Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»

желтыми язычками и вверх стоящими ветвями. Листья употребляются в Мехико
от перемежающейся лихорадки,  худосочия,  запоров  и  как  мочегонное  и
потогонное средство, а в больших дозах, как рвотное.
   Барщина или Боярщина (лат. angaria, среднев. corvea, нем.  Frone  или
Frondieust, франц.  corvee,  польск,  pansczyzna)  -  термин  означающий
повинность, отбываемую крепостными и временно обязанными  земледельцами,
в пользу  землевладельца,  по  большей  части  за  предоставление  в  их
пользование части земли последнего заключающуюся в даровом обязательном,
преимущественно  сельскохозяйственного  характера,   труде.   Из   этого
определения мы можем вывести главнейшие  принципы  этого  института.  1)
Барщинная повинность заключается  в  труде,  чем  она  и  отличается  от
повинностей,  заключающихся  в  доставлении   денег   или   естественных
произведений труда. 2) Труд этот  обязательный,  т.  е.  независящий  от
свободного взаимного соглашения отдельных лиц, а прямо вытекающий из раз
установившихся  между  сторонами  отношений,   в   большинстве   случаев
получивших законодательную санкцию; этим существеннейшим своим признаком
Б. отличается от труда свободного и подлежит критической оценке  лишь  в
сравнении с ним; в виду этого же признака,  под  понятие  Б.,  в  тесном
смысле слова, не может подходить обусловленный добровольным  соглашением
сторон земледельческий труд,  заступающий  место  денежного  платежа  за
пользование землей при срочном найме ее. Кроме того; это  труд  даровой,
отбываемый лишь в виде  вознаграждения  за  пользование  землею,  но  не
требующий сам вознаграждения, чем Б.  и  отличается  от  так  называемых
"принудительных  работ".  3)  Барщинная  работа  исполняется  в   пользу
землевладельца
   - феодального сеньора на Западе, помещика или  вотчинного  боярина  у
нас, каковыми являлись лица высшего привилегированного сословия,  отчего
и произошли  ее  немецкое  (на  старо  верхне-германском  наречии  "fro"
означало господина), русское, (от  "боярин")  и  польское  (от  "pan"  -
господин) названия; этот  признак  служит  отличительной  чертою  Б.  от
обязательных работ, отбываемых в  пользу  государства  или  общины,  как
наприм. проведение дорог, постройка плотин и т. п.,  входящих  в  разряд
так называемых натуральных государственных или общественных повинностей.
4) Исполнение работ, составляющих содержание этой повинности,  лежит  на
крепостных   и   временно   обязанных,   одним   словом   зависимых   от
землевладельца земледельцах, почему как возникновение, так и прекращение
Б. тесно связано с установлением и отменою  крепостного  права,  являясь
одним из важнейших его элементов; при этом необходимо обратить  внимание
на отличие Б. с одной стороны от работ, принимаемых  на  себя  свободным
человеком взамен наемной платы, с другой от невольничьего  или  рабского
труда. Что касается первого различия, то характеристическою  его  чертою
является срочность договорного отношения  и  возможность  одностороннего
прекращения его, при известных условиях, должником,  не  говоря  уже  об
определенности обязательства, которая хотя и не чужда барщине, но далеко
не   является   при   ней   общим   правилом.   Обращаясь   ко   второму
противопоставлению,   нельзя   не   заметить,   что   рабство,   всецело
охватывающее личность и приравнивающее раба к вещи, не оставляло ему  ни
малейшего простора деятельности, не признавало за ним никаких ни личных,
ни имущественных прав, почему как всякая работа раба, так и произведения
ее считались собственностью господина и на. значение их вполне  зависело
от произвола последнего. Крепостная же зависимость в обширном смысле; т.
е. обнимающая собою все другие более или менее ей родственные по  своему
характеру  состоят  подчиненности,  почти  во   всех   степенях   своего
проявления, не отрицала в крепостнике человеческой личности и по крайней
мере de jure оставляла ей известный  простор  деятельности;  это  давало
подвластному лицу возможность обращать часть своего труда  на  обработку
предоставленной ему землевладельцем в пользование земли. Этот  последний
признак можно, однако, считать свойственным Б. лишь в тесном ее  смысле,
так как, при  дальнейшем  историческом  развили  этого  учреждения,  под
понятие Б. в обширном смысли  можно  подвести  и  всякие  другие  личные
услуги,  оказываемый  господину  зависимыми   земледельцами,   а   также
земледельческие и  др.  работы  или  личное  услужение  подчиненных  ему
"дворовых людей", не  пользовавшихся  землей.  Необходимо  еще  провести
грань между барщиною, как повинностью, вытекающею из домениальных, т. е.
связанных с землевладением, прав господина  и  некоторыми  свойственными
феодальному  устройству  обязанностями  доминикальными,   обусловленными
личною связью  вассала  с  сюзереном  и  лежащими  не  на  одном  низшем
сословии, как напр. обязанность становиться под знамя сюзерена, оказание
известных формальных услуг и т. п.  По  способу  производства  работ  Б.
обыкновенно подразделяется на пешую) (Handfrone) и конную  (Spannfrone).
Первая заключается в ручной работе  крепостного  земледельца,  вторая  -
отбывается им с его же скотом и упряжью.
   В истории Б. появляется лишь в средние века;  древнему  классическому
Миру она  была  неизвестна  (особое  мнение  см.  Fustel  de  Coulanges,
"Recherches snr quelques problemes d'histoire", 1885). Как в Греции, где
занятием граждан была исключительно политическая деятельность  так  и  в
Риме, признававшем первоначально хлебопашество промыслом  благочестивым,
надежным  и  весьма   достойным   зависти   (maximaeque   pius   questus
stabilissimusque nimisque invidiosus),  свободный  земледельческий  труд
рано был заменен рабским трудом. Барщину нельзя  видеть  в  той  помощи,
которую  оказывали  клиенты,   люди   свободные,   своим   патронам,   а
установившийся в конце императорского периода  колонат  покоится  не  на
барщине, а на оброке (tributum). Не входя здесь в подробное исследование
о  моменте  возникновения  барщины,  заметим,  однако,   что   по   всей
вероятности  она  установилась  не  тотчас  же  после  занятия   римских
провинций  германскими  племенами.  Тацит  в  своей  книге  о  Германии,
упоминая о  существовании  там  крепостного  состояния,  говорит:  "рабы
находятся у  германцев  в  ином  положении,  чем  наши,  между  которыми
распределены  отдельные  домашние  службы.  У  каждого   усадьба,   свое
хозяйство. Господин только налагает на них, как на колонов  (ut  colono)
известный оброк хлебом, скотом, одеждою - и  в  этом  все  рабство"  (De
Germania, cap. XXV). Отсюда легко заключить, что этот подчиненный класс,
о котором говорит Тацит, не представлял из себя невольников,  работавших
на хозяина, а  лишь  мелких,  самостоятельных  хозяев,  прикрепленных  к
земле, за которую они платили не  барщиною,  а  оброком.  Подтверждением
того взгляда, что Б., как законченное и принятое уже обычаем учреждение,
не была принесена германцами или  введена  ими  сразу  после  завоевания
принадлежавших  Риму  земель,  служит  как  незначительное  сравнительно
количество земли,  отбиравшееся  германскими  завоевателями  у  местного
населения так и отсутствие необходимости прибегать  к  барщинному  труду

Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь