Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 208   209   210   211   212   213   214   215   216  217   218   219   220   221   222   223   224   225   226  » »»

православию  высказывается  выдающийся  созерцательный  ум,  которым  он
далеко  превосходил  своих  противников;  горячность  глубокого  личного
убеждения соединяется в них с ясностью,  осмотрительностью  и  точностью
изложения.  Его  "История  ариан  для   монахов"   написана   в   строго
православном духе, и служит неоценимым памятником  для  изучения  борьбы
религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения  в
области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону  (3
тома, Париж, 1698). Дополнением к ним  служит  второй  том  "Bibliotheca
patrum" Монфокона (Пар.,  1706).  Тило  поместил  в  первом  томе  своей
"Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853)  только  главные
догматические сочинения  А.  Важное  значение  для  летосчисления  имеют
сохранившиеся на сирийском языке:  "Описания  праздников",  составленные
Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом.  Ср.
М„лер, "Athanasius der Grosse und  die  Kirche  seiner  Zeit"  (2  тома,
Майнц, 1827); Б„рингер, "Kirchengeschichte in Biographien" (т. I,  Цюр.,
1843); его же, "Athanasius und Arius oder der  erste  grosse  Kampf  der
Orthodoxie and Heterodoxie" (Штутгардт, 1874).
   Афанасьев (Александр Николаевич)  -  исследователь  народной  поэзии;
род. 11 июля 1826 г. в г.  Богучаре  Воронежской  губ.,  где  отец  его,
человек очень  умный  и  высоко  ценивший  образование,  служил  уездным
стряпчим.  Образование  получил  в  воронежской  гимназии  и  московском
университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал
лекции Шевырева, Бодянского и Грановского. Окончив курс в 1848 г., А.  в
1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую  его  способностям  и
наклонностям - в моск. главный архив мин. иностр. дел, где он в 1856  г.
был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей  при
архиве комиссии печатания государственных грамот  и  договоров.  В  этой
должности он состоял до  1862  г.  Это  было  самое  спокойное  и  самое
плодотворное время его деятельности. За это время А., который еще будучи
студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах  ("Современник"
1847 г. и "Отечественных Записках" 1848), поместил целый ряд (68)  более
или  менее  значительных  статей  в  "Современнике"  (1849  -  52  гг.),
"Отечеств. Записках"  (1850  -  60  гг.),  "Архиве  историко-юридических
сведений о России", издав. Калач„вым, и некоторых др. изданиях. Из  этих
статей могут быть приведены только важнейшие: "Дедушка домовой",  первое
его мифологическое исследование (в "Архиве" Калач„ва, ч.  1);  "Ведун  и
ведьма" (в альманахе  "Комета",  изд.  Н.  Щепкиным;  отдельно,  Москва,
1851); "Языческие предания о острове Буяне" (во "Временнике общ. ист.  и
древ. росс.", 1858 г., ј 9 - здесь он впервые  развил  во  всей  полноте
свою    натурмифологическую    систему    славянского    мировоззрения);
"Зооморфические божества у славян" ("Отеч. Записки", 1852 г., ј 1 -  3);
"Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями" (в "Известиях
акад. наук по  отд.  рус.  языка  и  словесности",  1853  г.);  "Русские
сатирические "журналы 1769 - 1774 г. " (в "Отеч. Зап.", 1855 г., ј 3,  4
и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор  оста„тся  едва  ли  не  лучшей
монографией по истории литературы XVIII в.). В 1858 - 59 гг. он  издавал
чрезвычайно полезный, но  не  нашедший  достаточной  поддержки,  журнал:
"Библиографические Записки", где  поместил  ряд  своих  статей,  именно:
"Сатиры Кантемира",  "Н.И.  Новиков",  "Литературная  полемика  прошлого
столетия", "Русская книжная торговля"  и  др.  В  1860  г.  он  издал  -
"Русские народные легенды" (Москва), вскоре изъятая из продажи.  В  1862
г. в жизни А. произош„л крутой переворот, вредно отозвавшийся и  на  его
уч„ной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по
видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не  потерпел
никакого наказания, но принужд„н был покинуть обеспечивавшую его  службу
и отдаться тяж„лым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.
С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в моск. думе, а затем
в мировом съезде. Но и в  это  тяж„лое  время  А.,  заваленный  работой,
ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и  труды.
В "Библиотеке для чтения" (1864) г. появились его статьи: "М.С. Щепкин и
его  записки",   "Поэтические   предания   о   светилах   небесных",   в
"Филологических Записках" (1865 г.) он поместил: "О радуге",  "Сказка  и
миф", сотрудничал он в это время и в "Книжном Вестнике", изд.  Ефремовым
и Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых  неблагоприятных
условиях, А. закончил и издал главный  труд  своей  жизни:  "Поэтические
воззрения славян на природу" (3 т., Москва, 1866
   - 69), в  котором  он  соединил  и  прив„л  в  стройную  систему  вс„
сказанное прежде им, и вс„, наиболее важное,  добытое  трудами  западных
натур-мифологов. Последний труд  А.  -  на  пользу  русских  детей,  это
"Русские детские сказки" (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886);  23
сентября 1871 г. А. умер от чахотки, 45 лет от роду.
   Афина - греческая богиня.
   Афины (греч. AJhnai, лат. Athenae) - город,  служивший  в  древности,
как  в  культурно-историческом,  так  и  в  политическом  отношениях  (в
последнем, впрочем, только  временно)  главным  средоточением  эллинской
жизни и прозванный древними поэтами "оком Эллады"; в новейшее  время  А.
сделались  столицей  и   резиденцией   Греческого   королевства.   Город
расположен на целом ряде скалистых  холмов,  в  самой  обширной  равнине
Аттики, между pp. Илиссом и Кефиссом, на расстоянии приблизительно 5 км.
по прямой линии от моря и в 7  км.  от  его  позднейшей  гавани,  Пирея.
Начальная его история, как и древнейшая история всей  области,  теряется
во  мраке  неизвестности.  Предание  приписывает  основание   его   царю
Кекропсу. Первоначально город  занимал  лишь  верхнюю  площадь  крутого,
доступного только с западной стороны холма, служившего  в  течение  всей
древности, в качестве крепости (акрополя),  политическим  и  религиозным
центром, ядром всего  города.  По  преданию,  пеласги  сравняли  вершину
холма, окружили ее стонами и достроили на западной стороне,  для  защиты
входа, сильное наружное укрепление с 9 воротами, расположенными одни  за
другими (отсюда и название Эннеапилон, т.е.  9  ворот,  или  Пеласгикон,
т.е. крепость пеласгов). Внутри  замка  жили  древние  цари  этой  части
Аттики с своей дружиной; здесь возвышался  также  древнейший  храм  того
божества,  под  особенным  покровительством  которого  находился  город,
именно АфиныГрадозащитницы (Афины Паллады), наряду с  которой  почитался
также потрясающий землю бог моря, Посейдон и Эрехтей (вследствие чего  и
самый храм назывался обыкновенно Эрехтейоном).
   Часть населения, подвластного владельцам крепости, с течением времени
поселилась у подошвы  холма,  главным  образом,  на  южной  и  юго-вост.
сторонах его (отчего и  впоследствии  еще  находились  здесь  древнейшие
святилища города, как напр. храмы Олимпийского Зевса, Аполлона,  Диониса
и др.). Затем начались  поселения  по  склонам  тянущихся  к  З.  отсюда

Страницы: «« « 208   209   210   211   212   213   214   215   216  217   218   219   220   221   222   223   224   225   226  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь