|
Главная - Наука - Медицина
Андреев Юрий - Три кита здоровья Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 109 Размер файла: 798 Кб Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» того, чтобы они создавали новые вещи (станки), чтобы те создавали новые
вещи, которые будут создавать новые вещи... Спрашивается, где в подобном
миропорядке человек и его коренные интересы? Да где-то на обочине, ибо
структура производительных сил такова, что самоцелью является цикл "деньги -
товар - деньги", а не "деньги - товар - человек"...
И вот наш Толик поступил в школу. Вспомним, с каким интересом, с какой
радостью первоклашки идут "первый раз в первый класс". Даже тот небольшой
запас физической и психической энергии, который еще сохранился у них к
шести-семи годам, представляет собой воистину клокочущий атомный реактор. Но
почему же столь быстро этот их интерес и этот их жадный энтузиазм к учению
пропадают? Почему так происходит? На проблемах здоровья не буду даже
останавливаться, ибо уроки физкультуры, к которым практически только и
сводится забота о здоровье малышей, это уроки псевдокультуры. И по
количеству часов, и по качеству преподавания, в значительной степени
оторванного от психологии именно детского возраста, они серьезной
оздоравливающей роли играть не в состоянии. Получается так, что нездоровых
выходит из школы к конце обучения значительно больше, чем в нее пришло.
Практически в школьные годы на уроках физкультуры происходит то же самое
умерщвление никогда больше не возвратимого времени и не повторяющихся
возможностей, что и на уроках иностранного языка - в силу методики, единой
для всех возрастов и равно удаленной от опорных способностей человеческого
восприятия. Там, где процветает муштра вместо живой, с элементами
импровизации, игры, успехов ждать не приходится.
Но ведь и на других уроках та же самая муштра. Вместо того чтобы
увлеченно преодолевать искусно указываемые преподавателем коллизии и
развязывать реальные узлы противоречий, вместо того чтобы детский разум
самостоятельно преодолевал препятствия и потому уверенно и заинтересованно
проникал бы в суть предмета, сокрытую за целым "лесом" его конкретных
проявлений, ребенок получает задание выучить, задолбить, запомнить,
вызубрить от сих до сих. В конце концов он сам начинает считать себя хорошим
учеником лишь в том случае, если покажет себя примерным зубрилкой.
Воображению, творческой мысли ребенка нет простора в обучении. А ведь одно
дело получать обескураживающие репрессивные двойки за бесконечно кривые
палочки и знать, что последствием их снова будут жестокие репрессии, но
совсем другое - почувствовать, скажем, сожаление по поводу того, что палочка
не уместилась в своем домике и теперь из-за тебя, Сашенька, она простынет и
замерзнет, хотя ты у нас добрый мальчик, не правда ли? И т. д., и т. п.
Успешное обучение по современным зубрильным методикам невозможно, и это
доказано практикой педагогов-новаторов, это доказано и появляющимися изредка
в поле нашего зрения пособиями. Что, казалось бы, может быть скучнее
заученных правил и исключений в пунктуации, но вот увидела свет книга
"Секреты пунктуации" (авторы Г. Граник и С. Бондаренко), и оказалось, что за
всеми этими занудными правилами, точками и крючочками сокрыта волшебная
страна, где от знаков препинания зависят судьбы как литературных персонажей,
так и реальных людей, так и вся наша деловая жизнь в целом. Познавая правила
весело и с увлечением, дети будут расти не только грамотными, но и умственно
продвинутыми, так как головы их славно и с наслаждением потрудились в
нетривиальных обстоятельствах. Проработали умную и веселую книгу, к тому же
с юмором оформленную, и как результат получили не надсаженное здоровье, а,
напротив, благоприобретенное! Но согласимся, что подобного рода учебных
пособий весьма немного, и инерция представлений, что учебник должен быть
книгой нудной, на мой взгляд, является определяющей пока и у целого ряда
заслуженных авторов, и у немалого числа авторитетных методистов. А ведь
хроническая скука - удар по здоровью.
Позволю себе небольшое отступление. Мне довелось написать учебное
пособие по литературе для старшеклассников. Естественно, издательство отдало
его на рецензирование, и эти рецензии были показаны мне. Были среди них
дельные, были недостаточно конструктивные, но отовсюду можно было почерпнуть
материал для улучшения книги, однако одна рецензия, принадлежащая перу
методиста, занимающего высокий пост в Министерстве просвещения, меня
попросту ошеломило. "Крупным недостатком этого учебного пособия,- было
черным по белому написано в рецензии, - является то, что Андреев анализирует
лучшие произведения советских писателей, а не те, которые указаны в школьной
программе". Ее я сохранил (хотя, в принципе, стараюсь архив не
замусоривать), потому что этот документ, на мой взгляд, - подлинная
классика.
Короче говоря, живая сила нашего мозга развивается в школе совершенно
неудовлетворительно. Имеет ли это отношение к здоровью? Непосредственное!
Развитый, мощный интеллект является одним из определяющих гарантов здоровья
человека в целом. Известно, что академик Лев Ландау был сбит и убит
грузовиком, он был практически размозжен. По всем физиологическим нормам он
жить не мог. По всем общепитовским и профсоюзным нормам человек был мертв,
но он жил! За счет чего? За счет резервов, которые были сокрыты в его
колоссальном интеллекте. Иначе говоря, если бы школа развивала сильный,
яркий интеллект в человеке, хотя бы в маленьком, она делала бы его намного
жизнеспособней, подменяя же развитие интеллекта и духовности механическим
насыщением мозга всякого рода безличностной информацией, не развивая
"мускулатуру" активного мышления, школа не стремится к увеличению потенциала
здоровья своих учеников.
За время обучения в школе нашему Толику очень повезло, на что мы Должны
обратить особое внимание. Общество либо ничего не ведает, либо и ведать не
хочет о страшной, жестокой, ужасной стороне жизни наших детей. Я говорю о
хищнически-звериных, зоологических, совершенно подобных тем, что характерны
для джунглей, отношениях в некоторых коллективах между детьми, особенно
мальчиками, где господствует грубая физическая сила, где в полном
соответствии с фашистской моралью исповедуется принцип "сила выше права".
Социологам и исследователям Уже достаточно ясно, что там, где возникает
разгул подобных пещерных отношений, там, за спинами подростков, сплошь да
рядом, хотя и не всегда, сокрыты серьезные криминогенные силы, там, вдали,
мерцают уголовники, которым единственно и требуется создать зону отношений
между людьми по своему нраву и закону, во имя собственного обогащения.
Ужасно, когда притесняют, обирают, унижают человека, когда у маленьких
людей создают комплекс неполноценности, бессилия, постоянной угрозы
претерпеть унизительный стресс. А мы - что мы? Мы способны спокойно пройти
по улице, видя, как где-то в сторонке два великовозрастных старшеклассника
трясут, обыскивают какого-либо второклассника. Даже "цыц, прохвосты!" - и
этого не скажем. А ведь на наших глазах, возможно, именно сейчас
человеческая жизнь дала не зарастающую никогда трещину. Поведаю вам,
читатель, то, с чем вы, по-видимому, не сталкивались. В Ленинграде в
Институте русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР в
Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |