Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3271   3272   3273   3274   3275   3276   3277   3278   3279  3280   3281   3282   3283   3284   3285   3286   3287   3288   3289  » »»

389 тыс. руб. (1899), в том числе от городских недвижимых  имуществ  331
тыс.  руб.  Расходов  395  тыс.  руб.,  в  том   числе   на   содержание
правительственных учреждений - 70 тыс. руб., городского управления -  52
тыс. р., на учебные заведения - 49 тыс. р., врачебную часть 13 тыс.  р.,
благотворительную часть - 71/2 тыс. руб., городское благоустройство - 61
тыс. руб.  Около  города,  по  балкам,  хорошие  сады  и  вербовый  лес,
искусственно разведенный на 100 дес. болота.
   А. Мурашкинцев.
   Херувимы - один из девяти чинов ангельских, о которых  упоминается  в
Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют обыкновенно херувимам  место  второго
чина первой степени (серафимы, Х., престолы). Самое  подробное  описание
Х. находится в 1 главе книги  пророка  Иезекииля.  В  первый  раз  слово
"херувим"  встречается  в  книге  Бытия   при   рассказе   об   изгнании
прародителей из рая: херувим с пламенным  мечем  поставлен  был  у  сада
эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в  храме
Соломоновом изображения Х. были помещены не только в святилище, но и  во
святом святых; поставление двух Х. над Ковчегом завета с преклоненными к
ковчегу лицами свидетельствовало, что Х. удостоены особенной близости  к
Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.)  и  благоговейно
служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Петр. 1, 12). На  высшее
место Х. в ангельском мире указывают также те  места  Свящ.  Писания,  в
которых говорится, что Всевышний восседает на Х. (1 Цар.  IV,  4;  Псал.
XVII, 11; Исаии XXXVII, 16 и др.). В Апокалипсисе Х. изображаются, как и
у пророка Иезекиля, в виде шестокрылатых  животных,  усеянных  по  всему
телу очами; они обитают на небе пред престолом Божьим и непрестанно днем
и ночью взывают: "свят, свят, свят Господь  Вседержитель,  Который  был,
есть и грядет" (Апокал. IV, 1-8).  Х.  окружены  на  небе  бесчисленными
сонмами праведников  и  тьмами  ангелов  (Апокал.  V,  11;  VII,  9-11);
последние занимают в  отношении  Х.  подчиненное,  служебное  положение.
Находясь в ближайшем общении с Богом, Х. отражают  в  себе  неприступное
величие Божие и Его славу (Евр. IX,  5).  См.  еписк.  Сильвестр,  "Опыт
православного  догматического  богословия"   (т.   III,   Киев,   1885);
"Миссионерское Обозр." (1900, сентябрь).
   Хефрен  (греч.  Cejrhn,  егип.  Хафра)  -  пятый  фараон  4-й   дин.;
царствовал,  по  туринскому  папирусу,  24  года.  Строитель  второй  по
величине пирамиды в Гизе. Знаменитые  статуи,  найденные  близ  большого
сфинкса и называемые его  именем,  представляют,  судя  по  исследованию
Борхардта, произведения  позднейшего,  может  быть  эфиопского  времени.
Рассказы о его нечестии и угнетении народа -  того  же  порядка,  что  и
ходившие  относительно  Хеопса.  Культ  его  существовал  еще  при  XXVI
династии. О его государственной деятельности ничего неизвестно.
   Хибины или Хибинские горы - Архангельской губ., Александровского  у.,
расположены между вост. берегом оз. Имандры  и  Умбозером,  северное  их
продолжение составляет так назыв. Бабья-тундра, южною их границею служит
Кандалажская губа Белого моря. Горы эти представляют  собою  возвышенное
нагорье  с  нагроможденными   на   них   разнообразными   остроконечными
вершинами, покрытыми частью мхом, частью полосами снега  даже  в  летнюю
пору. Х. не исследованы. Несомненно они  довольно  высоки,  так  как  их
видно уже за 100 вер. Со стороны оз. Имандры  они  отстоят  от  него  на
расстоянии 2-3 вер.; подымаясь довольно круто,  высокими  террасами,  Х.
представляются массами гранита, покрыты они  белым  мхом  -  ягелем,  на
междугорных лужайках растет трава,  а  скаты  одеты  лесами,  в  которых
водится  много  зверей.  Особенно  живописны   вершины   сопок   (варак)
Лявинской, Поутелле и Чудской смерти, где будто бы погибла  масса  чуди,
вошедшей  в  недра  этой  горы,  которая  разверзлась  по  слову  одного
кудесника, впустила чудь и потом закрылась.
   Хива - столица Хивинского ханства и  резиденция  хивинского  хана,  в
южной части оазиса, на границе песков, в 20 вер. к З  от  левого  берега
Аму-дарьи, на каналах, принадлежащих к  системе  Полван-ата,  одного  из
самых крупных каналов ханства. Город окружен глинобитной стеной, более 6
вер. длиною, с башнями и остатками  рвов.  Внутри  города  другая  стена
окружает цитадель, где находятся два ханских дворца,  главные  мечети  и
медресе. Стены полуразрушены.  Внутренность  города  -  лабиринт  узких,
грязных или пыльных (смотря по времени года), кривых улиц,  извивающихся
среди глинобитных  стен  и  домов  с  плоскими  крышами;  местами  улицы
прерываются пустырями и кладбищами. По отсутствию какого бы то  ни  было
благоустройства, непроходимой грязи, вони,  массе  разрушенных  кладбищ,
встречающихся в самом центре города, и множеству развалин,  Х.  является
едва ли не самым неприглядным городом Средней Азии. Зелени и садов мало.
17 мечетей, 22 медресе,  несколько  караван-сараев,  крытый  базар,  250
лавок. Жителей до 20 тыс. Из  зданий  выдаются:  1)  мечеть  Полван-ата,
мусульманского святого, покровителя Х.,  построенная  в  1811  г.  ханом
Мухаммедом Рахимом (внутри мечеть выложена изразцами, синими, голубыми и
пестрыми), с гробницей Полван-ата и  2)  башня,  облицованная  в  нижней
части голубыми изразцами. Вообще  особо  достопримечательных  памятников
искусства в Х. нет. Хива ведет значительную торговлю; в ней немало живет
русских. В окрестностях города много обширных садов, принадлежащих  хану
и сановникам и служащих летним местопребыванием.
   В. М.
   Хилиазм (ciliasmoV - тысячелетие) - учение  о  наступлении  на  земле
чувственного тысячелетнего царства Христова. Надежды на близость второго
пришествия Христова  для  основания  земного  тысячелетнего  царства  не
только находили многих приверженцев среди  верующих,  но  и  разделялись
некоторыми  из  отцов  и  учителей  церкви,  которые,  не  признавая  их
необходимою принадлежностью общего церковного сознания, держались их как
своего частного мнения, не противоречащего общему церковному вероучению.
Начало Х. восходит к временам дохристианским. Большинство евреев  видело
в обетованном Мессии не Искупителя  от  греха,  проклятия  и  смерти,  а
земного царя, который создаст свое царство на земле и предоставит силу и
власть еврейскому народу. Евреи, принявшие  христианство,  внесли  такие
воззрения и в церковь, тем легче, что  христиане,  по  слову  Спасителя,
ожидали   Его   славного   второго   пришествия.    Отцом    и    первым
распространителем грубого чувственного Х. является еретик  апостольского
века Керинф. Он учил, что, когда  Христос  устроит  1000-летнее  царство
свое на земле, то восстановит Иерусалим в прежнем его блеске и величии и
снова введет исполнение  всех  предписаний  и  постановлений  обрядового
закона Моисеева, со всеми ветхозаветными жертвами; счастье и  блаженство
праведников будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях  и
наслаждениях.  В  учении   евионитов   ожидания   близкого   наступления
1000-летнего царства Христова на земле занимают довольно почтенное место

Страницы: «« « 3271   3272   3273   3274   3275   3276   3277   3278   3279  3280   3281   3282   3283   3284   3285   3286   3287   3288   3289  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь