Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 281   282   283   284   285   286   287   288   289  290   291   292   293   294   295   296   297   298   299  » »»

выгода такого устройства заключалась  в  том,  что  прорвавшегося  через
первые ворота неприятеля можно  было  перебить  на  переднем  дворике  с
высоты его стань прежде, чем он успеет прорваться через  вторые  ворота;
примерами такого устройства являются  Спасская,  Никольская  и  Троицкая
башни московского Кремля. Иногда перед воротной башней с внешней стороны
крепостного  рва   ставилась   отдельная   башня,   которая   составляла
предмостное укрепление и защищала мост,  ведший  к  крепостным  воротам.
Образцом подобных  башен  может  служить  башня  называемая  "Кутафьею",
стоящая против Троицких ворот московского Кремля. Ворота в  башнях  были
обыкновенно очень толсты и широки, отчего и самые  воротные  башни  были
гораздо большие других, напр. имели около  семи  саж.  длины  и  ширины.
Ворота эти делались из  дуба,  обивались  иногда  железом  и  запирались
огромными замками и засовами. В мирное время ворота  не  затворялись,  а
только на ночь опускалась сверху решетка; эти опускные решетчатые ворота
помещались внутри, на верху ворот в особых  гнездах  и  делались  с  тою
целью, чтобы их можно было опустить в решительную минуту  и  представить
неожиданную преграду нападающему неприятелю.
   Снаружи башни, под воротами, помещался обыкновенно образ святого  или
праздника, который давал название башне, иногда же в  крепостных  башнях
над воротами устраивались маленькие церкви, а в монастырских оградах  мы
видим это почти постоянно.  Кроме  того,  на  проезжих  башнях  помещали
боевые часы и вестовой колокол, который назывался  иногда  "всполошным",
потому что в него били "всполох" или набирали и сзывали народ  к  сбору.
Вместе с вестовым колоколом ставилась также  "вистовал"  пушка,  которая
служила для разных сигналов. На других башнях также привешивались иногда
колокола; в них звонили во время вылазки для возбуждения отваги  или  во
время отбоя неприятеля.  -  В  темные  ночи  на  башнях  зажигались  над
воротами свечи в слюдяных фонарях.
   В старых русских городах и монастырях сохранилось, к  счастью,  много
башен,  из  которых  многие  отличаются  в  высшей  степени  изящными  и
художественными формами. Первое место между ними, конечно,  занимают  по
красоте башни московского Кремля;
   -  затем  следует  указать  на  башни  Великого  Новгорода,   Ростова
Великого,  Ярославля,  Нижнего  Новгорода,  Коломны,   Тулы)   Зарайска,
Смоленска, Пскова и Астрахани; к числу  монастырских  оград  с  наиболее
красивыми  и  наилучше  сохранившимися  башнями  можно  отнести   ограды
монастырей  -  Новодевичьего,  Донского  и  Симонова  в  Москве,  Троице
Сергиевой лавры в Московской  губ.,  Ипатьевского  -  Костромской  губ.,
Спасо-Евеимиева  -  в  Суздале,   Борисо-Глебского   Ярославской   губ.,
Прилуцкого  в  Вологде,  Кирилло-Белозерского  в  Новгородской  губ.   и
Соловецкого - на Белом море.
   Кроме башен разных кремлей и монастырей в России есть не  мало  башен
отдельно стоящих  и  пользующихся  громкою  известностью,  таковы  напр.
Сухарева башня в Москве, известная в народе под названием "невесты Ивана
Великого", Меньшикова башня -  там  же,  Евеимиева  башня  в  Новгороде,
Сумбекина башня в Казани, Белавинская и Столпьенская башня  близ  Холма,
Люблинской губ., и КаменецЛитовская башня Гродненской губ.
   О  башнях  см.  -  С.  Violletle  Due,  "Dictionnaire   raisonne   de
l'architecture franaise du XI au XVI siecle" (т. IX, Париж, 1875); M. A.
de Caumont, "Abecedaire ou  rudiment  d'archeologie"  (Caen,  1870  г.);
James Fergusson, "A history of architecture in all countries,  from  the
earliest times lo the present day" (Лондон, 1874); Николай Костомаров  ,
"Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа"  (глава  1,  Спб.,
1887); В. Ласковский;  "Материалы  по  исторг  инженерного  искусства  в
России." (Спб., 1858); А. Пузыревский,  "История  военного  искусства  в
средние века" (Спб., 1884); П. Н. Батюшков, "Холмская Русь" (стр. 13, 21
и 29); "Материалы по археологии Кавказа" (часть 1, Москва, 1888); Н.  M.
Снегирев и А. Мартынов,  "Русская  старина  в  памятниках  церковного  и
гражданского зодчества" (Москва, 1852). Кроме того много снимков русских
башен можно видеть в фотографических альбомах И.  Барщевского,  которые.
имеются в Имп. публ. библ. и в библиотеке академии художеств.
   Баядерки (от португальск, bailadera, т. е. танцовщица) - так называют
европейцы танцовщиц и певиц в  Индии.  Они  распадаются  на  два  главн.
разряда, с многочисленными подразделениями. К первому классу принадлежат
посвященные богам и богослужению, ко второму  странствующие  танцовщицы.
Первые  -  девадази,  т.  е.  божьи  рабыни  подразделяются  по  степени
знатности семейств, из которых происходят, по степени значения божества,
которому служат и по большему или меньшему великолепию и значению храма,
на два отдела. К первому разряду принадлежат дочери знатнейших  семейств
из касты Вайсиев, к  которой  причисляются  богатые  земле  владельцы  и
купцы, ко второму - дочери более уважаемых лиц из касты  судров,  т.  е.
ремесленников. В разряд девадази поступают в  детском  возрасте,  причем
требуется безукоризненное телосложение и  родители  должны  торжественно
отрекаться от как их бы то ни было  прав  на  свою  дочь.  Только  после
такого отречения дается надлежащее обучение. Девадази  должны  воспевать
во время торжественных процессий  деяния  и  победы  божества,  которому
посвящены, исполнять священные танцы, плести венки, которыми  украшаются
изображения богов и исполнять различные служебные обязанности  в  храме.
Девадази первого класса живут в стенах храма и не имеют  права  выходить
из своих помещений, без согласия старшего жреца.  Они  могут  оставаться
девственницами всю свою жизнь, но им разрешается избирать любовника  как
в храме, так и за его  пределами,  под  условием  принадлежности  его  к
высшим  сословиям.  Связь  с  человеком  низшего  происхождения   строго
наказывается. Дети их, если  это  девочки,  воспитываются  для  того  же
ремесла, мальчики делаются музыкантами. Девадази  второго  разряда  мало
отличаются от первых, с тою разницею, что более свободны, так как  живут
вне пределов храма. Ежедневно определенное число их по очереди принимает
участие  в  богослужении,  но  при   торжественных   процессиях   должны
присутствовать все. Они поют и  танцуют  не  только  пред  изображениями
богов,  за  что  получают  определенную  плату  деньгами  и  рисом,   но
приглашаются и на другие празднества, свадьбы и увеселения.  Существенно
отличаются от девадази танцовщицы,  которые  кочуют  по  всей  стране  и
приглашаются исключительно на частные празднества или в  гостиницы,  для
увеселения иностранцев. Их  называют:  натш,  нати,  кутани,  сутрадари,
смотря по роду искусства. Некоторые  живут  независимо,  по  10  или  12
вместе, кочуют с места на место и делят заработок с  сопровождающими  их
музыкантами.  Другие  находятся  под  наблюдением   дайей   или   старых
танцовщиц, которые пользуются всем заработком и уже  сами  дают  пищу  и
одежду своим подчиненным. Наконец третьи - совершенные невольницы старых
женщин, купивших или принявших их в детском возрасте и  затем  обучивших

Страницы: «« « 281   282   283   284   285   286   287   288   289  290   291   292   293   294   295   296   297   298   299  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь