Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1520   1521   1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528  1529   1530   1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538  » »»

вещества Л. Для приготовления Л., по Жели, поступают следующим  образом.
Измельченные растения  смешивают  с  половинным  (по  весу)  количеством
поташа и смачивают несколько раз мочой, насыщенной углекислым  аммонием.
или водным раствором этой  соли.  Через  8  дня  масса  принимает  рыжий
оттенок, через 20 - 25 дней она становится ярко-красной, а  через  30  -
синей; лучшего качества Л получается через 40 дней.  Массу  после  этого
смешивают с мелом и гипсом, формуют в небольшие кубики и высушивают, так
что  в  продажном  Л.,  кроме  собственно   красящих   веществ,   всегда
встречаются аммиачные соли, поташ, мел, гипс, известь и пр. При действии
на орсин влажного воздуха, в присутствии аммиака и соды, тоже получается
Л. Наиболее полное исследование лакмуса сделано Кеном (Kane). Он выделил
из  Л.,  главным  образом,  четыре  вещества:  азолитмин,  эритролитмин,
эритролеин и спаниолитмин.  Азолитмин  представляет  бурый  порошок,  не
растворимый в спирте и мало растворимый в  воде;  легко  растворяется  в
щелочах и дает синее окрашивание. По Кену, состав  его  C9H10NO5  другие
красящие вещества Л. не  содержат  азота.  Жерар  предполагает,  что  он
образуется непосредственно при действии аммиака и воздуха на  орсин  или
при окислении орсеина. По Жерару, этот окислительный процесс идет скорее
и легче в присутствии углекислых щелочей, что и объясняет  необходимость
поташа при фабричном изготовлении Л., именно: образующийся в первую фазу
орсеин при действии аммиака и кислорода на растительный пигмент лишаев в
дальнейшем дает азодитмин. Эритролитмин - вещество красного цвета, плохо
растворимое в воде и эфире и хорошо растворимое в  спирте,  из  которого
может быть кристаллизовано. С аммиаком  дает  соединение  синего  цвета,
нерастворимое в воде. Эритролитмин растворим в крепких щелочах  с  синим
цветом. Состав его, по Кену,  С13Н22O6,  и  он  есть  продукт  окисления
эритролеиновой кислоты. Эритролеин не растворим в воде,  растворяется  в
эфире и спирте с красным цветом, со щелочами дает  красное  окрашивание.
Состав его С13Н22O2. Спаниолитмин схож  с  азолитмином.  Состав  С9Н7O8.
Сернистый  водород  в  момент   выделения,   хлористое   олово   и   пр.
восстановляют эти  вещества  и  обесцвечивают.  Азолитмин,  напр.,  дает
бесцветное вещество лейказолитмин; на воздухе оно  быстро  окисляется  и
вновь приобретает окраску. Азолитмин и эритролитмин, взболтанные в воде,
при пропускании хлора обесцвечиваются и дают хлоропроизводные. По  Кену,
наиболее существенною составною  частью  Л.  (как  индикатора)  являются
азолитмин и эритролитмин, спаниолитмин встречается редко,  а  эритролеин
со щелочами дает красное окрашивание.
   Лало (Edouard Lalo) - известный французский композитор (1830 - 1892).
Первая опера его, "Fiesque", не была поставлена; балет его "Namouna"  не
понравился публике, но опера "Le roi d'Ys" была дана в Opera  Comique  с
блестящим  успехом.  Из   других   соч.   Л.   пользуются   известностью
симфоническое  произведение  "Нерон",  "Divertissement"  для   оркестра,
норвежская рапсодия, трио для фортепиано и  струнных  инструментов;  два
концерта для скрипки с оркестром (второй  -  под  заглавием:  "Symphonie
espagnole") и пр.
   И. С.
   Лама - слово тибетское (в  дословном  переводе  -  "небесная  мать"),
термин  для  обозначения  лица,  принявшего  на  себя  монашеские  обеты
буддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XI
или к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление с XIII в.  В  ту
пору титулом Л. именовались в Тибете только высшие  жрецы,  что  и  дало
повод европейским ученым предполагать, будто слово Л. есть не более, как
тибетская передача индийского:  ачарья.  Со  времени  реформы  Цзонхавы,
когда буддизм в Тибете разделился на две секты, Л.,  оставшиеся  верными
старому толку, стали  именоваться  "красношапочными"  или,  по-китайски,
"красноплатьевыми" Л., цзонхависты же, по преимуществу  называющие  свою
секту ламаизмом - "желтошапочными" или "желтоплатьевыми" Л. В  тибетской
и монгольской литературах встречается еще упоминание о "черношапочных" и
"цветношапочных" Л.; первые - это Л., занимающиеся майей,  о  вторых  же
неизвестно ничего  определенного.  Впоследствии  понятие  о  Л.,  как  о
верховном жреце и наставнике, совершенно  утратилось  в  ламайском  мире
Азии, и Л. начали называть как в Тибете, так и в Монголии  всякое  лицо,
принявшею на себя монашеские обеты. С этим же значением слово Л. перешло
и к бурятам. Внешними  отличительными  признаками  каждого  Л.  является
снятие волос  с  головы  (некоторые  их  бреют,  некоторые  стригут  под
гребенку) и ношение  длинного,  широкого  плата,  перекидываемого  через
левое плечо и пропускаемого под правую мышку. Сословие Л. разделяется на
три степени: гэлун, гэцул и  баньди  (у  калмыков  -  маньчжи).  У  всех
народов, исповедующих ламаизм, Л. пользуются большим уважением, так  как
почитаются представителями Будды на  земле,  могущими  разрешить  всякое
сомнение верующего  и  направить  его  на  путь  истины.  У  современной
маньчжурской  династии  в  Китае   Л.   также   пользуются   почетом   и
привилегиями, в  силу  влияния  их  в  буддийских  странах,  подвластных
маньчжурам.   Русское   правительство   ограничило   число   Л.,   среди
исповедующих ламаизм бурят и калмыков, определенными штатами; но так как
ламаиты всегда  стараются  обойти  это  постановление,  то  в  среде  их
появились так назыв. "штатные" и "нештатные" Л. Штатные Л. избавлены  от
всякого рода повинностей и телесных наказаний. В предупреждение  ламских
поборов  с  народа,  для  хозяйства   бурятских   ламайских   монастырей
примежевано из прилежащих к ним земель количество, сообразное  с  числом
лиц, находящихся в монастыре по штату. У калмыков,  в  отличие  от  всех
прочих  ламаитов,  слово  Л.  употребляется  исключительно   как   титул
верховного  жреца,   являющегося   непосредственным   начальником   всех
ламайских монастырей (хурулов) и духовных  лиц  в  калмыцкой  степи.  Л.
Избирается  здесь  народными  представителями   и   акт   его   избрания
представляется главным попечителем калмыцкого народа,  через  посредство
астраханского  губернатора,  министру  внутренних  дел,  на   Высочайшее
утверждение.  При  управлении  Л.  калмыцкого  народа   имеются   особые
письмоводитель, переводчик и  писец,  состоящие  на  жаловании  русского
правительства. Сам Л. также получает содержание, в количестве 700 р.  с.
На  обязанности  Л.  калмыцкого  народа  состоит:   а)   наблюдение   за
благоустройством  хурулов  и   нравственностью   состоящего   при   оных
духовенства;  б)  попечение   о   способах   содержания   хурулов,   без
вымогательства и притеснения калмыков; в) дела по возведению в  духовное
звание и неправильному его присвоению и г) дела о несогласиях  супругов,
разбор степеней родства и вообще бракоразводные дела калмыков.
   А. П.
   Ла-Манш, название французское, у англичан - Британский или Английский
канал (в древности  у  римлян  mare  britanicum)  -  представляет  часть
Атлантического  океана,   вдающуюся   между   Францией   и   Англией   и

Страницы: «« « 1520   1521   1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528  1529   1530   1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь