Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1512   1513   1514   1515   1516   1517   1518   1519   1520  1521   1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530  » »»

истории мысли нового времени" (т.  1,  Женева,  1808);  "Государственный
элемент  в  будущем  обществе"  (Л.,  1876).  Л.  называет  свое  учение
антропологизмом и видит элементы его  у  Протагора,  древних  скептиков,
сенсуалистов,. Конта и особенно  у  Фейербаха.  Философская  мысль  есть
специально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весь
свой материал из знания, верования и практических побуждений, но  вносит
во все эти элементы требование  единства  и  последовательности.  Всякое
мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он  есть,  с
законом  причинности,  связывающим  явления,  с  другой  -   возможность
постановки нами  целей  и  выбора  средств  по  критериям  приятнейшего,
полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а для
нас; следовательно, исходною  точкою  философского  построения  является
человек, проверяющий себя теоретически и практически и  развивающийся  в
общежитии.  Антропологизм  допускает  три   здоровые   области   зрелого
теоретического  мышления:  знание.  свободное  сознательное   творчество
искусства,    критически    объединяющее     творчество     философское.
Нравственность не прирождена человеку: далеко не все  вырабатывают  себе
нравственные побуждения, точно так же  как  далеко  не  все  доходят  до
научного мышления. Прирождено человеку лишь  стремление  к  наслаждению;
развитой человек вырабатывает наслаждение нравственною жизнью  и  ставит
его   на   высшую   ступень   в   иepapxии   наслаждений.    Большинство
останавливается  на  способности  расчета  пользы.  Нравственная   жизнь
начинается  в  элементарной  форме  выработкою  представления  о  личном
достоинстве и стремлением воплотить его в жизни;  она  получает  прочную
основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие,
вырабатывает в себе  способность  наслаждения  собственным  развитием  и
потребность  развиваться.  По  самой  сущности  этого  процесса  с   ним
нераздельна  критика.  Дальнейшим  признаком   нравственного   убеждения
является  требование  нравственности   общественной,   заключающейся   в
укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда  признание  за
другими личностями человеческого достоинства и  требование  поступать  с
ними  сообразно  их  достоинству.  Вся  этика  исчерпывается   основными
понятиями    достоинства,    развития,    критического    убеждения    и
справедливости.  Для  развитого  человека  они  так  же  определенны   и
обязательны,  как  понятия   геометрии.   Социология   исследует   формы
проявления, стремления и  ослабления  солидарности  между  сознательными
органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные
общества,  в  которых  особи  выработали  в   себе   некоторую   степень
индивидуального сознания, с другой - не только  существующие  уже  формы
человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых  человек
надеется осуществить более солидарное, а  вместе  и  более  справедливое
общежитие, и те практические  задачи,  которые  вытекают  из  стремления
осуществить эти идеалы. Прогрессом  Л.  считает  одновременное  усиление
сознательных процессов в особи и солидарности в обществе.  Прогрессивное
движение прочно лишь. тогда,  когда  интересы  большинства  совпадают  с
убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как  процесс,  есть
процесс  развития,   обусловленный   положительным   или   отрицательным
проявлением  прогресса.  История,  как  наука,  есть  отыскание   закона
последовательности в  развитии  индивидуального  сознания  и  в  фазисах
солидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для  каждой
эпохи, в области сознания и  солидарности,  характеристических  черт  от
переживаний  старого  и  от  зародышевых  состояний  нового.  О  Л.  см.
Антонович, "Два  типа  современных  философов"  ("Совр."  1861,  4);  Д.
Писарев, "Схоластика ХIX  в."  ("Рус.  Сл.  "  1861,  5);  Н.  Шелгунов,
"Историческая  сила  критической  личности"  ("Дело",  1870,   11);   П.
Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); А.  А.  Козлов,  в  "Знании"
(1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,
10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1876, 9 и 12);
В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5);  В.
К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог."  1889,  4-е);  Н.  Г.
Дебольский, "О высшем благе" (стр. 2 -  7,  26  -  31);  J.  Kolubowsky,
"Philosophle in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).
   Лавр - Лавровый венок или ветвь Л., со времен греко-римской древности
- символ славы, победы или мира. Триумфаторы  надевали  лавровый  венок;
суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь  народ
венчался Л.; жрецы при жертвоприношениях одевали лавровые венки. А.  был
посвящен Аполлону, в объяснение чего создался миф о Дафне;  в  пифийских
играх Л. был наградою победителю, и им же награждали "любимцев Аполлона"
-  поэтов.  Этим  отношением  между  Аполлоном  и   Л.   объясняется   и
приписывание Л. пророческого дара: его ели жрецы, чтобы  узнать  будущее
(лавроеды). Существовало также убеждение, что Л. спасает от молнии.
   Лаг - прибор для определения скорости корабля. Простейшего устройства
Л. состоит из деревянного прямоугольного сектора, радиусом около 15 стм.
В дуге сектора врезывается свинцовая  пластинка  такой  величины,  чтобы
сектор углублялся в воду почти до 2/3 своей высоты.  В  вершине  сектора
приплеснивается конец тонкой веревки около 100  саж.  длины,  называемый
лаглинем, а к остальным двум  концам  сектора  привязываются  веревочки,
соединяющиеся с лаглинем на  таком  расстоянии  от  сектора,  чтобы  при
вертикальном положении  сектора  и  вытянутом  лаглине,  последний  имел
горизонтальное  положение.  Такой  сектор,  брошенный  за  борт   судна,
остается в воде неподвижным, а по мере удаления  от  него  судна  травят
лаглинь и по длине вытравленного за борт лаглиня  в  15  или  30  секунд
судят о скорости корабля. Чтобы эту скорость получать прямо в узлах,  т.
е. в морских милях в час, лаглинь имеет  марки,  устройство  которых  (у
моряков разбивка лаглиня) делается следующим образом. Отмерив от сектора
по длине лаглиня 2 или 11/2 длины судна ввязывают в него кусок флагдука,
а затем через каждые 48 футов длины кончик 1-й  с  одним,  2-й  с  двумя
узелками и т. д., при чем  расстояние  между  каждыми  такими  кончиками
делится еще  на  4  части.  Кончики  настолько  длинны  и  узелки  такой
величины, что можно в темноте ощупью определить какая марка  окажется  в
руке или ближайшая к ней в момент задержания лаглиня. Сектор  бросают  с
кормы с подветренной стороны и травят свободно лаглинь;  когда  заметят,
что флагдук на лаглине выходит за борт, поворачивают 30 с склянку или же
пускают в ход  секундный  счетчик;  когда  вытечет  склянка  или  же  по
счетчику пройдет 30ё, задерживают лаглинь, тогда число узелков на марке,
соответствующей задержанной части лаглиня, покажет  скорость  корабля  в
морских  милях  в  час.  Описанный  Л.  теперь  редко  употребляется.  В
настоящее  время  самый   распространенный   Л.   Уокера,   показывающий
переплытое кораблем  расстояние  за  данное  время.  Основную  часть  Л.
составляет цилиндрическая металлическая  трубка  с  винтовыми  крыльями,

Страницы: «« « 1512   1513   1514   1515   1516   1517   1518   1519   1520  1521   1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь