Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 283   284   285   286   287   288   289   290   291  292   293   294   295   296   297   298   299   300   301  » »»

Ископаемые остатки Б. встречаются в дивюлиальннх пластах средней и южной
Европы, в том числе нередки остатки Н.  major,  формы  очень  близкой  к
обыкновенному Б.; другие ископаемые виды, в том числе имеющие  не  по  2
резца в каждой челюсти и  с  каждой  стороны,  а  по  3,  встречаются  в
третичных отложениях Индии. Библейское животное Б.,  описанное  в  книге
Иова (гл. 40, ст, 10 - 19), считается  настоящим  Б.;  древние  египтяне
называли это животное "водяною свиньею" (Rer) и изображали охоту за  ним
на своих памятниках; арабы  считают  Б.  исчадием  ада  и  воплотившимся
дьяволом. Древние  писатели,  начиная  с  Геродота,  упоминают  о  Б.  и
описывают его; древние римляне часто  привозили  бегемотов  для  боев  в
цирках. В последнее время Б. стали держать почти во  всех  зоологических
садах, где они часто размножаются.
   Бегония  (Begonia)  -  линнеевский   род   многолетних,   отчасти   и
однолетних,  тропических,  преимущественно  американских,  растений   из
семейства Begoniaceae, отличающихся сочным  стеблем  и  несимметричными,
иногда характерно окрашенными листьями, благодаря которым Б.  пользуются
большим распространением в садовой и комнатной  культуры  Мужские  цветы
состоят  из  окрашенного  околоцветника  (два  наружных  листа  которого
значительно крупнее двух остальных) и многих тычинок; женские состоят из
нижней трехгнездной, креиатой завязи, из 4 - 9 листного околоцветника  и
6  коротких,  двураздельных  столбиков  с  утолщенным  рыльцем.  Плод  -
трехгнездная,  многосемянная  коробочка.  Б.  размножаются   чрезвычайно
быстро, а культура их очень легка; лучше всего растут в тенистых  местах
с легкой землей; требуют обильной поливки; размножают их  отводками  или
почками, образующимися в большом числе даже на срезанных и положенных  в
землю листьях. Особенно часто разводятся: Б. Rex, отличающиеся крупными,
с нижней стороны нежно-пурпуровыми, с верхней темно-зелеными листьями, с
серебристыми пятнами и серебристой же широкой полоской параллельно  края
листа; В. eximia  -  имеющая  листья  с  серебристой  полосатой  верхней
стороной и также пупуровой нижней. Кислый сок  Б.  nitida  и  acutifolia
употребляется от  золотухи,  Б.  сucullata  -  при  воспалениях,  листья
остиндской Б. malabarica и др. - на приготовление салата.
   Бедуины (от араб.  Bedawi,  во  множ.  числе  Beduan,  т.  е.  жители
низменности или пустыни) - общее название, присвоенное европейцами  всем
племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей  городов,
занимающихся  хлебопашеством  и  торговлей  (хадези),   ведут   кочевую,
привольную жизнь. Из  своей  первобытной  родины,  из  внутренних  стран
Аравийского полуострова, они издавна  распространились  по  сирийской  и
египетской пустыне, затем, после падения древних культурных  государств,
по Сирии Месопотамии и Халдее, а  с  завоеванием  Африки  мусульманскими
арабами, в VII стол. после Р.  X.,  они  заняли  большую  пустыню  между
Красным морем и Атлантическим океаном,  которая  стала  для  них  второй
родиной.  Таким  образом,  бедуинские  племена  арабского  происхождения
захватили пространство, простирающееся от  западной  границы  Персии  до
Атлантического океана и  от  гор  Курдистана  до  культурных  государств
негритянских народов Судана. Однако, на этом обширном пространстве,  они
являются господами только в пределах пустыни, тогда как  в  удобных  для
земледелия странах, в  Месопотамии,  Халдее,  на  сирийской  границе,  в
Варварийских владениях, нельских странах и у  cеверной  окраины  Судана,
рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно  в
Африке именем Б. называют себя и такие кочующие племена, которые  ничего
общего не имеют с арабами, а  принадлежат  к  хамитической  отрасли,  но
которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык  и  выдают
себя за настоящих Б.  или  арабов,  пришедших  из  Аравии  (араб,  множ.
урбан). В физическом  и  нравственном  облике  Б.  ясно  сказывается  их
семитическое  происхождение,  но  видоизмененное  под  влиянием  другого
склада жизни.  В  общем  они  хорошо  сложены,  очень  худощавы,  скорее
жилисты, чем мускулисты, но вместе с  тем  отличаются  силой,  юркостью,
выносливостью и привычкой  ко  всякого  рода  невзгодам.  Натура  у  них
корыстная, хищническая, вероломная; они сладострастны  и  мстительны  до
самозабвения, но в тоже время трезвы, гостеприимны, даже самоотверженны,
в особенности для близких им людей, и рыцарски вежливы.  Политическое  и
социальное  устройство  их  такое  же,  как  у  других  племен,  ведущих
патриархальный образ жизни. Они  живут  родами  в  шатрах  или  шалашах,
деревни их управляются шейхами, ирод из 40 - 50 таких деревень  подчинен
кади, который в одно и то же время  и  судья,  и  военачальник.  Все  Б.
исповедуют теперь  магометанство,  за  исключением  некоторых  племен  в
Сирии, образующих  особые  секты.  Они  превосходные  наездники,  ловкие
охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия  их
состоят в танцах, пении и слушании сказок. В  умственном  отношении  они
очень мало развиты, но тем не менее им нельзя отказать в здравом смысле,
живости ума и пламенной фантазии, как показывают  их  сказки  и  поэзия.
Впрочем, общая характеристика Б. теперь едва ли возможна, так  как,  при
широком распространении этих кочевников, многие черты их сгладились или,
напротив, ярче обрисовались под влиянием  различных  помесей  и  местных
условий. Вообще имя  Б.  не  может  служить  больше  обозначением  одной
определенной народности, а скорее целой группы племен, более  или  менее
смешанным с арабским элементом. Все такие племена называют Б. в  отличие
от тюркских кочевников Средней и Северной Азии.
   Бейль (Пьер Bayle) - один из влиятельнейших французских мыслителей  и
философскобогословский  критик,  род.  в  Карлате,  в  графстве  Фуа   в
Лангедоке, 18 ноября 1647 года. Первоначальное образование  получил  под
руководством  отца,  реформатского  пастора,  затем  посещал   школу   в
Пьюи-Лоране,  где  чрезмерными   занятиями   подорвал   свое   здоровье.
Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашел там
довольно богатую библиотеку и с обычной своей страстью предался  чтению.
Особенно серьезно занялся он изучением Монтеня, который оказал  заметное
влияние на направление его ума и на характер  будущих  его  занятий.  21
года Б. стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей,
а в особенности  дружеские  беседы  с  одним  католическим  священником,
жившим рядом с ним,  поселили  в  нем  сомнения  на  счет  правоверности
протестантизма, и он решил  переменить  религию.  Приверженность  его  к
католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего  старшего
брата, бывшего тогда уже пастором в  родном  городе.  Но  это  увлечение
продолжалось недолго, и, благодаря стараниям семейства Б., он  в  скором
времени снова вернулся на лоно реформатской церкви.  Чтобы  спастись  от
грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппет, где
познакомился с философией Декарта, сделавшегося с тех  пор  его  любимым
мыслителем. Но, не имея средств к существованию, Б. через несколько  лет
снова вернулся во Францию, проживал сначала в Руане, а потом  в  Париже,

Страницы: «« « 283   284   285   286   287   288   289   290   291  292   293   294   295   296   297   298   299   300   301  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь