Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Воропаев Сергей - Энциклопедия 3-го рейха

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 274
Размер файла: 1625 Кб
Страницы: «« « 165   166   167   168   169   170   171   172   173  174   175   176   177   178   179   180   181   182   183  » »»

St?rmer"),  выступая  перед студентами Берлинского университета, сформулировал
свое отношение к профессорам следующим образом. Он нарисовал на доске две чаши
весов. Та чаша, что внизу, сказал он, содержит мозг фюрера, а та, что наверху,
-  Dreck  [мусор,  хлам]  профессорских  мозгов.  В одной из статей журнала СС
"Черный корпус" выдающиеся немецкие ученые Вернер Гейзенберг и Макс Планк были
названы  "белыми  евреями  в  сфере  науки".  Многие нацистские лидеры вторили
Гитлеру  в  вопросах  образования  молодежи.  Министр  народного просвещения и
пропаганды д-р Геббельс говорил: "Молодежь принадлежит нам, и мы не уступим ее
никому".
     В  1933  были  приняты  указы  о нацификации всей образовательной системы
Третьего   рейха,   от  начальной  школы  до  университетов.  Школы  подлежали
реформированию   в   соответствии   с   личными   представлениями  Гитлера  об
образовании.  В  феврале  1933  министром  образования  Пруссии  был  назначен
безработный  школьный  директор  из  провинции  Бернхард  Руст,  в апреле 1934
произведенный  в рейхсминистры по делам науки, образования и культуры. Занимая
этот высокий пост, Руст перелицовывал образовательную систему Германии с целью
превратить  ее  в  опору  национал-  социализма. Одно обстоятельство облегчало
работу  Руста:  и  во  Второй  империи,  и  в  Веймарской  республике школьное
ведомство  уже  было  в массе своей пронизано националистическим духом. Задача
Руста сводилась к тому, чтобы направить националистическое сознание молодежи в
нацистское  русло.  Первым  шагом  на  этом  пути  стало  очищение всех школ и
университетов   Германии  от  преподавателей-евреев.  За  короткое  время  97%
учителей и преподавателей страны были включены в состав NS-Lehrerbund (NSLB) -
Национал-социалистического  союза  преподавателей  (НСЛБ).  К  1936  около 32%
учителей  из  НСЛБ  стали  членами  нацистской  партии.  К 1938 две трети всех
учителей  начальных  школ  проходили  идеологическую  обработку  в специальных
лагерях  на  обязательных  месячных курсах со строевой подготовкой и лекциями.
Предполагалось,  что  все,  чему  их  обучили  в  лагерях, они передадут своим
ученикам.
     Первой  книгой,  с  которой  ребенок сталкивался после детского сада, был
Primer - букварь. На его обложке была помещена карикатура на еврея со словами:
"Не  верь  лисе  в  степи,  не  верь  еврею  в его божбе!" Внутри были рисунки
марширующих солдат и их лагерной жизни, которые сопровождал следующий текст:
Тот, кто хочет стать солдатом,
Тот оружие должен иметь,
Заряжать его порохом должен
И хорошею твердою пулей.
Малыши, если вы хотите стать новобранцами,
Обратите внимание на эту песенку.
     Особое внимание в учебных планах школ, гимназий и университетов уделялось
спортивной  подготовке.  Первостепенными  предметами  были история, биология и
немецкий  язык. Изучение истории носило политический характер, упор делался на
историю  национал-социалистического  движения.  Студенты  обязаны  были  знать
события  мюнхенского  "Пивного  путча"  1923 и историю жизни "мученика" Хорста
Весселя  так  же  хорошо,  как  и  "злодеев"  Веймарской республики, например,
"презренного  Курта  Эйснера", который пытался учредить советскую республику в
Баварии  в  1919. Подростки изучали события 1-й мировой войны под таким углом:
"Штык  Отто  изящно проскользнул между ребер русского, после чего тот рухнул с
протяжным стоном. Перед глазами Отто возникла простая и заветная великая мечта
- Железный крест".
     Преподавание  биологии  основывалось  прежде  всего  на  взглядах  фюрера
относительно  расы  и  наследственности  (см.  Расовая  доктрина).  Официально
утвержденным  учебником о расе был "Новые основы расовых исследований" Германа
Гауха,   где   имелись  следующие  типичные  пассажи:  "Животный  мир  следует
классифицировать   на   представителей  нордической  расы  и  низших  животных
[евреев].  Таким  образом,  можно  вывести следующее правило: не существует ни
физических,  ни  психологических  особенностей,  которые  могли бы подтвердить
отличие  человека от животного мира. Единственное различие, которое существует
-  это  различие  между  представителями  нордической  расы с одной стороны, и
животными,  в  основном представителями ненордической расы, или недочеловеками
(представляющими  собой  переходный  вид),  с  другой  стороны".  У  студентов
поощрялось умение определять свое арийское происхождение.
     Изучение  германистики  базировалось на требовании восстановления "былого
тевтонского    величия",    упор    делался    на   историю   германцев,   как
культуросозидающую  расу,  и  евреев,  как  культуроразрушающую  расу. Знакомя
учеников  с  героическим нордическим эпосом (сагами), учителя требовали от них
при   пересказе   использовать   исключительно   германские   варианты   слов,
заимствованных  из других языков. В учебные планы было внесено изучение трудов
руководителей  нацистской  партии, например, работы Геббельса "Образовательная
ценность   Имперской   службы   занятости",  на  издание  которой  он  получил
специальные  кредиты  от правительства. Особых изменений с приходом нацистов к
власти  не  претерпела  программа математики, если не считать того, что акцент
был   смещен   на   подсознательную  подготовку  учащихся  к  военной  службе.
Математические  задачи  так  или иначе были связаны с расчетами артиллерийских
траекторий и истребительно-бомбардировочных коэффициентов. Вот типичная задача
из учебника математики нацистской школы:
     "Самолет  летит со скоростью 240 км в час в район, отстоящий на дистанции
210  км,  с приказом сбросить бомбы. Когда можно ожидать его возвращения, если
бомбометание занимает 7,5 минуты?"
     Широко  распространенное  ранее  в  школах  Германии религиозное обучение
после  1933  было  резко сокращено. В 1935 из билетов выпускных экзаменов были
изъяты  вопросы  по религии, а посещение школьных молитв стало необязательным.
Размывание  основ  религиозного  обучения  продолжалось  в течение всего срока
нацистского правления.
     В рамках нацификации всей системы образования огромное внимание уделялось
воспитанию   молодежи   за   пределами  классных  комнат  -  в  многочисленных
молодежных  организациях  и  прежде  всего  в  "Гитлерюгенд". Гитлер, будучи в
прошлом  исключенным  из  школы,  поощрял  деятельность организаций и обществ,
которые  рассматривал  как  кадровый  резерв нацистской партии. "Новый рейх, -
говорил  он, - создаст собственную молодежь, даст ей собственное образование и
воспитание".  С  помощью  организации  "Гитлерюгенд",  во  главе  которой  был
поставлен  Бальдур  фон Ширах, Гитлер рассчитывал сформировать новое поколение
молодежи,  "твердой,  как  крупповская  сталь",  проникнутой  духом  воинского
порядка  и  дисциплины.  К  1938  эта  организация насчитывала в своем составе
7.728.329 членов.
     Задачами находившегося в рамках "Гитлерюгенд" Союза немецких девушек было
воспитывать  и  готовить  немецкую  девушку  к  материнству, ведению домашнего
хозяйства  и  войне. "Единственная цель женского образования, - писал Гитлер в
"Майн кампф", - должна рассматриваться с точки зрения будущего материнства".
     К  общей образовательной системе по инициативе Гитлера были добавлены еще

Страницы: «« « 165   166   167   168   169   170   171   172   173  174   175   176   177   178   179   180   181   182   183  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Воропаев Сергей, Энциклопедия 3-го рейха