Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
ред. Азрилияна А.Н. - Большой бухгалтерский словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 90
Размер файла: 3784 Кб
Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»

РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВОМ - содержание работников аппарата управления предприятия и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности: затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью; содержание и обслуживание технических средств управления; оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; оплата услуг банка по выдаче работникам предприятия зарплаты через учреждения банков; представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятий; расходы по проведению заседаний совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии предприятия.
РАСХОДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ - затраты, связанные с управлением и организацией производства в целом по организации: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; расходы на командировки и служебные разъезды; конторские, типографские, почтово-телеграфные расходы, затраты на ремонт основных средств общехозяйственного назначения и амортизационные отчисления (износ); расходы на противопожарные мероприятия; на охрану труда и технику безопасности (устройство ограждений, сигналов, вентиляции и т. п.); затраты на транспортное обслуживание работников организации, занятых выполнением производственных функций, оплата проезда к месту отдыха работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, согласно законодательству; выплаты работникам, высвобождаемым с предприятия в связи с реорганизацией, сокращением численности работников и штатов; разница в окладах, выплачиваемая работникам, трудоустроенным с других организаций с сохранением в течение определенного срока (в соответствии с законодательством) размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве и др. Общехозяйственные затраты включают в себестоимость продукции растениеводства, животноводства, подсобных промышленных производств, а также в себестоимость той части продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, которая выполняется на сторону или для нужд капитального строительства организации.
РАСХОДЫ, СТИВИДОРНЫЕ - в морском транспорте это расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами в заграничных портах и оплаченные пароходством. С.р. не включаются в себестоимость перевозок и покрываются за счет дополнительных начислений к тарифам на морские перевозки.
РАСХОДЫ, СУДЕБНЫЕ - госпошлины и издержки, связанные с рассмотрением дела в суде.
РАСХОДЫ, ТЕКУЩИЕ - 1. денежные затраты на товары и услуги для повседневного пользования, потребления, отражаемые на текущих счетах; 2. расходы, осуществляемые и оплачиваемые в данный момент, период времени.
РАСХОДЫ, ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ - расходы, связанные с процессом материально-технического снабжения. К ним относятся расходы по транспортировке заготовляемых материальных ценностей (материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и т.д.), по погрузке и выгрузке этих ценностей, по их складированию и т.д. Т.-з.р. учитываются обособленно от производственных расходов с целью определения себестоимости заготовляемых материальных ценностей и их фактической оценки. По мере отпуска материальных ценностей на производство продукции Т.-з.р. списываются на производственные затраты в доле, соответствующей стоимости списанных материальных ценностей.
РАСХОДЫ, УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ - расходы, величина которых не зависит или мало зависит от изменения объема производства продукции, работ и услуг.
РАСХОДЫ, УЧРЕДИТЕЛЬСКИЕ - затраты на основание компании. Включают стоимость выпуска проспекта, эмиссии акций, рекламы их размещения и другие расходы.
РАСХОДЫ, ФАКТИЧЕСКИЕ - действительные, произведенные затраты предприятия, учреждения, оформленные соответствующими документами.
РАСХОДЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ - совокупные расходы на хозяйственные нужды, поддержание жизнеобеспечения компании (отопление, освещение, уборка), а также на прочие управленческие расходы (приобретение инвентаря, отдельных расходных материалов).
РАСХОДЫ, ЦЕХОВЫЕ - статья калькуляции, включающая затраты по организации и управлению производством в пределах данного цеха (заработная плата цехового персонала, содержание помещений, амортизация зданий и сооружений, содержание цеховых складов и лабораторий, расходы по охране труда и др.).
РАСХОДЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ - государственные расходы, предусматриваемые чрезвычайным бюджетом.
РАСХОДЫ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ - затраты на содержание и эксплуатацию оборудования (расходы по текущему уходу и ремонту оборудования, износ малоценных инструментов, амортизацию и пр.).
РАСЦЕНКА - 1. цена, тариф, установленные за что-либо; 2. сумма оплаты труда за единицу работы. Р. применяются при сдельной оплате труда. Их величина зависит от нормы выработки и тарифной ставки. При сдельно-прогрессивной оплате труда работы, выполненных сверх нормы, оплачиваются по повышенным расценкам.
РАСЦЕНКА БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ - денежная оценка указанных в документе материальных ценностей.
РАСЦЕНКА ЭМИТИРУЕМОЙ ЦЕННОЙ БУМАГИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ - проект официальной расценки, сделанной поручителем-гарантом и подлежащий изменению до подтверждения цен продажи или ставок ссудного процента. Это единственная форма коммуникации между брокером и потенциальным покупателем, которая позволена до даты официального предложения о продаже на бирже для того, чтобы оценить заинтересованность гаранта.
РАСЦЕНКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЕДИНИЧНЫЕ - нормы прямых затрат на единицу измерения строительно-монтажных работ, а также на изготовление в построечных условиях строительных конструкций, деталей и узлов. Е.р. разрабатывают подробным видам работ и конструкций в основном по номенклатуре IV части СНИП, используя специальные расчеты (калькуляции). В расценках учитывают материальные и трудовые затраты, стоимость работы строительных машин.
РАСЦЕНКИ, РЕКЛАМНЫЕ - базовые расценки, по которым рекламные агентства взимают плату за свои услуги или использование их производственного аппарата.
РАСЦЕНКИ, СДЕЛЬНЫЕ - размер оплаты труда за единицу продукции (производство определенной операции) при сдельной оплате труда. Устанавливаются, исходя из тарифной ставки соответствующего разряда и норм выработки (нормы времени).
РАСЧЕТ -1. подсчет чего-либо; 2. осуществление платежа за что-либо, исполнение денежных обязательств.
РАСЧЕТ, АКТУАРНЫЙ - система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Отражает в виде математических формул механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения, то есть в страховании жизни и пенсии. А.р. строятся на определении вероятности страхового случая в зависимости от возраста застрахованного. При расширенном толковании к А.р. относят расчеты тарифов по любому виду страхования, включая страхование на случай инвалидности, страхование имущества. С помощью А.р. определяется доля участия каждого страхователя в создании страхового фонда, то есть определяются размеры тарифных ставок.
РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ - в международной практике бухгалтерского учета для расчета амортизационных отчислений используют четыре способа: линейный, или равномерный; списание стоимости пропорционально объему выпуска продукции, или единиц продукции; списание стоимости по сумме лет срока полезного использования (суммы чисел); уменьшаемого остатка или двойной остаточности. Линейный способ применяется для активов, у которых главными факторами, ограничивающими срок их службы, являются время использования и относительно постоянный объем периодически выполняемых работ. К ним относятся многие сооружения, машины и механизмы, станки и оборудование в пищевой, легкой промышленности, во многих отраслях тяжелой промышленности и др. Этот способ заключается в том, что ежемесячные амортизационные отчисления одинаковы в течение всего срока службы: Нг = 100% / Т, где Нг - годовая норма амортизационных отчислений (%); Т - срок службы объекта. Способ списания стоимости пропорционально объему выпуска продукции применяется для активов, у которых определяющим является периодичность их использования. Это относится к автомобилям, самолетам, износ которых зависит от величины пробега или от количества часов полета, а также к оборудованию горнодобывающей промышленности, износ которого зависит от объемов добытой породы и др. Для таких основных средств вычисляется величина амортизации на единицу продукции. Ежемесячная сумма амортизации определяется по количеству выпущенной на данном оборудовании продукции: Не = 100% / Ке, где Не -норма на единицу продукции (%); Ке - расчетное количество продукции, которую предполагается выпускать. Следующие два способа используются для активов, у которых стоимость услуг уменьшается со сроком службы; быстро наступает моральный износ; расходы на ремонт интенсивно нарастают с увеличением срока службы. Способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования заключается в том, что амортизационные отчисления на год определяются пропорционально убывающему количеству лет эксплуатации за весь срок службы. Способ уменьшаемого остатка заключается в том, что выбирается двойная ставка амортизации, и она применяется к остаточной стоимости объекта.
РАСЧЕТ, "БЕЗБУМАЖНЫЙ" - расчеты без применения бумажных документов, как правило, с применением электронных платежей.
РАСЧЕТ, БЕЗНАЛИЧНЫЙ - основной способ расчетов между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами с бюджетом и т. д. Б.р. совершаются без участия наличных денег путем списания денежных средств с расчетного (текущего) счета плательщика и зачисления их на счет получателя (поставщика, кредитора). Расчетным центром является банк. Применение Б.р. снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банке свободных денежных средств и обеспечивает их сохранность, а также деньги в безналичном обороте трудно скрыть от контроля и обложения налогами. Форма безналичных расчетов зависит от характера взаимоотношений между плательщиком и получателем, используются следующие формы Б.р.: расчеты платежными поручениями, .платежными требованиями-поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Для Б.р. с участием граждан используются и кредитные карточки. По согласованию между участниками расчетов могут производиться зачеты встречных требований. Допускаются также расчеты в иных формах, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Они применяются в соответствии с инструкциями Центрального банка и другими положениями.
РАСЧЕТ, ВЕКСЕЛЬНЫЙ - расчет векселем, простым или переводным.
РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ - порядок определения обшей стоимости чистых активов инвестиционного фонда. Расчет производится в следующем порядке: Общая сумма чистых активов инвестиционного фонда = Долгосрочные финансовые вложения + Краткосрочные финансовые вложения + Основные средства и нематериальные активы (организационные расходы) + Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и затраты + Денежные средства, средства в расчетах и прочие активы (за исключением суммы убытка) по балансовой стоимости - Доходы будущих периодов - Резервы по сомнительным долгам - Кредиты, заемные и временно привлеченные средства по балансовой стоимости. Другой вариант расчета чистых активов состоит в следующем. Из обшей стоимости активов фонда исключается общая стоимость следующих видов пассивов фонда: арендные обязательства инвестиционного фонда перед арендодателями, задолженность инвестиционного фонда перед акционерами по объявленным дивидендам, краткосрочные кредиты, расчеты с кредиторами, в том числе за работы и услуги, оказываемые депозитарием, управляющим, а также задолженность по оплате труда, различным видам страхования, по платежам во внебюджетные фонды, расчеты с бюджетом и прочими кредиторами (в случае, если в соответствии с принятым в инвестиционном фонде порядком ведения учета указанные виды затрат отражаются в качестве затрат непосредственно инвестиционного фонда), авансы, полученные от покупателей, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов, резервы по сомнительным долгам. Также рассчитывается стоимость чистых активов в расчете на одну оплаченную акцию инвестиционного фонда. Полученная таким образом величина стоимости чистых активов в расчете на одну оплаченную акцию может быть внесена в заказы на покупку (и/или продажу) акций инвестиционного фонда, поступившие с момента проведения последней оценки. При этом указанная величина стоимости чистых активов в расчете на одну выпущенную акцию может быть увеличена на величину вознаграждения, комиссионных посреднику. Курс покупки или продажи может быть выражен в каждом отдельном случае или может быть прокотирован единый курс с указанием размера начальной комиссии по каждой из установленных величин.
РАСЧЕТ, ВЗАИМНЫЙ - один из способов платежей в безналичных расчетах, суть которого состоит во взаимном погашении задолженности без перечисления денежных средств.
РАСЧЕТ В КРЕДИТ - расчет покупателя с продавцом, заказчика с поставщиком на основе предоставления покупателю (заказчику) кредита либо продавцом (поставщиком). либо банковским учреждением.
РАСЧЕТ, ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ - платежи по внешнеторговым сделкам и по неторговым операциям, связанные с туризмом, расходами различных представительств и командировками. Расчеты по коммерческим операциям осуществляются в инкассовой и аккредитивной форме при условии отгрузки товаров.
РАСЧЕТ, ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ -расчеты государственных (казенных) и муниципальных предприятий с вышестоящими организациями по перераспределению оборотных средств и прибыли и по текущим операциям.
РАСЧЕТ, ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ - расчет объединений, предприятий, со структурными подразделениями и вышестоящими организациями, связанный, как правило, с передачей основных и оборотных средств и перераспределением финансовых ресурсов в соответствии с финансовыми планами.
РАСЧЕТ, ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - расчеты с хозяйствами (структурными единицами) предприятия, выделенными на самостоятельный баланс или отдельные (внутренние) балансы.
РАСЧЕТ В ОПЕРАЦИЯХ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ - поставка ценных бумаг и денежных документов в завершение сделки. Сравнение и/или выведение остатков по сделкам перед их завершением.
РАСЧЕТ В ПОРЯДКЕ ЗАЧЕТА ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ - безналичные расчеты между предприятиями-участниками зачетов взаимных финансовых требований.
РАСЧЕТ В СДЕЛКЕ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ см. РАСЧЕТ В ОПЕРАЦИЯХ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ.
РАСЧЕТ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ - расчет, который производится следующим образом: вначале рассчитывают коэффициенты соотношения окладов служащих по должностям к нижней тарифной ставке рабочих-повременщиков 1-го разряда по ранее действующим условиям оплаты труда. Умножив новую базовую тарифную ставку рабочих-повременщиков, рассчитанную исходя из новой минимальной ставки оплаты труда, на полученные коэффициенты по должностям служащих, определяют искомые уровни их должностных окладов.
РАСЧЕТ ЗА ПЕРЕДАВАЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - расчет, производимый при передаче излишнего для предприятия оборудования другому предприятию, где оно может быть использовано.
РАСЧЕТ ЗА ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - осуществление оплаты за поставляемые товары. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением правил и формы расчетов, предусмотренных договором поставки, а если они не предусмотрены, то платежными поручениями. В случае, когда в договоре поставки предусмотрена поставка товара отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором.
РАСЧЕТ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН - расчет, производимый на базе информации, полученной из двух источников: данных об изменении цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке, и данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год. При высоких темпах инфляции в течение года в структуру потребительских расходов могут вноситься соответствующие изменения. Регистрация цен и тарифов (наблюдение за уровнем цен и тарифов) осуществляется работниками специальной государственной службы, действующей в системе органов государственной статистики. Наблюдение осуществляется на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности (государственная, муниципальная, частная) на территории субъектов РФ. Ценовая информация собирается во всех столицах республик (в составе РФ), краев, областей, автономных округах и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Источником информации о потребительских расходах населения являются данные, полученные в результате обследования домашних хозяйств о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг (текущая статистика семейных бюджетов). Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным территориям РФ, индекс потребительских цен (ИПИ) на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного региона, на федеральном уровне - на базе структуры потребительских расходов в целом по РФ. Структура потребительских расходов определяется по категории "все население". Наряду с этим могут рассчитываться сводные индексы потребительских цен по отдельным группам населения.
РАСЧЕТ, ИНКАССОВЫЙ - передача получателем поручения своему банку на получение от плательщика определенной суммы платежа при предъявлении ему соответствующих товарных документов, а также векселей, чеков и других подлежащих оплате документов.
РАСЧЕТ ИТОГОВОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ - расчет себестоимости в системе попроцессного учета затрат на производство на основании документированной формы, заключающийся в том, что совокупные производственные затраты, накопленные за период, относятся на завершенные единицы и конечные запасы незавершенного производства.
РАСЧЕТ, КЛИРИНГОВЫЙ - 1. межгосударственные расчеты, при которых все средства от экспортно-импортных операций аккумулируются на одной расчетной линии, в соответствии с заранее оговоренным курсом национальных валют; 2. расчеты посредством клиринговой (расчетной) палаты.
РАСЧЕТ, КОММЕРЧЕСКИЙ - метод ведения хозяйства путем соизмерения в стоимостной (денежной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.
РАСЧЕТ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ, ВЗАИМНЫЙ -расчеты между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в процессе их исполнения.
РАСЧЕТ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ - система регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам государств, компаний и частных лиц, находящихся на территории других стран. Осуществляются крупными банками и другими кредитными учреждениями, связанными корреспондентскими отношениями. Используются различные средства и формы платежа в национальных валютах: расчеты по инкассо, векселя, денежные аккредитивы, платежные поручения, банковские чеки и переводы, кредитные карточки, а также клиринг. Регулирование деятельности коммерческих банков РФ по выполнению ими операций, связанных с М.р., в настоящее время осуществляется двумя разными комплексами норм, которые содержатся, во-первых, во внутреннем российском законодательстве, во-вторых - в сводах международно-правовых обычаев, разработанных Международной торговой палатой. Внутреннее российское законодательство определяет права российских участников М.р. по осуществлению тех или иных видов платежей, а также порядок и условия получения ими в соответствующих случаях разрешений компетентных органов. Кроме того, законодательство содержит правила совершения отдельных операций вспомогательного характера, не имеющих прямого отношения к международным расчетам (вывоз, ввоз валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и т. п.). Своды международно-правовых обычаев (Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов) регулируют отдельные формы М.р., определяют характер взаимоотношений банков - участников расчетной операции. Кроме сводов международно-правовых обычаев, соответствующие нормы М.р. могут содержаться в различных международных договорах, заключенных РФ. Текущие валютные операции осуществляются резидентами, как правило, без ограничений. С помощью доллара США обслуживается более 60% международных расчетов. В современных межгосударственных расчетах применяют и другие твердые валюты, а также СДР, ЭКЮ.
РАСЧЕТ (ОБОРОТ), МЕЖФИЛИАЛЬНЫЙ (МФО) - в РФ система расчетов между расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) по операциям коммерческих банков, а также их собственным операциям и операциям Центрального банка. Средством МФО являются авизо, которые составляются и отправляются РКЦ по начальной операции (начальный провод) в адрес РКЦ для завершения операции (конечный провод). Авизо составляются программным путем на общую сумму расчетных документов, к ним прилагаются перечень документов и список расчетно-денежных документов, по которым составлялись авизо. В авизо в качестве номера филиала "А" указывается номер РКЦ, начавшего провод, филиала "Б" - корреспондирующие номера РКЦ конечных проводов с указанием их почтовых адресов, наименований и номеров счетов участников операций (учреждений банков и хозяйств, органов). Подписанные и заверенные печатью филиала "А" авизо вместе с полученными от коммерческих банков документами и списками к ним направляются в филиал "Б". Вместо авизо может быть направлена переводная телеграмма в двух экземплярах. Филиал "Б" после получения и проверки телеграммы отсылает ее копию банку-получателю. По всем вопросам межбанковских расчетов переписку ведут РКЦ.
РАСЧЕТ, НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЙ - операции с денежной наличностью, которые проводятся юридическими и физическими лицами. Как правило, эти расчеты меньше по объему по сравнению с безналичными расчетами. Размер Н.-л.р. обычно устанавливается в законодательном порядке К Н.-д.р. относятся также выплаты предприятий, организаций, учреждений населению в виде заработной платы, стипендий, пенсий, пособий: поступления из финансовой системы; денежные расходы населения на товары и услуги: платежи финансовой системе. Государство в лице центрального банка и министерства финансов организует и контролирует налично-денежный оборот и расчеты по нему.
РАСЧЕТ, НАЛИЧНЫЙ см. РАСЧЕТ, НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЙ.
РАСЧЕТ, "НЕПРАВИЛЬНЫЙ" - ситуация при заключении биржевой сделки, для расчета по которой использованы неверные параметры: неверно определен брокер и/или фирма, неверно указана цена или количество либо использована другая неверная информация.
РАСЧЕТ ПЛАНОВЫМИ ПЛАТЕЖАМИ - способ безналичных расчетов при постоянных и относительно равномерных поставках товаров или оказании услуг. Р.п.п. осуществляется не по каждой отдельной отгрузке, отпуску товаров и услуг, а путем периодического перечисления средств в сроки и размерах, заранее согласованных сторонами.
РАСЧЕТ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ - форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в обслуживающее его учреждение банка расчетный документ, содержащий поручение о перечислении (переводе) определенной суммы со своего счета на счет получателя средств.
РАСЧЕТ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ - способ безналичных расчетов, при котором получатель средств представляет в обслуживающий его банк на инкассо платежное требование-поручение предварительно акцептованное плательщиком об уплате определенной суммы за поставленные товары или выполненные работы.
РАСЧЕТ ПО ЗАЧЕТУ, НЕЗАВЕРШЕННЫЙ - дебетовое сальдо на счете по зачету, которое не погашается из-за отсутствия у участника зачета собственных средств на расчетном счете и права на кредит.
РАСЧЕТ ПО НЕТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ - безналичный расчет, не связанный непосредственно с реализацией материальных ценностей и оказанием услуг. К ним относятся расчеты с бюджетом и органами социального и государственного страхования; перечисление средств на капитальные вложения и капитальный ремонт и др.
РАСЧЕТ ПО ОСОБЫМ СЧЕТАМ - форма иногородних расчетов покупателя с одним или несколькими постоянными поставщиками, находящимися в одном городе, при которой оплата товаров или услуг осуществляется в банке по месту нахождения поставщика за счет депонированных средств покупателя. Оплата требований происходит только при наличии акцепта представителя покупателя. С особого счета допускается выплата представителю покупателя наличных денег на оплату расходов по приемке и отгрузке товаров (см. СЧЕТ, ОСОБЫЙ).
РАСЧЕТ ПО ОТКРЫТОМУ СЧЕТУ - предоставление поставщиком покупателю товарораспределительных документов минуя банк и зачисление покупателем причитающихся поставщику сумм платежа на открытый счет в сроки, устанавливаемые по соглашению сторон (ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям).
РАСЧЕТ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ - особый вид оплаты непроработанного времени, так как его источником является не себестоимость, как для всех видов оплат непроработанного времени, а средства органов социального страхования. Основанием для расчета суммы пособия являются табель учета использованного рабочего времени и листок о временной нетрудоспособности лечебного (медицинского) учреждения. Размеры пособия зависят от среднего заработка за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни, непрерывного стажа работы. При непрерывном стаже работы до 5 лет размер пособия равен 60% заработка, до 8 лет - 80%, больше 8 лет - 100% заработка. В сумму заработка включаются все виды оплат, кроме оплаты и доплат за сверхурочную работу, в праздничные дни, по совместительству, за непроработанное время. Лицам, находящимся на сдельной оплате труда, пособия исчисляют исходя из среднего заработка за два последних календарных месяца, предшествующих 1-му числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность. К заработку каждого из этих двух месяцев прибавляют среднемесячную сумму премий и вознаграждения за прошлый год. Лицам, находящимся на месячной оплате труда, пособия рассчитывают исходя из основного оклада, к которому прибавляют среднемесячную премию (общую сумму делят на количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности и умножают на количество дней, пропущенных по болезни).
РАСЧЕТ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ - безналичный расчет за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные слуги. Осуществляется платежными требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками и другими расчетными документами.
РАСЧЕТ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ - автоматизированный клиринговый процесс, посредством которого происходит консолидирование последовательных операций с ценными бумагами одного и того же выпуска с последующим сокращением до небольшого количества обязательств по поставке ценных бумаг. Система постоянных расчетов с получением чистого дохода позволяет свести все сделки к данному дню расчетов по всем открытым позициям за период с предыдущих дней расчетов, а также произвести автоматическую передачу инструкций для внесения в электронную память.
РАСЧЕТ С РАБОЧИМИ И СЛУЖАЩИМИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ - вид расчетов наличными деньгами, применяемый во взаимоотношениях объединений, предприятий, организаций с работниками при оплате их труда по установленным нормам и тарифам.
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - расчет, при котором стоимость предприятия складывается из двух частей: стоимости вещественных элементов (здания, оборудования, земли и т.д.) и стоимости "фирмы". Оценку первого элемента могут квалифицированно осуществить нейтральные эксперты-оценщики. Стоимость "фирмы" зависит от репутации предприятия, его технологии, квалификации кадров, перспектив развития отрасли, клиентов предприятия, его местоположения и т.д.
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА см. РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ.
РАСЧЕТ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ - вычисление размера страховой премии по различным видам страхования; составление премиальной шкалы.
РАСЧЕТ СТРАХОВОГО УБЫТКА - 1. расчет размера страхового возмещения при ликвидации убытка в различных видах страхования; 2. документ, в котором в соответствии с определенным порядком указываются сумма заявленной страхователем претензии и суммы, подлежащие исключению из страхового возмещения в соответствии с условиями страхования.
"РАСЧЕТ У ОКНА" - расчет по сделке с ценными бумагами путем их доставки продавцом кассиру покупателя и получения наличных денег.
РАСЧЕТ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - метод управления государственными предприятиями и метод организации оборота. Х.р. основывается на точном учете издержек производства, установлении плановой доходности предприятия. В основе Х.р. лежит соразмерность производственных затрат и результатов производства.
РАСЧЕТ ЦЕНЫ - внутренний документ производственной или торгующей организации для обоснования эффективности намечаемой торговой сделки, назначения цены продавца.
РАСЧЕТ ЦЕНЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ - ценообразование, которое исходит из издержек по производству, маркетингу и распределению товара с учетом получения желаемой прибыли.
РАСЧЕТ ЦЕНЫ ПО МЕТОДУ "ПРЯМЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПЛЮС ПРИБЫЛЬ" - начисление стандартной наценки (прибыли) на себестоимость товара при расчете цены.
РАСЧЕТ ЦЕНЫ ПО ЭКСПОРТУ - внутренний документ, составляемый во внешнеторговом предприятии для обоснования эффективности намечаемой экспортной операции. В нем указываются основные показатели качества данного товара в сравнении с известными предложениями конкурентов и определяется достижимый уровень экспортной цены в инвалюте с определенным базисом поставки, исходя из реальных цен внешнего рынка в сопоставлении с внутренней ценой плюс транспортные и иные расходы в рублях (с применением установленных валютных коэффициентов).
РАСЧЕТ ЧЕКАМИ - форма безналичных расчетов, при которой используются расчетные чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек.
РАСЧЕТ, ЭЛЕКТРОННЫЙ см. ДЕНЬГИ, ЭЛЕКТРОННЫЕ.
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ - расчеты, производимые в рамках планирования инвестиций для учета количественных факторов принятия решений в этой области. Различают несколько подходов к Р.э.и. При статистических расчетах ограничиваются рассмотрением одного периода; критерием принятия решения могут быть сравнительные издержки, выручка, прибыль, рентабельность или сроки амортизации. При динамических расчетах исходят из того, что инвестиционным вариантам соответствуют последовательность выплат (расход) и последовательность поступлений средств. При этом также различают ряд методов Р.э.и. В их основе лежит расчет окупаемости периода, в течение которого прибыль от инвестиционных объектов позволит возместить произведенные затраты. Причем, в отличие от статистического подхода, при динамических расчетах инвестиционный капитал должен приносить проценты не ниже уровня, определенного руководством предприятия. При одновременном расчете с помощью методов оптимизации решают задачу на максимум или минимум с учетом определенных ограничений, заданных в форме неравенств. Это позволяет получить оптимальную инвестиционную программу.
"РАСЧЕТЫ, ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты). В частности, расчеты по выделенному имуществу; по взаимному отпуску материальных ценностей; по реализации продукции; передаче расходов по общеуправленческой деятельности; выплате заработной платы работникам подразделении; по фондам потребления и затратам за счет них, если фонды не передаются подразделениям, а учитываются на балансе предприятия, и т. п. К счету могут быть открыты субсчета: "По выделенному имуществу", "По текущим операциям" и др. В балансе предприятия внутрихозяйственные расчеты не отражаются.
"РАСЧЕТЫ ПО АВАНСАМ ВЫДАННЫМ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах по выданным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности. Суммы выданных авансов, а также произведенной оплаты при частичной готовности продукции и работ отражаются по дебету счета "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы выданных авансов и оплаты частичной готовности работ, зачтенные поставщиком при оплате законченных работ, отражаются по кредиту счета "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции со счетом "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
"РАСЧЕТЫ ПО АВАНСАМ ПОЛУЧЕННЫМ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах по полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности. Суммы полученных авансов, а также полученной оплаты при частичной готовности продукции и работ отражаются по кредиту счета "Расчеты по авансам полученным" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Средства полученных авансов и полученной оплаты по частичной готовности продукции и работ, зачтенные при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за поставленные изделия полной готовности, материалы и выполненные работы, отражаются по дебету счета "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета "Реализация продукции (работ, услуг)" или счета "Расчеты с покупателями и заказчиками" в зависимости от порядка учета реализации.
"РАСЧЕТЫ ПО ВНЕБЮДЖЕТНЫМ ПЛАТЕЖАМ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах с государственными органами по платежам, уплачиваемым предприятием в различные внебюджетные фонды (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению и медицинскому страхованию). Счет "Расчеты по внебюджетным платежам" кредитуется на суммы, причитающиеся ко взносу во внебюджетные фонды, в корреспонденции со счетами учета затрат или других источников и дебетуется на суммы, фактически перечисленные в эти фонды, со счетов учета денежных средств.
"РАСЧЕТЫ ПО ИМУЩЕСТВЕННОМУ И ЛИЧНОМУ СТРАХОВАНИЮ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению и медицинскому страхованию) предприятия, в котором предприятие выступает страхователем. Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета "Расчеты по имущественному и личному страхованию" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (издержек обращения) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета "Расчеты по имущественному и личному страхованию" в корреспонденции со счетами учета денежных затрат.
"РАСЧЕТЫ ПО ПРЕТЕНЗИЯМ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. По дебету счета "Расчеты по претензиям" отражаются, в частности, расчеты по претензиям: к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, обусловленным договорами или предусмотренным в прейскурантах, а также при выявлении арифметических ошибок - в корреспонденции со счетом "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы предприятия, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу - в корреспонденции со счетом "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство; к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам предприятия - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов банков и т. д. Счет "Расчеты по претензиям" кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
"РАСЧЕТЫ ПО ПРЯМОМУ СТРАХОВАНИЮ" - счет бухгалтерского учета, применяемый в страховых организациях, и предназначенный для учета страховых премий методом начисления, заключающимся в том, что страховая премия признается доходом страховщика и подлежит отражению в бухгалтерском учете в том периоде, когда возникла обязанность страхователя, подтвержденная соответствующим документом (договором страхования, страховым полисом, счетом на оплату премии), по ее выплате страховой организации. На счете учет ведется по следующим субсчетам: 1) расчеты со страхователями по неоплаченных страховым премиям; 2) расчеты со страховыми агентами и брокерами.
"РАСЧЕТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание персонала предприятия, а также в фонд занятости. К счету могут быть открыты субсчета: "Расчеты по социальному страхованию", "Расчеты по пенсионному обеспечению", "Расчеты по медицинскому страхованию", "Расчеты по фонду занятости". Счет кредитуется на суммы отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, а также их медицинское страхование, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. По дебету счета "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" проводятся суммы, выплачиваемые за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, в фонд занятости.
"РАСЧЕТЫ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ, ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЕ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для учета внутриведомственных расчетов по финансированию. На счете отражают расчеты по финансированию из бюджета между вышестоящим распорядителем ассигнований и подведомственными ему учреждениями, организациями, возникающие в процессе их деятельности и исполнения смет расходов. Счет может иметь субсчета: "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия"; "Расчеты по финансированию за счет других бюджетов"; "Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений". Субсчета используются и вышестоящими и нижестоящими распорядителями ассигнований.
 "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, уплачиваемым предприятием, и налогам с персонала этого предприятия. Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и другими нормативными актами. Счет "Расчеты с бюджетом" кредитуется на суммы, причитающиеся ко взносу в бюджет (в корреспонденции со счетом "Использование прибыли" - на сумму налога на прибыль, со счетом "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога и т. д.), и дебетуется на суммы, фактически перечисленные в бюджет.
"РАСЧЕТЫ С ДОЧЕРНИМИ (ЗАВИСИМЫМИ) ПРЕДПРИЯТИЯМИ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о всех видах текущих расчетов с дочерними (зависимыми) предприятиями (межбалансовые расчеты). Аналитический учет по счету ведется по каждому дочернему (зависимому) предприятию.
"РАСЧЕТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данного предприятия. По кредиту счета "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы: оплаты труда, причитающиеся работникам, в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (издержек обращения) и других источников; оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, в корреспонденции со счетом "Резервы предстоящих расходов и платежей": начисленных пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и другие аналогичные суммы в корреспонденции со счетом "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"; начисленных доходов от участия в предприятии в корреспонденции со счетами "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет) или "Резервный капитал" (за счет резервного фонда). По дебету счета "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы заработной платы, премий, пособий, пенсий и т. д., доходов от участия в предприятии, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
"РАСЧЕТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о всех видах расчетов с персоналом предприятия, кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами и депонентами. К счету "Расчеты с персоналом по прочим операциям" могут быть открыты субсчета: "Расчеты за товары, проданные в кредит", "Расчеты по предоставленным займам", "Расчеты по возмещению материального ущерба" и др. Аналитический учет по счету "Расчеты с персоналом по прочим операциям" ведется по работникам предприятия.
"РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах с работниками предприятий по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки. Порядок выдачи наличных денежных средств работникам предприятия под отчет регулируется правилами ведения кассовых операций.
"РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. К счету могут быть открыты субсчета: "Расчеты в порядке инкассо", "Расчеты плановыми платежами", "Векселя полученные" и др. Счет "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами "Реализация продукции (работ, услуг)", "Реализация и прочее выбытие основных средств" и "Реализация прочих активов" на суммы, на которые покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы (при применении метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг, товаров) по их отгрузке. Счет "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей, зачета полученных авансов и т. п.
"РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей; товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков и подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи. Подрядные, строительные и монтажные, научно-исследовательские и другие аналогичные организации, когда они являются генеральными подрядчиками (головными организациями). расчеты со своими субподрядчиками (соисполнителями) также отражают на счете "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты предъявленного счета.
"РАСЧЕТЫ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах по всякого рода операциям с дебиторами и кредиторами: с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т. п.); с транспортными (железнодорожными и водными) организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы, премий и других аналогичных выплат; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов и др. Счет может иметь субсчета: "Расчеты по недостачам"; "Расчеты по социальному страхованию"; "Расчеты по специальным видам платежей"; "Расчеты по платежам в бюджет"; "Расчеты по депозитным суммам"; "Расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям"; "Расчеты с депонентами"; "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами": "Расчеты в порядке плановых платежей".
"РАСЧЕТЫ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями предприятия (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т. п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал предприятия, по выплате доходов (дивидендов) и др. К счету могут быть открыты субсчета: "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", "Расчеты по выплате доходов" и др. Аналитический учет по счету "Расчеты с учредителями" ведется по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами - собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.
РАСШИРЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей. К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе. Если в процессе проектной проработки выявилась необходимость и экономическая целесообразность одновременно с расширением предприятия осуществлять реконструкцию действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, соответствующие работы и затраты включаются в состав проекта на расширение предприятия, но выделяются в сводном сметном расчете отдельной строкой.

QQQ

РАФАКЦИЯ - скидка в цене за пониженное качество товара; обычно применяется при торговле зерновыми, продовольственными, а также сырьевыми товарами.
РАФИНИРОВАНИЕ - очистка от посторонних примесей какого-либо технического продукта.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - усовершенствование методов или организации какой-либо работы, деятельности.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - разумность, рассудочность, обоснованность.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ - рациональное и экономическое ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Азрилияна А.Н., Большой бухгалтерский словарь