Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 » »» православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения. Его "История ариан для монахов" написана в строго православном духе, и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698). Дополнением к ним служит второй том "Bibliotheca patrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей "Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют сохранившиеся на сирийском языке: "Описания праздников", составленные Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом. Ср. М„лер, "Athanasius der Grosse und die Kirche seiner Zeit" (2 тома, Майнц, 1827); Б„рингер, "Kirchengeschichte in Biographien" (т. I, Цюр., 1843); его же, "Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der Orthodoxie and Heterodoxie" (Штутгардт, 1874). Афанасьев (Александр Николаевич) - исследователь народной поэзии; род. 11 июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского. Окончив курс в 1848 г., А. в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям - в моск. главный архив мин. иностр. дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности. За это время А., который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах ("Современник" 1847 г. и "Отечественных Записках" 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в "Современнике" (1849 - 52 гг.), "Отечеств. Записках" (1850 - 60 гг.), "Архиве историко-юридических сведений о России", издав. Калач„вым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: "Дедушка домовой", первое его мифологическое исследование (в "Архиве" Калач„ва, ч. 1); "Ведун и ведьма" (в альманахе "Комета", изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); "Языческие предания о острове Буяне" (во "Временнике общ. ист. и древ. росс.", 1858 г., ј 9 - здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); "Зооморфические божества у славян" ("Отеч. Записки", 1852 г., ј 1 - 3); "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями" (в "Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности", 1853 г.); "Русские сатирические "журналы 1769 - 1774 г. " (в "Отеч. Зап.", 1855 г., ј 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор оста„тся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.). В 1858 - 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: "Библиографические Записки", где поместил ряд своих статей, именно: "Сатиры Кантемира", "Н.И. Новиков", "Литературная полемика прошлого столетия", "Русская книжная торговля" и др. В 1860 г. он издал - "Русские народные легенды" (Москва), вскоре изъятая из продажи. В 1862 г. в жизни А. произош„л крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его уч„ной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принужд„н был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяж„лым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в моск. думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяж„лое время А., заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды. В "Библиотеке для чтения" (1864) г. появились его статьи: "М.С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", в "Филологических Записках" (1865 г.) он поместил: "О радуге", "Сказка и миф", сотрудничал он в это время и в "Книжном Вестнике", изд. Ефремовым и Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, А. закончил и издал главный труд своей жизни: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 т., Москва, 1866 - 69), в котором он соединил и прив„л в стройную систему вс„ сказанное прежде им, и вс„, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Последний труд А. - на пользу русских детей, это "Русские детские сказки" (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. А. умер от чахотки, 45 лет от роду. Афина - греческая богиня. Афины (греч. AJhnai, лат. Athenae) - город, служивший в древности, как в культурно-историческом, так и в политическом отношениях (в последнем, впрочем, только временно) главным средоточением эллинской жизни и прозванный древними поэтами "оком Эллады"; в новейшее время А. сделались столицей и резиденцией Греческого королевства. Город расположен на целом ряде скалистых холмов, в самой обширной равнине Аттики, между pp. Илиссом и Кефиссом, на расстоянии приблизительно 5 км. по прямой линии от моря и в 7 км. от его позднейшей гавани, Пирея. Начальная его история, как и древнейшая история всей области, теряется во мраке неизвестности. Предание приписывает основание его царю Кекропсу. Первоначально город занимал лишь верхнюю площадь крутого, доступного только с западной стороны холма, служившего в течение всей древности, в качестве крепости (акрополя), политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стонами и достроили на западной стороне, для защиты входа, сильное наружное укрепление с 9 воротами, расположенными одни за другими (отсюда и название Эннеапилон, т.е. 9 ворот, или Пеласгикон, т.е. крепость пеласгов). Внутри замка жили древние цари этой части Аттики с своей дружиной; здесь возвышался также древнейший храм того божества, под особенным покровительством которого находился город, именно АфиныГрадозащитницы (Афины Паллады), наряду с которой почитался также потрясающий землю бог моря, Посейдон и Эрехтей (вследствие чего и самый храм назывался обыкновенно Эрехтейоном). Часть населения, подвластного владельцам крепости, с течением времени поселилась у подошвы холма, главным образом, на южной и юго-вост. сторонах его (отчего и впоследствии еще находились здесь древнейшие святилища города, как напр. храмы Олимпийского Зевса, Аполлона, Диониса и др.). Затем начались поселения по склонам тянущихся к З. отсюда Страницы: «« « 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |