|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1512 1513 1514 1515 1516 1517 1518 1519 1520 1521 1522 1523 1524 1525 1526 1527 1528 1529 1530 » »» истории мысли нового времени" (т. 1, Женева, 1808); "Государственный
элемент в будущем обществе" (Л., 1876). Л. называет свое учение
антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков,
сенсуалистов,. Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть
специально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весь
свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит
во все эти элементы требование единства и последовательности. Всякое
мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с
законом причинности, связывающим явления, с другой - возможность
постановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего,
полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а для
нас; следовательно, исходною точкою философского построения является
человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в
общежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелого
теоретического мышления: знание. свободное сознательное творчество
искусства, критически объединяющее творчество философское.
Нравственность не прирождена человеку: далеко не все вырабатывают себе
нравственные побуждения, точно так же как далеко не все доходят до
научного мышления. Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению;
развитой человек вырабатывает наслаждение нравственною жизнью и ставит
его на высшую ступень в иepapxии наслаждений. Большинство
останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь
начинается в элементарной форме выработкою представления о личном
достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную
основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие,
вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и
потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним
нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения
является требование нравственности общественной, заключающейся в
укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за
другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с
ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными
понятиями достоинства, развития, критического убеждения и
справедливости. Для развитого человека они так же определенны и
обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы
проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными
органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные
общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень
индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы
человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек
надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое
общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления
осуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усиление
сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное
движение прочно лишь. тогда, когда интересы большинства совпадают с
убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть
процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным
проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание закона
последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах
солидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждой
эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от
переживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см.
Антонович, "Два типа современных философов" ("Совр." 1861, 4); Д.
Писарев, "Схоластика ХIX в." ("Рус. Сл. " 1861, 5); Н. Шелгунов,
"Историческая сила критической личности" ("Дело", 1870, 11); П.
Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); А. А. Козлов, в "Знании"
(1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,
10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1876, 9 и 12);
В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5); В.
К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог." 1889, 4-е); Н. Г.
Дебольский, "О высшем благе" (стр. 2 - 7, 26 - 31); J. Kolubowsky,
"Philosophle in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).
Лавр - Лавровый венок или ветвь Л., со времен греко-римской древности
- символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок;
суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ
венчался Л.; жрецы при жертвоприношениях одевали лавровые венки. А. был
посвящен Аполлону, в объяснение чего создался миф о Дафне; в пифийских
играх Л. был наградою победителю, и им же награждали "любимцев Аполлона"
- поэтов. Этим отношением между Аполлоном и Л. объясняется и
приписывание Л. пророческого дара: его ели жрецы, чтобы узнать будущее
(лавроеды). Существовало также убеждение, что Л. спасает от молнии.
Лаг - прибор для определения скорости корабля. Простейшего устройства
Л. состоит из деревянного прямоугольного сектора, радиусом около 15 стм.
В дуге сектора врезывается свинцовая пластинка такой величины, чтобы
сектор углублялся в воду почти до 2/3 своей высоты. В вершине сектора
приплеснивается конец тонкой веревки около 100 саж. длины, называемый
лаглинем, а к остальным двум концам сектора привязываются веревочки,
соединяющиеся с лаглинем на таком расстоянии от сектора, чтобы при
вертикальном положении сектора и вытянутом лаглине, последний имел
горизонтальное положение. Такой сектор, брошенный за борт судна,
остается в воде неподвижным, а по мере удаления от него судна травят
лаглинь и по длине вытравленного за борт лаглиня в 15 или 30 секунд
судят о скорости корабля. Чтобы эту скорость получать прямо в узлах, т.
е. в морских милях в час, лаглинь имеет марки, устройство которых (у
моряков разбивка лаглиня) делается следующим образом. Отмерив от сектора
по длине лаглиня 2 или 11/2 длины судна ввязывают в него кусок флагдука,
а затем через каждые 48 футов длины кончик 1-й с одним, 2-й с двумя
узелками и т. д., при чем расстояние между каждыми такими кончиками
делится еще на 4 части. Кончики настолько длинны и узелки такой
величины, что можно в темноте ощупью определить какая марка окажется в
руке или ближайшая к ней в момент задержания лаглиня. Сектор бросают с
кормы с подветренной стороны и травят свободно лаглинь; когда заметят,
что флагдук на лаглине выходит за борт, поворачивают 30 с склянку или же
пускают в ход секундный счетчик; когда вытечет склянка или же по
счетчику пройдет 30ё, задерживают лаглинь, тогда число узелков на марке,
соответствующей задержанной части лаглиня, покажет скорость корабля в
морских милях в час. Описанный Л. теперь редко употребляется. В
настоящее время самый распространенный Л. Уокера, показывающий
переплытое кораблем расстояние за данное время. Основную часть Л.
составляет цилиндрическая металлическая трубка с винтовыми крыльями,
Страницы: «« « 1512 1513 1514 1515 1516 1517 1518 1519 1520 1521 1522 1523 1524 1525 1526 1527 1528 1529 1530 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |