Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Блейхер Вадим - Толковый словарь психиатрических терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 284
Размер файла: 1888 Кб
Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»

уничтожение и изоляцию. Пример уничтожения - бесконечное мытье  рук  при
мизофобии, пример изоляции  -  церемониал,  заключающийся  в  запрещении
возможности   прикосновения   к   нежелательному   предмету   (табу   на
прикосновение).
   Рише-Тулуза метод лечения эпилепсии .   Заключается   в   применении   бромидов    при    одновременном
обесхлоривании организма с помощью диеты, содержащей мало  пищевой  соли
(до 3 г в сутки). В настоящее время в качестве  самостоятельного  метода
не  применяется,  однако   является   составной   частью   лечебного   и
диетического режима при эпилепсии.
   Робина  синдром  .   Наследственное   заболевание,
характеризующееся триадой признаков: 1) глоссоптоз в сочетании с другими
аномалиями полости рта, нередко приводящий к тяжелым нарушениям дыхания;
2)  микроцефалия;  3)  умственное  недоразвитие.  Тип   наследования   -
аутосомно-рецессивный.
   Роджерса "центрированная на клиенте" психотерапия .
Форма  недирективной  психотерапии,  в   которой   врач   лишь   создает
оптимальную для больного обстановку,  а  формулирование  актуальных  для
него проблем и поиск пути их разрешения предоставляются самому больному.
Стимулируется  развитие  у  больного  чувства  ответственности  за  свое
поведение, его тенденция к независимости.  Психотерапевт  ограничивается
лишь ролью доверенного лица, показывающего больному, что он понимает его
состояние, он избегает  каких-либо  оценок,  не  направляет  разговор  и
поведение  больного.  Однако  тактика  врача  способствует  появлению  и
укреплению у  больного  чувства  уверенности,  безопасности,  дружеского
расположения. Наиболее часто применяется для лечения детей и  подростков
и  основана  на  вере  в  способность  людей  самостоятельно   разрешать
актуальные для них, в том числе и психогенно травмирующие, проблемы.
   Рожнова концепция эмоционально-стрессовой психотерапии <Рожнов  В.Е.,
1979,  1980>.  Основана  на  признании  важности  состояний   целебного,
саногенного стресса, вызываемого самыми различными психотерапевтическими
эмоциональными приемами, в том числе  и  специальной  Рожнова  методикой
эмоционально-стрессовой гипнотерапии. Концепция исторически опирается на
представления  о  лечении   идеалами   А.И.   Яроцкого   (см.   Яроцкого
аретотерапия) и на представления H. Selye  о  благотворном,  живительном
действии эмоционального стресса, лишенного  отрицательного  аффективного
компонента, дистресса  (см.  Селье  синдром  адаптации).  Развивается  в
исследованиях М.Е.  Бурно  <1982>,  Л.П.  Баканевой  и  Ю.В.  Мельникова
<1982>.
   Рожнова методика  коллективной  эмоционально-стрессовой  гипнотерапии
<Рожнов В.Е., 1971>. Применяется для лечения хронического алкоголизма. С
помощью  гипнотического  внушения  вырабатывается   условно-рефлекторная
эмоционально отрицательная реакция  на  вкус  и  запах  алкоголя.  Здесь
играют  роль  групповой  аффект,  директивность,   создание   стрессовой
ситуации, взаимоиндукция и т.д.
   Рожнова удлиненный гипноз <Рожнов В.Е.,  1953>.  Гипнотический  сеанс
длится 1-1,5 ч, что способствует углублению гипнотического торможения  и
повышает терапевтическую активность  лечебного  внушения.  Рекомендуется
для групповой гипнотерапии в стационаре и  амбулаторных  условиях.  Врач
приходит к  больным  каждые  15-20  мин  и  проводит  лечебные  внушения
продолжительностью 2-3 мин.
   Розенберга симптом .  Нарушение  ориентировки  в
правом-левом в двигательных проявлениях. Один из  симптомов  расстройств
"схемы тела".
   Розенталя синдром . Пароксизмально  развивающийся
катаплектически-галлюцинаторный  синдром  страха,  включающий   в   себя
слуховые, зрительные и тактильные  псевдогаллюцинации,  чувство  страха,
возникающее  спонтанно,   без   связи   с   какими-либо   причинами,   и
катаплектиформные  расстройства  ("приступы  бодрствования"   в   ночное
время). Описан при энцефалитах и шизофрении.
   Розенцвейга  тест  фрустрации  .   Проективная
методика   исследования   особенностей   личности.    Согласно    теории
Розенцвейга,   фрустрация   возникает,   когда    организм    (личность)
сталкивается с более или менее  непреодолимым  препятствием  на  пути  к
удовлетворению   какой-либо   жизненной   потребности.    Фрустрационная
устойчивость  -  способность  приспособиться  к   стрессовой   ситуации.
Обследуемому показывают рисунки, на  которых  изображены  фрустрационные
ситуации, и он вкладывает в уста одного  из  персонажей  рисунка  слова,
которые тот должен  высказать  по  этому  поводу.  Реакции  обследуемого
различают по их направленности  (порицание  фрустрирующего  фактора  или
себя, стремление нивелировать конфликтность ситуации), по  типу  реакции
(подчеркивание   фрустрирующего   фактора,    самозащита,    потребность
разрешения ситуации).
   Методика полезна при исследовании  личностных  особенностей  больных,
страдающих неврозами, психопатиями.
   Ромена  методика   активного   самовнушения   <Ромен   А.С.,   1964>.
Психотерапевтическая методика, основанная на самовнушении и состоящая из
двух этапов - стабильного и мобильного. Первый характеризуется обучением
больного способности  активно  погружать  себя  в  особое  самовнушенное
состояние покоя и мышечной релаксации. Второй этап  посвящен  реализации
необходимых  направленных  самовнушений.  В  процессе  занятий  активным
самовнушением происходит и  обучение  пациента  способности  произвольно
направленно воздействовать на течение психофизиологических  процессов  в
организме  (например,  вызывать  у  себя  анестезию  или   гипералгезию,
изменять температуру тела и т.п.). Важное условие  методики  -  короткие
сроки овладения самовнушением (1,5-3 недели).
   Роршаха тeст .  Проективный  метод  исследования
личности  с  помощью  10  специальных  таблиц   ("пятен").   В   ответах
обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на
такие показатели, как форма, цвет, величина  деталей  пятна,  привлекших
его  внимание,  кинетичность  образа  и  т.д.,  и   интерпретируют   эти
показатели. При анализе результатов руководствуются следующими основными
критериями:
   1) что видит обследуемый в  предъявляемых  ему  пятнах  -изображениях
(силуэты людей, зверей, предметов);
   2)  использует  ли  он  при  создании  образа  отдельные  детали  или
изображение в целом;
   3) что преобладает в ответе - цвет, форма, движение и т.д.
   В  отечественной  клинической   психологии   Р.т.   разрабатывали   в
исследованиях Л.Ф. Бурлачука <1975, 1979>, И.Г. Беспалько  <1978>,  И.И.

Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Блейхер Вадим, Толковый словарь психиатрических терминов