Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3271 3272 3273 3274 3275 3276 3277 3278 3279 3280 3281 3282 3283 3284 3285 3286 3287 3288 3289 » »» 389 тыс. руб. (1899), в том числе от городских недвижимых имуществ 331 тыс. руб. Расходов 395 тыс. руб., в том числе на содержание правительственных учреждений - 70 тыс. руб., городского управления - 52 тыс. р., на учебные заведения - 49 тыс. р., врачебную часть 13 тыс. р., благотворительную часть - 71/2 тыс. руб., городское благоустройство - 61 тыс. руб. Около города, по балкам, хорошие сады и вербовый лес, искусственно разведенный на 100 дес. болота. А. Мурашкинцев. Херувимы - один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют обыкновенно херувимам место второго чина первой степени (серафимы, Х., престолы). Самое подробное описание Х. находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово "херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая: херувим с пламенным мечем поставлен был у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения Х. были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух Х. над Ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что Х. удостоены особенной близости к Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.) и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Петр. 1, 12). На высшее место Х. в ангельском мире указывают также те места Свящ. Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на Х. (1 Цар. IV, 4; Псал. XVII, 11; Исаии XXXVII, 16 и др.). В Апокалипсисе Х. изображаются, как и у пророка Иезекиля, в виде шестокрылатых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе пред престолом Божьим и непрестанно днем и ночью взывают: "свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Апокал. IV, 1-8). Х. окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов (Апокал. V, 11; VII, 9-11); последние занимают в отношении Х. подчиненное, служебное положение. Находясь в ближайшем общении с Богом, Х. отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу (Евр. IX, 5). См. еписк. Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885); "Миссионерское Обозр." (1900, сентябрь). Хефрен (греч. Cejrhn, егип. Хафра) - пятый фараон 4-й дин.; царствовал, по туринскому папирусу, 24 года. Строитель второй по величине пирамиды в Гизе. Знаменитые статуи, найденные близ большого сфинкса и называемые его именем, представляют, судя по исследованию Борхардта, произведения позднейшего, может быть эфиопского времени. Рассказы о его нечестии и угнетении народа - того же порядка, что и ходившие относительно Хеопса. Культ его существовал еще при XXVI династии. О его государственной деятельности ничего неизвестно. Хибины или Хибинские горы - Архангельской губ., Александровского у., расположены между вост. берегом оз. Имандры и Умбозером, северное их продолжение составляет так назыв. Бабья-тундра, южною их границею служит Кандалажская губа Белого моря. Горы эти представляют собою возвышенное нагорье с нагроможденными на них разнообразными остроконечными вершинами, покрытыми частью мхом, частью полосами снега даже в летнюю пору. Х. не исследованы. Несомненно они довольно высоки, так как их видно уже за 100 вер. Со стороны оз. Имандры они отстоят от него на расстоянии 2-3 вер.; подымаясь довольно круто, высокими террасами, Х. представляются массами гранита, покрыты они белым мхом - ягелем, на междугорных лужайках растет трава, а скаты одеты лесами, в которых водится много зверей. Особенно живописны вершины сопок (варак) Лявинской, Поутелле и Чудской смерти, где будто бы погибла масса чуди, вошедшей в недра этой горы, которая разверзлась по слову одного кудесника, впустила чудь и потом закрылась. Хива - столица Хивинского ханства и резиденция хивинского хана, в южной части оазиса, на границе песков, в 20 вер. к З от левого берега Аму-дарьи, на каналах, принадлежащих к системе Полван-ата, одного из самых крупных каналов ханства. Город окружен глинобитной стеной, более 6 вер. длиною, с башнями и остатками рвов. Внутри города другая стена окружает цитадель, где находятся два ханских дворца, главные мечети и медресе. Стены полуразрушены. Внутренность города - лабиринт узких, грязных или пыльных (смотря по времени года), кривых улиц, извивающихся среди глинобитных стен и домов с плоскими крышами; местами улицы прерываются пустырями и кладбищами. По отсутствию какого бы то ни было благоустройства, непроходимой грязи, вони, массе разрушенных кладбищ, встречающихся в самом центре города, и множеству развалин, Х. является едва ли не самым неприглядным городом Средней Азии. Зелени и садов мало. 17 мечетей, 22 медресе, несколько караван-сараев, крытый базар, 250 лавок. Жителей до 20 тыс. Из зданий выдаются: 1) мечеть Полван-ата, мусульманского святого, покровителя Х., построенная в 1811 г. ханом Мухаммедом Рахимом (внутри мечеть выложена изразцами, синими, голубыми и пестрыми), с гробницей Полван-ата и 2) башня, облицованная в нижней части голубыми изразцами. Вообще особо достопримечательных памятников искусства в Х. нет. Хива ведет значительную торговлю; в ней немало живет русских. В окрестностях города много обширных садов, принадлежащих хану и сановникам и служащих летним местопребыванием. В. М. Хилиазм (ciliasmoV - тысячелетие) - учение о наступлении на земле чувственного тысячелетнего царства Христова. Надежды на близость второго пришествия Христова для основания земного тысячелетнего царства не только находили многих приверженцев среди верующих, но и разделялись некоторыми из отцов и учителей церкви, которые, не признавая их необходимою принадлежностью общего церковного сознания, держались их как своего частного мнения, не противоречащего общему церковному вероучению. Начало Х. восходит к временам дохристианским. Большинство евреев видело в обетованном Мессии не Искупителя от греха, проклятия и смерти, а земного царя, который создаст свое царство на земле и предоставит силу и власть еврейскому народу. Евреи, принявшие христианство, внесли такие воззрения и в церковь, тем легче, что христиане, по слову Спасителя, ожидали Его славного второго пришествия. Отцом и первым распространителем грубого чувственного Х. является еретик апостольского века Керинф. Он учил, что, когда Христос устроит 1000-летнее царство свое на земле, то восстановит Иерусалим в прежнем его блеске и величии и снова введет исполнение всех предписаний и постановлений обрядового закона Моисеева, со всеми ветхозаветными жертвами; счастье и блаженство праведников будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях и наслаждениях. В учении евионитов ожидания близкого наступления 1000-летнего царства Христова на земле занимают довольно почтенное место Страницы: «« « 3271 3272 3273 3274 3275 3276 3277 3278 3279 3280 3281 3282 3283 3284 3285 3286 3287 3288 3289 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |