предельный срок -10 лет.
СОСТАВ ОЦЕНИВАЕМОГО ИМУЩЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА - совокупность активов инвестиционного фонда, подлежащих оценке при определении стоимости чистых активов. В состав оцениваемого имущества включаются: основные средства, принадлежащие инвестиционному фонду (в случае, если это предусмотрено в учредительных документах инвестиционного фонда), долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, затраты, расчеты с дебиторами, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам, краткосрочные финансовые вложения, включая инвестиции в приватизационные чеки, денежные средства на счетах и в расчетах. Суммы непокрытого убытка прошлых лет или отчетного года, отражаемые в активе его бухгалтерского баланса, в состав оцениваемых активов инвестиционного фонда не включаются.
СОСТАВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ - совокупность материалов и предметов, функционирующих в роли производственных запасов на предприятии. В зависимости от роли в процессе производства производственные запасы подразделяются на следующие основные группы: сырье и основные материалы - предметы, образующие материальную основу любого продукта; вспомогательные материалы - предметы, используемые для оказания воздействия на сырье и основные материалы, для придания продукции определенных специфических свойств, а также для обслуживания орудий труда, ухода за ними и облегчения процесса производства; полуфабрикаты и комплектующие изделия - приобретенные материалы, подвергшиеся предварительной обработке (доработке) и необходимые для поддержания процесса производства наравне с основными материалами и сырьем; возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе производства: топливо -технологическое, двигательное и хозяйственное; тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки и хранения продукции и всевозможных материалов; запасные части - предметы, служащие для замены и ремонта износившихся частей двигателей, оборудования и т. д.; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
СОСТАВ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ - составные слагаемые затрат, включаемые в себестоимость продукции. В себестоимость включаются: затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (материальные затраты, оплата труда и т. д.); затраты по использованию природных ресурсов; затраты, связанные с подготовкой и освоением производства; затраты некапитального характера, направленные на усовершенствование технологического процесса и повышение качества продукции; затраты, связанные с процессом изобретательства и рационализаторства, проведением экспериментов по изготовлению новых моделей и образцов и т. д.; затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса, соблюдением санитарно-гигиенических требований, требований противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований; затраты, направленные на проведение мероприятий по технике безопасности и создание нормальных условий труда; затраты, направленные на содержание и эксплуатацию очистных сооружений, фильтров, уничтожителей экологически опасных отходов и т. д.; затраты, связанные с управлением производством, оплата труда, расходы по содержанию зданий, оплата услуг связи, оплата услуг сторонних организаций (консультации, аудит). В пределах норм, установленных в законодательном порядке, на себестоимость относятся: расходы на командировки, представительские расходы, расходы на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров (выплата средней заработной платы работникам в период обучения, оплата отпусков, оплата проезда к месту учебы и обратно, выплата стипендий, оплата учебы по договорам - в определенном порядке, установленном законодательством РФ): затраты, связанные с набором дополнительной рабочей силы; затраты, связанные с транспортировкой работников к месту работы и обратно на специальном транспорте; затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом; затраты, связанные с выплатами за очередные и дополнительные отпуска, с компенсациями за неиспользованные отпуска, оплатой проезда к месту использования отпуска, оплатой льготных часов подростков и т. д.; затраты, связанные с отчислениями в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости и фонд обязательного медицинского страхования от расходов на оплату труда работников; затраты, связанные с платежами по добровольному страхованию транспортных средств и имущества, в пределах одного процента от объема реализуемой продукции; затраты, связанные с оплатой процентов по полученным кредитам банков в пределах учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР (LIBOR), увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте); затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам в пределах ставок, установленных законодательством РФ; затраты на упаковку, хранение, транспортировку продукции, оплату услуг банка, расходы на рекламу в пределах норм, утвержденных в установленном порядке; затраты, связанные с содержанием помещений: амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, установленным в законодательном порядке; амортизация нематериальных активов по нормам, рассчитанным самой организацией, исходя из их первоначальной стоимости и срока службы: плата за аренду производственных помещений, лизинговые платежи; начисления на заработную плату и гонорары творческих работников; платежи по обязательным видам страхования; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, установленные законодательством РФ; затраты по сертификации продукции в области пожарной безопасности: оплата провоза тяжеловесных грузов при проезде по автомобильным дорогам общего пользования: прочие затраты.
СОСТАВ СОВОКУПНОГО ДОХОДА СЕМЬИ - совокупность следующих видов семейных доходов: а) доходы граждан, не подлежащие налогообложению (полностью или частично) в соответствии с предоставленными этим гражданам льготами; б) все виды пенсий и компенсационные выплаты к ним, назначаемые в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также решениями органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, учащимся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, докторантам, студентам, учащимся и слушателям других учебных заведений; г) единое ежемесячное пособие на каждого ребенка и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком; д) стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия; е) пособие по безработице, а также стипендии, получаемые в период профессионального обучения и переобучения из Государственного фонда занятости РФ; ж) доходы отличного подсобного хозяйства, приусадебного участка, служебного земельного надела, земельного участка, предоставленного под огороды, доходы от скота и птицы; з) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства; и) доходы от акций и других ценных бумаг; к) денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту, и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, а также приравненных к ним категорий граждан. Получаемые членом семьи алименты учитываются в совокупном доходе семьи, а выплачиваемые членом семьи алименты исключаются из его дохода.
СОСТАВ УДЕРЖАНИЙ И ВЫЧЕТОВ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ - налоги, когда объектом удержания служит заработная плата, в том числе: подоходный налог; удержания в Пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также возврат сумм, излишне выплаченных в результате неверно произведенных расчетов; возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию; суммы, выплаченные за неотработанные дни использованного отпуска (при увольнении); изыскание некоторых видов штрафов; по исполнительным документам; за товары, проданные в кредит; за брак продукции и т. д.
СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ - совокупность элементов, входящих в финансовую отчетность. Это баланс, отчет о финансовых результатах или отчет о прибылях и убытках, отчет о накопленной нераспределенной прибыли, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении финансового состояния или отчет об использовании и источниках средств (в настоящее время используется мало, вместо него составляется отчет о движении денежных средств), отчет об изменениях в собственном капитале, пояснительная записка или комментарии. В США предоставляется обязательно баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях в собственном капитале вместе с комментариями. В Великобритании - баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств (за редкими исключениями) и пояснительная записка совместно с консолидированной отчетностью. Требования к финансовой отчетности изложены в международном стандарте № 5 "Информация, которая должна быть раскрыта в финансовой отчетности". Стандарт определяет общие требования к раскрытию информации, такие как название и страна компании, дата составления и период, покрываемый отчетностью, юридический статус и основная деятельность фирмы, валюта, в которой измеряются статьи, подчеркивается обязательность соблюдения принципов материальности, понятности, периодичности и др. Кроме того, в стандарте рассматриваются требования по раскрытию информации, касающейся отдельных статей баланса и отчета о финансовых результатах, которые также носят общий характер. Международный стандарт № 7 "Отчет о движении денежных средств" ("Cash Flow Statements") определяет информацию, которая должна быть раскрыта в отчете о движении денежных средств. Европейские директивы предусматривают вариантность предоставления форматов балансов. В пояснительной записке расшифровываются или иллюстрируются отдельные статьи. Форма и объем пояснительной записки не регулируются.
СОСТАВ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ - начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.
СОСТРАХОВАНИЕ - страхование одного объекта по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками. Если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, они солидарно отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) за выплату страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования.

QQQ

СОЮЗ, ПЛАТЕЖНЫЙ - особые льготные системы валютных, расчетных и соответствующих им кредитных отношений, оформленные межгосударственными соглашениями в рамках группы стран. В механизме П.с. применяется обычно несколько систем расчетов (с зачетом взаимных требований и обязательств): клиринговые в свободно конвертируемой валюте с периодической конверсией клирингового сальдо (сверх установленного технического лимита) в ликвидную валюту: клиринговые расчеты в национальных неконвертируемых валютах с конверсией сальдо (сверх установленного лимита) в свободно конвертируемую валюту; комбинация расчетов непосредственно в свободно конвертируемой валюте по каждой торгово-экономической сделке по так называемым валютным товарам (нефть, газ, сырье и т. д.) и по клирингу - в отношении остальных товаров. Льготными данные системы считаются потому, что в периоды между конверсиями клирингового сальдо применяется льготный режим по расчетным кредитам. По договоренности сторон используются и иные взаимные валютные и кредитные льготы. Выполнение клиринговых расчетов поручается либо банку одной из стран-участниц П.е., либо специально созданному международному (региональному) банку. Такому банку государства-участники выделяют часть своих валютных резервов. За их счет он осуществляет кредитование клирингового сальдо до его полной конверсии, а также иное кредитование. В случае расчетов в национальной валюте обычно предусматриваются меры, ослабляющие воздействие на взаимные платежи колебаний валютных курсов. Для этого участники П.с. прибегают при обоюдном желании к использованию коллективной валюты -искусственной региональной счетной единицы.
СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ - некоммерческая организация, действующая на основании устава и учредительного договора. Члены С.п.о. сохраняют самостоятельность и права юридического лица. С.п.о. не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами Союза. С.п.о. может заниматься предпринимательской деятельностью, доходы от которой полностью направляются на покрытие расходов на осуществление уставной деятельности Союза.
СОЮЗ, ТАМОЖЕННЫЙ - соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ между ними и образовании территории с единым таможенным тарифом. Товары каждого государства, входящего в Т.е., ввозятся на территорию других членов Т.е. беспошлинно. Является формой коллективного протекционизма.
СОЮЗ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ см. ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - 1. приобретение специальных знаний и навыков в какой-либо области; 2. сосредоточение деятельности на каком-либо занятии, специальности; 3. разделение труда на отдельные операции.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ - одно из направлений технического прогресса, сосредоточение на предприятии производства ограниченного числа изделий сходных видов (предметная специализация); деталей и узлов изделий (подетальная специализация); выполнение ограниченного числа сходных операций (технологическая специализация).
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ -одна из форм общественного разделения труда и его рациональной организации, которая проявляется в сосредоточении производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в самостоятельных отраслях, производствах и предприятиях, связанных между собой рыночными отношениями. Различают зональную специализацию (экономических районов и областей, республиканских краев и областей, сельскохозяйственных зон и др.), внутриотраслевую (выделение производства отдельных видов сопряженной продукции или его стадий в относительно самостоятельные отрасли и подотрасли), хозяйственную (узкоспециализированные предприятия и другие), внутрихозяйственную (специализация структурных подразделений предприятия на производстве отдельного вида продукции, работ). Специализация может быть предметной (обособление производства однородной продукции, например молока, зерна, шерсти), постадийной (например обособление в птицеводстве маточного поголовья птицы, инкубация яиц и др.), функциональной.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - сосредоточение деятельности строительных организаций на выполнении однородных работ или возведении объектов одинакового назначения. Различают два вида специализации в строительстве - отраслевую и технологическую. Отраслевая (предметная) С.в с. заключается в сосредоточении деятельности строительной и монтажной организации на возведении объектов определенной отрасли или вида строительства, например, электростанций, металлургических заводов, жилых домов и так далее. Технологическая специализация (по видам работ) заключается в производстве отдельных видов строительных и монтажных работ, необходимых при возведении определенной части зданий и сооружений, например, земляных работ, устройства фундаментов, монтажа железобетонных конструкций, отделочных работ и т.п. Уровень технологической специализации характеризуется удельным весом объема работ строительной и монтажной организации в соответствии с технологическим профилем в общем объеме выполненных работ.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ДЕТАЛЬНАЯ - выделение производства отдельных частей продукта, а также выполнение отдельных операций и стадий технологического процесса в самостоятельные подразделения оптимальных размеров.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТОВ - использование средств на строго определенные в бюджете цели в точно установленных суммах.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРЕДМЕТНАЯ - обособление производства готовых продуктов в самостоятельные отрасли хозяйства.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - ограничение производственной деятельности предприятия изготовлением определенных (узкоспециальных) изделий и деталей.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ - концентрация производства однородной продукции в рамках одной страны или небольшого количества стран с целью создания высокопроизводительного эффективного производства, снижения себестоимости продукции и повышения ее качества. Определяющими моментами развития международной специализации являются: наличие запасов природных ресурсов, климатические условия (для сельскохозяйственного производства), производственная база и сложившийся уровень технического развития отрасли, уровень внутринациональной специализации.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ см. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ДЕТАЛЬНАЯ.
СПЕЦИФИКАЦИЯ - перечень предлагаемых или поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и в необходимых случаях цен, качественных показателей. Существует несколько видов С.: 1) отгрузочная - товаросопроводительный документ на партию товара; если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная С.; 2) С., являющаяся приложением к договору, составляет обычно неотъемлемую часть договора; 3) С. к счету представляет собой часть расчетного документа.
СПИСАНИЕ - отнесение какого-либо актива к убыткам с изъятием их из баланса, снятием с балансового учета, уменьшение актива баланса на определенную сумму, например безнадежной задолженности.
СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНОГО ДОЛГА - уменьшение суммы по бухгалтерскому счету "Счета дебиторов" на величину безнадежного долга. На практике невозможно непосредственно сразу уменьшить эту сумму, поскольку неизвестно, какие именно клиенты не будут платить за товары, услуги. Поэтому применяется отдельный счет "Учет сомнительных платежей". Счет "Счета дебиторов", как и всякий счет раздела "Средства", имеет дебетовый остаток. Счет "Учет сомнительных платежей" имеет кредитовый остаток.
СПИСАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ, БЕССПОРНОЕ (БЕЗАКЦЕПТНОЕ) -списание банком денежных средств со счета клиента без его распоряжения по решению суда в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
СПИСАНИЕ, ИЗЛИШНЕЕ - списание ресурсов сверх действительной потребности на выпуск учтенной готовой продукции. Неучтенные излишки сырья и материалов на производстве, на складах могут создаваться с целью изъятия их в натуре или изготовления из них готовой продукции для последующей неучтенной ее реализации, а также с целью сокрытия ранее образовавшихся недостач, в том числе вызванных оприходованием сырья и материалов по бестоварным документам.
СПИСАНИЕ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ (МБП) - процесс, производимый при полной изношенности МБП на основании соответствующих актов, утвержденных руководителем учреждения. Например, для списания разбитой посуды ведется журнал регистрации боя посуды ф. 325. Записи в журнал производятся соответствующими должностными лицами. Постоянно действующая комиссия следит за правильным ведением журнала и ежеквартально (ежемесячно) составляет акт на списание разбитой посуды, который утверждается руководителем учреждения.
СПИСОК ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ИНВЕНТАРНЫЙ (ф. № ОС-9)- списки, ведущиеся по месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дата и номер документа и причина выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписываются в двух экземплярах и второй экземпляр передается по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств. На арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открываются. Для аналитического учета поступивших основных средств используют копию инвентарных карточек арендодателя или выписки из инвентарной книги.
СПИСОК, ТИТУЛЬНЫЙ - поименный перечень строек, включаемых в инвестиционную программу. Является документом, определяющим задание для каждой стройки: ввод в действие мощностей и ввод в действие основных фондов, осуществление капитальных вложений, объем строительных и монтажных работ, незавершенного строительства. В титуле стройки указываются наименование, местонахождение и подчиненность, отраслевая принадлежность, характер строительства (новое, расширение и т. п.), сроки строительства (год начала и год окончания), проектная мощность, наименование генерального подрядчика (контрактора) и организации, комплектующей оборудование, проектная мощность и задания с разбивкой по годам. Различают титулы вновь начинаемых и переходящих строек. Титулы переходящих строек, кроме перечисленных, содержат показатели о выполнении заданий в предшествующий период и о том, что подлежит выполнению до конца строительства. В соответствии со Т.е. определяются объемы финансирования капитальных вложений и сроки поставок оборудования, строительных материалов, заключаются договоры подряда. Утвержденный титульный список одно из необходимых условий начала финансирования и осуществления капитального строительства.
СПИСОК, ТИТУЛЬНЫЙ ВНУТРИПОСТРОЕЧНЫЙ - один из документов, служащий основанием для финансирования и кредитования строительства. Устанавливает перечень объектов стройки, по каждому из которых указываются стоимость строительства, объем капитальных вложений с выделением стоимости сдаваемого в монтаж оборудования и строительных и монтажных работ, величина ввода в действие мощностей и ввода в действие основных фондов, сроки ввода, объем незавершенного строительства.
СПИСЫВАТЬ СО СЧЕТА - рассматривать как убыток или издержки величину, первоначально отраженную в качестве актива (в случае, когда не оправдываются первоначальные ожидания).
СПОРЫ, ТРУДОВЫЕ - разногласия между работниками, с одной стороны, и администрацией - с другой, по вопросам, связанным с трудовыми отношениями.
СПОРЫ, ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
СПОРЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ - разногласия, возникающие между предприятиями, учреждениями и организациями в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. Х.с. могут иметь место при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйстве иных договоров. Разрешение хозяйственных споров осуществляется в установленном порядке арбитражем, судом или третейским судом.
СПОСОБ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ ПУТЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОВОДОК - способ, применяемый в случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но приуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и приуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку. Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы 4000 руб., а ошибочно записали 1000 руб., то на разность между этими суммами - 3000 руб. нужно составить дополнительную проводку.
СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ "КРАСНОЕ СТОРНО" - способ, применяемый в случае, если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов. Сущность его состоит в том, что вначале ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись производится красными чернилами. Эта проводка записывается красными чернилами также в соответствующие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами. Способ "красное сторно" применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную проводку на разность между преувеличенной и правильной суммами операции. Этот способ применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.
СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ, КОРРЕКТУРНЫЙ - способ, применяемый в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность его состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается, и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией, так чтобы можно было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если лаже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах - подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней "исправлено" и правильный текст или сумму.
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПОДРЯДНЫЙ - способ выполнения строительных работ специальными строительными организациями (подрядчиками). Предприятия (застройщики) заключают с подрядчиками договоры, согласно которым последние обязуются выполнить в установленные сроки определенные работы своими кадрами и материально-техническими средствами в соответствии с проектами, сметами и рабочими чертежами. В свою очередь, застройщики осуществляют контроль за качеством работ и в соответствии с договором производят их оплату. Расчеты с подрядчиками производят по объекту строительства в целом, законченным конструктивным элементам и видам работ и другим установленным правилам. Порядок расчетов обусловливается договором и зависит, главным образом, от сметной стоимости и сроков выполнения строительных работ.
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СМЕШАННЫЙ - способ выполнения строительных работ, при котором часть работ выполняется хозяйственным способом, а часть подрядным.
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - организационная форма строительства, при которой строительные и монтажные работы выполняются собственными силами предприятия-застройщика.
СПОСОБ НАЧИСЛЕНИЯ ИЗНОСА ПО МАЛОЦЕННЫМ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИМСЯ ПРЕДМЕТАМ (МБП) - приемы и методы, которые с помощью регламентирующих документов предоставляют возможность погашения стоимости переданных в эксплуатацию МБП следующими способами: 1) начисление износа в размере 50% стоимости МБП при передаче предметов в эксплуатацию и остальных 50% (за вычетом стоимости списываемых предметов по цене возможного использования) при списании предметов; 2) начисление износа в размере 100% при передаче предметов в эксплуатацию; 3) начисление износа в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой (по специальным инструментам и специальным приспособлениям и др.); 4) предметы стоимостью в пределах 1/20 установленного лимита за единицу могут списываться в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию без начисления износа по этим предметам; 5) в организациях малого бизнеса МБП могут учитываться на счете "Материалы", и в этом случае они списываются в расход по мере отпуска их в производство и эксплуатацию без начисления износа по этим предметам.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ - отражение процентов по полученным кредитам и займам в бухгалтерском учете по мере их выплаты (ранее применяемый вариант) или по мере начисления. При первом варианте суммы выплат процентов за пользование кредитами на субсчете "Кредиты банков" не отражают. По мере выплат этих процентов соответствующие суммы списывают с кредита денежных счетов в дебет счетов учета источников этих выплат. Если проценты по полученным кредитам отражают в учете по мере их начисления, то начисленные суммы отражают по дебету счетов учета источников этих выплат и кредиту денежных счетов.
СПОСОБ ПЛАТЕЖА - порядок списания средств со счетов плательщиков. В практике расчетов используются платежи по конкретной сделке - основной способ платежа, плановые платежи, осуществляемые не по каждой поставке товаров, а за определенный период; платежи по результатам зачета взаимных требований, когда перечисляется только разница по результатам сверки взаимных расчетов.
СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ - методы распределения косвенных расходов, которые зависят прежде всего от их вида. Накладные расходы распределяются между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, учтенной по этим объектам, или пропорционально плановым затратам по объектам. Коммерческие косвенные расходы распределяются по видам продукции (работ, услуг), как правило, пропорционально их производственной себестоимости. Выбор способа распределения косвенных расходов зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей организации. Например, косвенные расходы нецелесообразно распределять между объектами учета или калькулирования пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, если уровень механизации труда существенно различается по отдельным производствам, цехам, участкам и бригадам.
СПОСОБ РАСЧЕТА РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ, ИНВЕНТАРНЫЙ - способ, при котором на основании первичных документов (лимитно-заборных карт, требований), по которым производился отпуск материалов цехам в пределах установленных норм на запланированное количество изделий, бухгалтерия рассчитывает стоимость израсходованных материалов с учетом отклонений от норм (в результате экономии, перерасхода или их замены), оформленных либо специальными требованиями, либо лимитно-заборными картами с красной полосой. И.с.р.р.м. необходим в тех случаях, когда в цехах постоянно остаются неиспользованные материалы на начало и конец месяца. Фактический расход материалов на производство должен исчисляться с учетом этих остатков. Для этого в конце учетного периода (смены, недели, месяца) проводят инвентаризацию остатков неиспользованных материалов, после чего определяют расход материалов: к начальному остатку прибавляют отпущенные материалы и вычитают конечный остаток.
СПОСОБ РАСЧЕТА РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ, ПАРТИОННЫЙ - способ, при котором расход материалов (металла, тканей и т.п.) учитывают по каждой раскрываемой партии и после раскроя определяют экономию или перерасход и устанавливают их причины и виновников. Материалы отпускаются раскройщиками по нормативному расчету на задание. После выполнения задания количество израсходованных материалов и выкроенных деталей записывают в акт раскроя, который составляют на каждую партию. Это позволяет сразу же подсчитать фактический расход материалов. Сравнивая фактический расход материалов с нормативным, устанавливают результат (экономию или перерасход) по раскрываемой партии.
СПОСОБ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ - методы определения затрат на производство товаров и услуг различных видов и категорий, используемые предприятиями. Существуют С.р.с. по элементам затрат, по индексам затрат, постатейная калькуляция, по стоимости машино-часа.
СПОСОБЫ УЧЕТА ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТАМИ И ЗАЙМАМИ см. СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ.
СПРАВКА - 1. документ с какими-либо сведениями; 2. сведения, полученные в ответ на запрос.
СПРАВКА, БАНКОВСКАЯ - справка, выдаваемая банком относительно платежеспособности клиента и его надежности при предоставлении ему коммерческого кредита.
СПРАВКА О СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ФОНДА - документ отчетности управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда перед ФКЦБ (Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку). Состав, сроки и порядок представления отчетности управляющей компанией устанавливаются Федеральной комиссией. Справка о стоимости чистых активов фонда и приложение к ней не позднее следующего дня после окончания срока первичного размещения инвестиционных паев фонда представляются управляющей компанией в Федеральную комиссию, а также предъявляются всем заинтересованным лицам по их требованию управляющей компанией и агентом по размещению и выкупу инвестиционных паев фонда.
СПРАВОЧНИК, ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ см. СИСТЕМА, ТАРИФНАЯ.

QQQ

СРАВНИМОСТЬ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ - одна из качественных характеристик бухгалтерской отчетности, позволяющая пользователям устанавливать сходства и различия между двумя рядами экономических явлений, выявлять схожесть, различия и временные тенденции на основе текущей и прошлой отчетности компании, а также сравнивать разные компании.
СРЕДА, КОНТРОЛЬНАЯ - общее отношение руководителей или собственников клиента к созданию и поддержанию на своем предприятии системы внутреннего контроля, их конкретные действия и процедуры, направленные на это: отнестись к подбору новых материально ответственных сотрудников со всей ответственностью, проверяя их репутацию, или пустить дело на самотек; организовать управленческий учет, прикрыв лазейки для утечки материальных ценностей, или вести учет "на глазок " и попустительствовать мелким хищениям; создать удобную организационную структуру бухгалтерии, когда более опытные и имеющие авторитет сотрудники курируют менее опытных и когда одни сотрудники распоряжаются материальными ценностями, а другие ведут их учет, или набрать сотрудников без определенного плана так, что все одновременно отвечают за все и ни за что конкретно и т.д.
"СРЕДСТВА, АРЕНДОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ" - забалансовый счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении основных средств, учитываемых на балансовом счете "Долгосрочно арендуемые основные средства".
СРЕДСТВА В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ, ДЕНЕЖНЫЕ ПРОЧИЕ - средства в бюджетном учете, к которым относят аккредитивы, лимитированные чековые книжки, денежные документы, денежные средства в пути, финансовые вложения.
СРЕДСТВА, ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет.
СРЕДСТВА В РАСЧЕТАХ - все суммы долгов сторонних юридических и физических лиц, а также собственников и работников данного предприятия перед ним, то есть дебиторская задолженность за произведенные работы, оказанные услуги, товары, по выданным авансам, полученным векселям, суммы, числящиеся за подотчетными лицами. Иначе говоря, это средства, в сумме которых аккумулируются все долги перед данным предприятием. Являются объектом бухгалтерского учета.
СРЕДСТВА, ДЕНЕЖНЫЕ - 1. аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги, обладающие высоким уровнем ликвидности; 2. наиболее легко реализуемая часть оборотного капитала компании. Включает в себя денежные средства в кассе и денежные средства на счетах. Д.с., на расходование которых установлены определенные банковские ограничения и которые не могут быть сняты с банковского счета в нужный момент, а также Д.с., не предназначенные для текущих платежей, не включаются в состав оборотного капитала. Д.с. считаются также банковские переводные векселя, денежные переводы, банковские чеки, счета сбережений и т. д. Д.с. включаются в отчетность по их объявленной стоимости. Деловая репутация фирмы и возможные конъюнктурные осложнения обязывают предприятие иметь определенный денежный запас. Однако, опасность инфляции заставляет предпринимателя ограничить его величину разумным пределом. Таким образом, оптимальная сумма денежной наличности определяется деловой активностью предприятия и обоснованной ежедневной потребностью в наличных средствах. Д.с., превышающие такую потребность, должны быть помешены в какие-либо другие активы предприятия, приносящие доход; 3. раздел плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, включает следующие счета: "Касса"; "Расчетный счет"; "Валютный счет"; "Специальные счета в банках"; "Денежные документы"; "Переводы в пути"; "Краткосрочные финансовые вложения".
СРЕДСТВА, ДЕНЕЖНЫЕ В ПУТИ - 1. средства, отосланные со счета плательщика, но не зачисленные на счет получателя; 2. денежная наличность, отосланная из касс торговых, зрелищных, транспортных и других предприятий и организаций кредитному учреждению для зачисления на счет этих предприятий (организаций), но не поступившая на счет в течение некоторого времени по условиям связи и доставки.
СРЕДСТВА, ДЕНЕЖНЫЕ В УЧЕТЕ США - средства компании, которые можно разделить на две категории: денежные средства в кассе и денежные средства в банке. В балансе все денежные средства компании обычно показываются одной строкой, так как компании предпочитают держать как можно меньше наличности на руках, и основным платежным средством являются чеки. Наличность, которая держится в сейфе, используется, в основном, для мелких платежей и называется "мелкая касса". К денежным средствам относятся: банковские переводные векселя, денежные переводы, чеки, подписанные кассиром банка, обязательство банка, чеки, удостоверенные банком, чек с подписью банка о гарантии платежа, персональные чеки, сберегательные счета, монеты, банкноты, валюта, текущие и депозитные счета в банках, на использование которых нет никаких ограничений. Если использование денежных средств ограничено, то они, как правило, классифицируются как инвестиции. Денежные средства отражаются в отчетности по объявленной или фактической стоимости. Банковские овердрафты исключаются из состава денежных средств и в отчетности показываются как краткосрочные обязательства. Информация о так называемых компенсационных остатках (сумма денег, которую компания обязана держать на счете в банке в качестве гарантии оплаты услуг банка и которую она не имеет права использовать) обязательно должна быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности.
"СРЕДСТВА, ДОЛГОСРОЧНО АРЕНДУЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении основных средств, долгосрочно арендуемых предприятием. Этот счет используется предприятиями-арендаторами. Основные средства, поступившие на предприятие на условиях долгосрочной аренды, приходуются по дебету счета "Долгосрочно арендуемые основные средства" и кредиту счета "Арендные обязательства". Уплата причитающихся арендодателю платежей за использование долгосрочно арендуемых основных средств отражается записью по дебету счета "Арендные обязательства" и кредиту счетов учета денежных средств. Сумма начисленных процентов по договору долгосрочной аренды проводится по кредиту счета "Арендные обязательства" в корреспонденции со счетом "Использование прибыли". При переходе по условиям договора аренды (или дополнительного соглашения арендодателя и арендатора) арендованного объекта основных средств в собственность арендатора в учете производятся записи по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Долгосрочно арендуемые основные средства". Одновременно сумма износа по этому объекту, числящаяся на счете "Износ основных средств", переносится с субсчета "Износ долгосрочно арендуемых основных средств" на субсчет "Износ собственных основных средств". Если по окончании договора аренды объект основных средств возвращается арендодателю, то в учете производятся записи по дебету счета "Износ основных средств" и кредиту счета "Долгосрочно арендуемые основные средства". Если арендованный объект основных средств возвращается арендодателю до окончания договора аренды, то в учете производятся записи по кредиту счета "Долгосрочно арендуемые основные средства" и дебету счетов "Износ основных средств" (на сумму начисленного износа) и "Арендные обязательства" (на сумму невыплаченных арендодателю платежей за использование объекта).
СРЕДСТВА, ЗАЕМНЫЕ - денежные средства, которые выдаются банком в виде ссуды предприятию, они носят целевой характер и выдаются на определенный срок и за плату. С учетом сроков З.с. делятся на краткосрочные (срок - до одного года) и долгосрочные (срок - свыше одного года).
СРЕДСТВА, ЗАКОННЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ - денежные знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данной страны.
СРЕДСТВА, ИЗРАСХОДОВАННЫЕ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА - затраты на улучшение условий труда на производстве (включая затраты на средства индивидуальной защиты, лечебно-профилактическое питание и молоко) за счет всех источников финансирования. Лицу, отвечающему за состояние охраны труда, передаются сводные бухгалтерские данные и данные аналитического учета по накладным расходам о фактических затратах на охрану труда и улучшение условий труда.
СРЕДСТВА, ЛИКВИДНЫЕ - денежные средства и другие активы, которые могут быть использованы для погашения долговых обязательств.
СРЕДСТВА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ -средства погашения международных кредитных обязательств.
СРЕДСТВА, НАЛИЧНЫЕ -1. денежные средства в виде бумажных денег и монет, денежных знаков; 2. переходный остаток денежных средств предприятия; финансовые средства, предназначенные для расходов, но не израсходованные.
СРЕДСТВА НА НЕОТЛОЖНЫЕ НУЖДЫ -денежные средства на удовлетворение хозяйственных потребностей объединений, предприятий, организаций, выдаваемые банками в пределах установленных норм во внеочередном порядке (см. ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ).
СРЕДСТВА, ОБОРОТНЫЕ - вложения финансовых ресурсов в объекты, использование которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого календарного периода времени (как правило, не более одного года). В составе оборотных средств выделяют товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовую продукцию и другие материально-вещественные элементы), денежные средства (дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и др.). Оборотные средства называют также текущими активами. Товарно-материальные ценности могут оцениваться по себестоимости или по рыночной стоимости. Стоимость оборотных средств определяется суммированием стоимостей их отдельных видов. Оборотные средства часто именуют оборотным фондом, оборотным капиталом предприятия.
СРЕДСТВА, ОБОРОТНЫЕ ЗАЕМНЫЕ - часть оборотных средств юридических лиц. созданная за счет краткосрочного банковского кредита и привлеченных средств (кредиторской задолженности, долговых обязательств и т.д.).
СРЕДСТВА, ОБОРОТНЫЕ НЕНОРМИРУЕМЫЕ -совокупность элементов оборотных средств (отгруженная продукция, денежные средства и средства в расчетах), по которым нормативы не устанавливаются. Источники их образования - заемные средства.

Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Азрилияна А.Н., Большой бухгалтерский словарь