Главная - Наука - Медицина
Андреев Юрий - Три кита здоровья Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 109 Размер файла: 798 Кб Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» того, чтобы они создавали новые вещи (станки), чтобы те создавали новые вещи, которые будут создавать новые вещи... Спрашивается, где в подобном миропорядке человек и его коренные интересы? Да где-то на обочине, ибо структура производительных сил такова, что самоцелью является цикл "деньги - товар - деньги", а не "деньги - товар - человек"... И вот наш Толик поступил в школу. Вспомним, с каким интересом, с какой радостью первоклашки идут "первый раз в первый класс". Даже тот небольшой запас физической и психической энергии, который еще сохранился у них к шести-семи годам, представляет собой воистину клокочущий атомный реактор. Но почему же столь быстро этот их интерес и этот их жадный энтузиазм к учению пропадают? Почему так происходит? На проблемах здоровья не буду даже останавливаться, ибо уроки физкультуры, к которым практически только и сводится забота о здоровье малышей, это уроки псевдокультуры. И по количеству часов, и по качеству преподавания, в значительной степени оторванного от психологии именно детского возраста, они серьезной оздоравливающей роли играть не в состоянии. Получается так, что нездоровых выходит из школы к конце обучения значительно больше, чем в нее пришло. Практически в школьные годы на уроках физкультуры происходит то же самое умерщвление никогда больше не возвратимого времени и не повторяющихся возможностей, что и на уроках иностранного языка - в силу методики, единой для всех возрастов и равно удаленной от опорных способностей человеческого восприятия. Там, где процветает муштра вместо живой, с элементами импровизации, игры, успехов ждать не приходится. Но ведь и на других уроках та же самая муштра. Вместо того чтобы увлеченно преодолевать искусно указываемые преподавателем коллизии и развязывать реальные узлы противоречий, вместо того чтобы детский разум самостоятельно преодолевал препятствия и потому уверенно и заинтересованно проникал бы в суть предмета, сокрытую за целым "лесом" его конкретных проявлений, ребенок получает задание выучить, задолбить, запомнить, вызубрить от сих до сих. В конце концов он сам начинает считать себя хорошим учеником лишь в том случае, если покажет себя примерным зубрилкой. Воображению, творческой мысли ребенка нет простора в обучении. А ведь одно дело получать обескураживающие репрессивные двойки за бесконечно кривые палочки и знать, что последствием их снова будут жестокие репрессии, но совсем другое - почувствовать, скажем, сожаление по поводу того, что палочка не уместилась в своем домике и теперь из-за тебя, Сашенька, она простынет и замерзнет, хотя ты у нас добрый мальчик, не правда ли? И т. д., и т. п. Успешное обучение по современным зубрильным методикам невозможно, и это доказано практикой педагогов-новаторов, это доказано и появляющимися изредка в поле нашего зрения пособиями. Что, казалось бы, может быть скучнее заученных правил и исключений в пунктуации, но вот увидела свет книга "Секреты пунктуации" (авторы Г. Граник и С. Бондаренко), и оказалось, что за всеми этими занудными правилами, точками и крючочками сокрыта волшебная страна, где от знаков препинания зависят судьбы как литературных персонажей, так и реальных людей, так и вся наша деловая жизнь в целом. Познавая правила весело и с увлечением, дети будут расти не только грамотными, но и умственно продвинутыми, так как головы их славно и с наслаждением потрудились в нетривиальных обстоятельствах. Проработали умную и веселую книгу, к тому же с юмором оформленную, и как результат получили не надсаженное здоровье, а, напротив, благоприобретенное! Но согласимся, что подобного рода учебных пособий весьма немного, и инерция представлений, что учебник должен быть книгой нудной, на мой взгляд, является определяющей пока и у целого ряда заслуженных авторов, и у немалого числа авторитетных методистов. А ведь хроническая скука - удар по здоровью. Позволю себе небольшое отступление. Мне довелось написать учебное пособие по литературе для старшеклассников. Естественно, издательство отдало его на рецензирование, и эти рецензии были показаны мне. Были среди них дельные, были недостаточно конструктивные, но отовсюду можно было почерпнуть материал для улучшения книги, однако одна рецензия, принадлежащая перу методиста, занимающего высокий пост в Министерстве просвещения, меня попросту ошеломило. "Крупным недостатком этого учебного пособия,- было черным по белому написано в рецензии, - является то, что Андреев анализирует лучшие произведения советских писателей, а не те, которые указаны в школьной программе". Ее я сохранил (хотя, в принципе, стараюсь архив не замусоривать), потому что этот документ, на мой взгляд, - подлинная классика. Короче говоря, живая сила нашего мозга развивается в школе совершенно неудовлетворительно. Имеет ли это отношение к здоровью? Непосредственное! Развитый, мощный интеллект является одним из определяющих гарантов здоровья человека в целом. Известно, что академик Лев Ландау был сбит и убит грузовиком, он был практически размозжен. По всем физиологическим нормам он жить не мог. По всем общепитовским и профсоюзным нормам человек был мертв, но он жил! За счет чего? За счет резервов, которые были сокрыты в его колоссальном интеллекте. Иначе говоря, если бы школа развивала сильный, яркий интеллект в человеке, хотя бы в маленьком, она делала бы его намного жизнеспособней, подменяя же развитие интеллекта и духовности механическим насыщением мозга всякого рода безличностной информацией, не развивая "мускулатуру" активного мышления, школа не стремится к увеличению потенциала здоровья своих учеников. За время обучения в школе нашему Толику очень повезло, на что мы Должны обратить особое внимание. Общество либо ничего не ведает, либо и ведать не хочет о страшной, жестокой, ужасной стороне жизни наших детей. Я говорю о хищнически-звериных, зоологических, совершенно подобных тем, что характерны для джунглей, отношениях в некоторых коллективах между детьми, особенно мальчиками, где господствует грубая физическая сила, где в полном соответствии с фашистской моралью исповедуется принцип "сила выше права". Социологам и исследователям Уже достаточно ясно, что там, где возникает разгул подобных пещерных отношений, там, за спинами подростков, сплошь да рядом, хотя и не всегда, сокрыты серьезные криминогенные силы, там, вдали, мерцают уголовники, которым единственно и требуется создать зону отношений между людьми по своему нраву и закону, во имя собственного обогащения. Ужасно, когда притесняют, обирают, унижают человека, когда у маленьких людей создают комплекс неполноценности, бессилия, постоянной угрозы претерпеть унизительный стресс. А мы - что мы? Мы способны спокойно пройти по улице, видя, как где-то в сторонке два великовозрастных старшеклассника трясут, обыскивают какого-либо второклассника. Даже "цыц, прохвосты!" - и этого не скажем. А ведь на наших глазах, возможно, именно сейчас человеческая жизнь дала не зарастающую никогда трещину. Поведаю вам, читатель, то, с чем вы, по-видимому, не сталкивались. В Ленинграде в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР в Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |