Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Блейхер Вадим - Толковый словарь психиатрических терминов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 284
Размер файла: 1888 Кб
Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»

   Восковая гибкость  -  (лат.  flexibilitas  cerea  от  flexibilitas  -
гибкость, cera - воск). См. Каталепсия.
   Син.: восковидная гибкость.
   Восковидная гибкость. См. Каталепсия.
   Воспоминания.  Воспроизведение  в  сознании  сохранившихся  в  памяти
представлений, мыслей, чувств.
   Син.: реминисценции (лат. reminiscentia - воспоминание).
   В. ассоциированные  -  вид  криптомнезии,  при  котором  прочитанное,
увиденное   во   сне   или   кинофильме,   услышанное   от   собеседника
воспринимается больным как реальное  событие,  участником  и  свидетелем
которого он был.
   В. иллюзорные - В. о действительно  существующих  или  существовавших
объектах, искаженные  под  влиянием  аффективных  расстройств,  бредовых
переживаний, изменения личностной позиции  вспоминающего,  ослабления  у
него функции памяти.
   В. ложные. См. Псевдореминисценции.
   В. навязчивые - возникающие часто вопреки воле человека и  неприятные
для него В., иногда материалом их являются поступки субъекта, которым он
сам дает отрицательную  оценку.  Попытки  их  вытеснения,  нивелирования
крайне  затруднены   и   требуют   психотерапевтичекого   вмешательства.
Характерны  для  психастеников,  особенно  при   возникновении   невроза
навязчивых состояний.
   В. насильственные - возникающие как бы аутохтонно В., иногда  в  виде
образных  представлений,  которые  воспринимаются  как  чуждые  больному
психические   акты,    являющиеся    следствием    воздействия    извне,
"сделанности",  насильственности.  Симптом  психического   (идеаторного)
автоматизма.
   В. отчужденные - В., в которых реальные  события  воспринимаются  как
услышанное, увиденное во сне или кинофильме, прочитанное.
   В. псевдогаллюцинаторные (греч. pseudos - ложь, hallutinatio -  бред)
-  яркие  зрительные  псевдогаллюцинации,   при   которых   в   качестве
псевдогаллюцинаторного   образа   предстают   ложные    В.    Проявление
психического автоматизма.
   Син.: псевдовоспоминания псевдогаллюцинаторные.
   Восприятие.  Психический  процесс,  одна  из  стадий   познавательной
деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе  анализа  и
синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков
предмета или явления и отвлечений от несущественных  и  неактуальных.  К
расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
   Воспроизведение. Возникновение в сознании зафиксировавшихся в  памяти
в процессе жизненного опыта объектов, мыслей, чувств. В. является  одним
из  компонентов  структуры  памяти  и  может  быть  активным,  то   есть
целенаправленно вызываемым, и пассивным, возникающим  нецеленаправленно.
При ослаблении памяти вследствие постепенно  развивающихся  органических
заболеваний (церебральный атеросклероз, эпилепсия) затруднения активного
В. предшествуют недостаточности удержания в памяти и запоминания.
   Вспоминание. Психический процесс воспроизведения  в  памяти  объектов
(событий, явлений, предметов, мыслей, чувств), воспринимавшихся  раньше,
но в  настоящее  время  отсутствующих.  Это  же  относится  к  узнаванию
увиденного объекта как уже знакомого по прежнему опыту.
   Син.: припоминание.
   Вспомогательная школа. Школа, предназначенная для обучения  умственно
отсталых    детей.    Отбор    учащихся    производится     специальными
медико-педагогическими  комиссиями  с  участием  детского  психиатра   и
медицинского  психолога.  Противопоказания  для  обучения  во   В.ш.   -
необучаемость в  связи  с  выраженной  умственной  недостаточностью  или
тяжелыми  характерологическими   отклонениями,   а   также   имитирующие
умственную   недостаточность   явления   социальной   и   педагогической
запущенности.
   Вроно концепция возрастного патоморфоза <Вроно М.С., 1971>.  Основана
на  анализе  клиники  шизофрении  у  детей  и   подростков.   Возрастное
видоизменение  клинической  картины  шизофрении  и  других   психических
заболеваний связывается  с  взаимодействием  двух  основных  факторов  -
качественных особенностей патологического процесса  и  фазы  возрастного
развития   ребенка.    Особенно    явственно    возрастной    патоморфоз
прослеживается  при  сравнении  клинических  особенностей  шизофрении  в
детском,  препубертатном  и  пубертатном  возрасте.   Характерно   также
видоизменение клиники шизофрении в  позднем  возрасте  <Штернберг  Э.Я.,
Наджаров Р.А., 1969>.
   Вуайеризм (фр.  voyer  -  смотритель,  надзиратель).  Вид  перверсий,
заместительный способ удовлетворения сексуального влечения, стремление к
разглядыванию обнаженных половых органов или созерцанию полового акта.
   Син.: скопофилия, миксоскопия, визионизм.
   Вуда-Нормана синдром .  Врожденная  форма
амавротической идиотии. Проявляется в первые дни и недели после рождения
ребенка. Характерны гидроцефалия или  микроцефалия,  судороги,  параличи
конечностей,  расстройства  глотания  и  дыхания.  Происходит  остановка
нервно-психического развития. Летальный исход  в  первые  месяцы  жизни.
Аутосомно-рецессивный тип наследования.
   Вчувствование. Метод психопатологического исследования, основанный на
глубоком понимании  сути,  содержания  болезненных,  особенно  бредовых,
переживаний  больного.  Особое  значение  приобретает  при  психотерапии
бредовых состояний. Способствует улучшению контакта между  психиатром  и
больным, проникающимся доверием к врачу.
   Выготского-Лурия методика пиктограмм <Выготский  Л.С.,  Лурия  А.Р.>.
Экспериментально-психологическая методика для  изучения  опосредованного
запоминания. Используется для  характеристики  особенностей  мышления  и
аффективно-личностной сферы. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый
для  опосредованного  запоминания.  Представляет  большую  ценность  для
диагностики шизофрении.
   Выготского-Сахарова  методика  формирования   искусственных   понятий
<Выготский      Л.С.,       Сахаров       Л.С.,       1928,       1930>.
Экспериментально-психологическая  методика  для  исследования  мышления,
вариант методики Аха. Обследуемому предлагают  для  классификации  набор
стереометрических фигур,  отличающихся  формой,  цветом  и  величиной  и
обозначенных искусственными  звукосочетаниями,  например  "биг",  "цев".
Обследуемый должен подобрать все фигуры, относящиеся  к  одному  классу.
Результаты оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось
обследуемому  для  выполнения  задания,  насколько  логичны   были   его
рассуждения, как воспринималась помощь исследующего.

Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Блейхер Вадим, Толковый словарь психиатрических терминов