Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530  1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540  » »»

явлений, доступных изучению. Поэтому (не смотря на то,  что  многие  его
объяснения были крайне  неудачны)  ему  принадлежит  бесспорная  заслуга
первой постановки эволюционной теории на научную почву. На первое  место
он ставит  привычки  и  образ  жизни  животного,  влияние  упражнения  и
неупражнения органов, но придает также значение влиянию внешних  условий
и наследственности,  которая  закрепляет  раз  наступившие  изменения  .
Изменчивость видов под влиянием изменения привычек и внешних условий  Л.
считал  безграничной,  а  следствием  изменений  в  строении   животных,
закрепляемых наследственностью, является все большее расхождение их. Для
простейших животных Л. принимал первичное (самопроизвольное)  зарождение
и полагал, что  животное  царство  развилось  из  двух  исходных  точек:
глистов  и  инфузории.   См.   Claus,   "Lamarck   als   Begrunder   der
Descendenzlehre"(Bена, 1888).
   Н. Ен.
   Ламаркизм. - Л. называется одно из  двух  господствующих  направлений
среди последователей эволюционной теории . Ламаркисты, следуя  принципам
Ламарка,  главными  факторами  эволюции  считают  влияниe  на  организмы
внешних условий и особенно влияние упражнения  и  неупражнения  органов,
сопровождающихся  дальнейшим  развитием  или,  напротив,  уменьшением  и
ослаблением органов; изменения этого рода  передаются  по  наследству  и
служат причиной образования новых разновидностей,  видов  и  т.  д.  Они
принимают притом, что вариации индивидов происходят  не  безразлично  во
всех направлениях, а обнаруживают известное определенное (прогрессивное)
направление. Естественному  отбору  на  почве  борьбы  за  существование
ламаркисты или отводят второстепенное  место,  или  даже  отвергают  его
значение; впрочем, в этом отношении взгляды их представляют значительные
различия. В противоположность Л., дарвинизм видит в естественном  отборе
главный фактор эволюции и  крайние  дарвинисты  идут  в  этом  отношении
дальше Дарвина, совершенно  (или  почти  совершенно)  отвергая  значение
влияния внешней среды и упражнения органов. Центром спора  между  обеими
школами является вопрос о происхождении вариаций и в частности вопрос  о
возможности   наследственной   передачи   индивидуально    приобретенных
признаков, т. е. тех изменений,  которые  организм  приобрел  в  течение
индивидуальной жизни. Для ламаркистов такая  передача  главный  источник
вариаций, а вместе с тем и эволюции. Напротив Вейсман, стоящий во  главе
крайних  дарвинистов,  совершенно  отвергает  передачу   по   наследству
индивидуально приобретенных особенностей (или по крайней мере  допускает
ее лишь в крайне редких, исключительных случаях), а источником  вариаций
считает, согласно своей  теории  наследственности,  смешение"зародышевых
плазм"  при  половом  размножении,  обусловливающее   новые   комбинации
элементов зародышевой плазмы и новые признаки в потомстве.  Происходящие
таким образом вариации и служат материалом  для  создания  новых  видов,
путем действия естественного отбора. Вопрос этот не может еще  считаться
окончательно решенным, но во всяком случае те факты, которые приводились
в  пользу  наследственности   индивидуально   приобретенных   признаков,
оказываются   частью   недоказательными,   частью    прямо    неверными.
Господствующим  направлением  в  современной   зоологии   надо   считать
дарвинизм, хотя в не в той крайней форме, в какой  мы  встречаем  его  в
сочинениях Вейсмана; во всяком случае громадное большинство  современных
зоологов видит в естественном отборе главный фактор эволюции, независимо
от вопроса, каким образом возникают вариации, служащие  той  почвой,  на
которой проявляется действие этого фактора.
   Н. Кн.
   Ламетри (Julien-Offray de La Mettrie)  -  известный  врач  и  философ
(1709 - 51), был сперва богословом, затем изучал медицину  в  Лейдене  у
Бургава. Написанные им сочинения: "Histoire naturelle de Гите" (1745)  и
еще более "La politique du medicin Machiavel" (1746) своими нападками на
врачей, в особенности на Astruck'a и на медицинский факультет в  Париже,
создали ему много врагов; он должен был эмигрировать в Голландию. В 1748
г. он издал анонимно  свое  сочинение:  "L'hommemacnine",  которое  было
публично сожжено за материалистическое и  атеистическое  направления.  В
Берлине, куда он прибыл по приглашению Фридриха II,  он  состоял  членом
академии наук.
   Многочисленные сочинения Л отличаются живостью  фантазии  и  образным
языком,  но  им  недостает  ясности  и  логической   последовательности;
неприятно поражает  и  его  любовь  к  скабрезному  элементу.  Вслед  за
Гоббсом, он может считаться родоначальником  современного  материализма.
Он исходил,  однако,  не  из  метафизических,  а  из  физиологических  и
психологических данных. В "Естественной истории души" он проводит мысль,
что, так как ни один философ с помощью своей метафизической системы не в
состоянии был узнать природу души, то следует ограничиться установлением
ее качеств путем опыта -  а  опыт  удостоверяет,  что  "душа"  ничем  не
обязана  своим  собственным  свойствам,  все  получая   oт   чувственных
восприятий. Таким  образом  Л.  является  первым  представителем  вполне
последовательного сенсуализма. В "L'homme-machine" он выводит из прежних
своих положений, что душа не может быть отличным от тела существом и что
только  и   существует   материя,   движимая   механическими   законами.
Относительно   бытия   Божия   Л.,   слегка   полемизируя   с   "Pensees
philosophiques" Дидро, как бы  скептически  взвешивает  аргументы  за  и
против, но предпочтение, отдаваемое им атеизму не  остается  тайною  для
читателя. В этике Л воссоздает учение Аристиппа,  по  которому  основным
принципом является умеренное, разумное  взвешивание  отдельных  моментов
чувственного удовольствия (ср. его "L'art de jouir", Б., 1751,  и  "Anti
Seneque", Потсдам, 1748).  Беспорядочное  изложение  Л.,  его  цинизм  и
несоблюдение  литературных  приличий  были  причиною  пренебрежительного
отношения к нему, как к  плоскому  материалисту,  атеисту  и  гедонисту,
пока, наконец, Ланге, в своей "истории  материализма",  не  выяснил  его
роли в философии XVIII и  XIX  вв.  Ср.  Nere  Quepat,  "La  philosophie
materialiste au XVIII  siecle.  Essai  sur  Lamettrie,  sa  vie  et  ses
oeuvres" (Пар. 1833); Da Bois Reymond, "Lamettrie" (Берл.,  1875;  также
"Essays und Reden", I). Фридрих II написал "Eloge de Lamettrie"  (Гаага,
1752) и велел издать его "Oeuvres  philosophiques"  (Берл.,  1751;  нов.
изд. 1796).
   Лампада. - На языке богослужебных книг православной церкви настоящего
времени это название, в тесном смысле, служит  для  обозначения  больших
переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и
великом выходах на  литургии,  а  также  подсвечника  несколько  меньшей
величины,  предносимого  архиерею,  при  его  входе   в   храм,   особым
лампадчиком (в греческой церкви примикирий,  primmikhrioV,  primicerius,
от chruV воск или cera свеча).  В  более  обширном  смысл  Л.  назыв.  в

Страницы: «« « 1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530  1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь