Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Андреев Юрий - Три кита здоровья

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 109
Размер файла: 798 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

того, чтобы  они  создавали новые вещи  (станки),  чтобы  те создавали новые
вещи,  которые будут создавать новые  вещи...  Спрашивается, где  в подобном
миропорядке  человек  и его коренные  интересы? Да где-то  на  обочине,  ибо
структура производительных сил такова, что самоцелью является цикл "деньги -
товар - деньги", а не "деньги - товар - человек"...
     И вот наш Толик поступил в школу.  Вспомним, с каким интересом, с какой
радостью  первоклашки идут  "первый раз в первый класс". Даже  тот небольшой
запас  физической  и психической энергии, который еще  сохранился  у  них  к
шести-семи годам, представляет собой воистину клокочущий атомный реактор. Но
почему же столь быстро этот их  интерес и этот  их жадный энтузиазм к учению
пропадают?  Почему  так происходит?  На  проблемах  здоровья  не  буду  даже
останавливаться,  ибо  уроки  физкультуры,  к которым практически  только  и
сводится  забота  о  здоровье   малышей,  это  уроки  псевдокультуры.  И  по
количеству  часов,  и  по  качеству  преподавания,  в  значительной  степени
оторванного   от  психологии   именно  детского  возраста,   они   серьезной
оздоравливающей  роли играть не в состоянии.  Получается так, что нездоровых
выходит из  школы  к конце обучения  значительно  больше,  чем в нее пришло.
Практически  в  школьные  годы на уроках физкультуры происходит  то же самое
умерщвление  никогда  больше  не возвратимого  времени  и  не  повторяющихся
возможностей, что и на уроках иностранного языка  - в  силу методики, единой
для всех возрастов и  равно удаленной от  опорных способностей человеческого
восприятия.  Там,  где  процветает  муштра  вместо   живой,   с   элементами
импровизации, игры, успехов ждать не приходится.
     Но  ведь  и  на других уроках  та же  самая  муштра.  Вместо того чтобы
увлеченно  преодолевать  искусно  указываемые   преподавателем   коллизии  и
развязывать  реальные  узлы  противоречий, вместо того чтобы  детский  разум
самостоятельно  преодолевал препятствия и потому уверенно и  заинтересованно
проникал  бы в  суть  предмета,  сокрытую за целым  "лесом"  его  конкретных
проявлений,   ребенок  получает   задание   выучить,  задолбить,  запомнить,
вызубрить от сих до сих. В конце концов он сам начинает считать себя хорошим
учеником  лишь  в  том  случае,  если   покажет  себя  примерным  зубрилкой.
Воображению, творческой  мысли ребенка нет простора в обучении. А ведь  одно
дело  получать  обескураживающие  репрессивные двойки за  бесконечно  кривые
палочки  и  знать,  что  последствием их снова  будут жестокие репрессии, но
совсем другое - почувствовать, скажем, сожаление по поводу того, что палочка
не уместилась  в своем домике и теперь из-за тебя, Сашенька, она простынет и
замерзнет, хотя ты у нас добрый мальчик, не правда ли? И т. д., и т. п.
     Успешное обучение по современным зубрильным методикам невозможно, и это
доказано практикой педагогов-новаторов, это доказано и появляющимися изредка
в  поле  нашего зрения  пособиями.  Что,  казалось  бы, может  быть  скучнее
заученных правил  и  исключений  в  пунктуации,  но вот увидела  свет  книга
"Секреты пунктуации" (авторы Г. Граник и С. Бондаренко), и оказалось, что за
всеми  этими  занудными  правилами, точками  и  крючочками сокрыта волшебная
страна, где от знаков препинания зависят судьбы как литературных персонажей,
так и реальных людей, так и вся наша деловая жизнь в целом. Познавая правила
весело и с увлечением, дети будут расти не только грамотными, но и умственно
продвинутыми,  так как головы  их славно  и  с  наслаждением  потрудились  в
нетривиальных обстоятельствах. Проработали умную и веселую книгу, к  тому же
с  юмором оформленную, и как результат получили не надсаженное здоровье,  а,
напротив,  благоприобретенное! Но  согласимся,  что  подобного рода  учебных
пособий весьма немного, и  инерция представлений,  что учебник  должен  быть
книгой нудной,  на  мой взгляд,  является определяющей пока и у  целого ряда
заслуженных  авторов, и у немалого  числа  авторитетных методистов.  А  ведь
хроническая скука - удар по здоровью.
     Позволю  себе  небольшое  отступление.  Мне  довелось написать  учебное
пособие по литературе для старшеклассников. Естественно, издательство отдало
его на рецензирование,  и  эти рецензии  были показаны мне. Были  среди  них
дельные, были недостаточно конструктивные, но отовсюду можно было почерпнуть
материал  для улучшения  книги,  однако  одна  рецензия, принадлежащая  перу
методиста,   занимающего  высокий  пост  в  Министерстве  просвещения,  меня
попросту ошеломило.  "Крупным  недостатком  этого  учебного  пособия,-  было
черным по белому написано в рецензии, - является то, что Андреев анализирует
лучшие произведения советских писателей, а не те, которые указаны в школьной
программе".  Ее   я  сохранил   (хотя,   в   принципе,  стараюсь  архив   не
замусоривать),  потому  что  этот  документ,  на  мой  взгляд,  -  подлинная
классика.
     Короче говоря, живая сила  нашего мозга развивается в  школе совершенно
неудовлетворительно.  Имеет ли  это отношение к здоровью?  Непосредственное!
Развитый, мощный интеллект является одним из определяющих гарантов  здоровья
человека  в  целом.  Известно,  что  академик  Лев  Ландау был  сбит и  убит
грузовиком, он был  практически размозжен. По всем физиологическим нормам он
жить не мог. По всем общепитовским и профсоюзным нормам  человек  был мертв,
но  он  жил! За  счет  чего? За счет резервов,  которые были сокрыты  в  его
колоссальном  интеллекте. Иначе  говоря, если  бы  школа  развивала сильный,
яркий интеллект в человеке, хотя  бы в маленьком, она делала бы его  намного
жизнеспособней, подменяя же  развитие интеллекта  и духовности  механическим
насыщением  мозга  всякого   рода  безличностной  информацией,  не  развивая
"мускулатуру" активного мышления, школа не стремится к увеличению потенциала
здоровья своих учеников.
     За время обучения в школе нашему Толику очень повезло, на что мы Должны
обратить особое  внимание. Общество либо ничего не ведает, либо  и ведать не
хочет  о страшной,  жестокой, ужасной стороне жизни наших  детей. Я говорю о
хищнически-звериных,  зоологических, совершенно подобных тем, что характерны
для  джунглей,  отношениях  в  некоторых  коллективах между детьми, особенно
мальчиками,   где  господствует  грубая   физическая   сила,  где  в  полном
соответствии  с фашистской  моралью исповедуется принцип "сила  выше права".
Социологам и  исследователям  Уже достаточно  ясно, что там,  где  возникает
разгул подобных пещерных  отношений, там, за  спинами  подростков, сплошь да
рядом, хотя и не всегда, сокрыты  серьезные криминогенные  силы, там, вдали,
мерцают уголовники,  которым единственно и требуется создать  зону отношений
между людьми по своему нраву и закону, во имя собственного обогащения.
     Ужасно, когда притесняют, обирают, унижают  человека, когда у маленьких
людей  создают   комплекс   неполноценности,  бессилия,  постоянной   угрозы
претерпеть унизительный стресс. А мы  - что мы?  Мы способны спокойно пройти
по улице, видя, как  где-то в  сторонке два великовозрастных старшеклассника
трясут,  обыскивают какого-либо второклассника. Даже "цыц,  прохвосты!"  - и
этого  не   скажем.  А   ведь  на  наших  глазах,  возможно,  именно  сейчас
человеческая  жизнь  дала  не  зарастающую  никогда  трещину.  Поведаю  вам,
читатель,  то,  с чем  вы,  по-видимому,  не  сталкивались. В  Ленинграде  в
Институте  русской   литературы  (Пушкинский   дом)  Академии  наук  СССР  в

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Андреев Юрий, Три кита здоровья