Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3265   3266   3267   3268   3269   3270   3271   3272   3273  3274   3275   3276   3277   3278   3279   3280   3281   3282   3283  » »»

доступной на протяжении 450 вер. для плавания  плоскодонных  джонок.  Во
второй половине царствования Сунской династии, т. е. от 1120 до 1280 г.,
Х.-чжоу-фу, называвшийся в то время Линьань, был столицей Южного  Китая.
Марко Поло и другие  средневековые  путешественники  описывают  его  под
названием Цзин-ши (Кин-сы по местному произношению), как один из  лучших
и величайших городов того времени, а миссионер Мартино-Мартини  (в  XVII
в.) определил окружность этого города, кроме  предместий,  в  100  итал.
миль. В настоящее  время  Х.-чжоу-фу  хотя  и  не  имеет  таких  больших
размеров,  но,  благодаря  необыкновенному  плодородию  и  разнообразной
производительности окрестной страны, все еще сохраняет  значение  одного
из обширных и многолюдных центров Срединного государства.  По  сведениям
миссионеров, имеет ныне около 800 тыс. жителей, а стена его простирается
до 21 версты в  окружности;  половина  населения  проживает  в  обширных
предместьях и  на  судах,  стоящих  во  множестве  на  реке  и  каналах.
Х.-чжоу-фу служит местопребыванием генерал-губернатора  двух  провинций:
Фу-цзянь и Чжэ-цзян и, как один  из  важных  стратегических  пунктов  на
вост. побережье Китая, имеет значительный гарнизон  маньчжурских  войск,
который вместе с административными учреждениями занимает сев.-зап. часть
города, обнесенную особой стеной. Город отличается большой  опрятностью;
главнейшие улицы вымощены камнем и обстроены богатыми магазинами.  Между
многочисленными общественными зданиями, клубами, кумирнями  и  проч.,  в
нем встречаются также и магометанские мечети, так как значительная часть
его населения состоит из  китайских  мусульман.  Окрестности  Х.-чжоу-фу
славятся своими живописными видами, особенно же местность, прилегающая к
озеру Си-ху; здесь построены богатые усадьбы, пагоды,  киоски,  башни  и
проч. Эту местность китайцы называют "земным раем".  По  своей  обширной
промышленной деятельности и  благосостоянию  жителей,  Х.-чжоу-фу  стоит
наряду с наиболее известными городами империи; но морская  торговля  его
значительно затрудняется отсутствием хорошей гавани, так как низовье  р.
Цзянь тан'а отличается весьма  быстрым  течением  и  сильным  изменением
уровня воды от влияния морских приливов и отливов,  а  русло  ее  усеяно
множеством мелей; кроме  того,  императорский  канал,  служащий  главным
путем  для  движения  товаров  к  рынкам,  лежащим   на   Ян-цзы-цзян'е,
оканчивается у сев. предместья города, не достигая  р.  Цзянь-тана,  так
что товары должны перевозиться через этот волок сухим  путем.  Несмотря,
однако,  на  эти  неудобства,  размеры  отпускной  торговли   Х.-чжоу-фу
довольно значительны. Главные  предметы  его  вывоза  составляют:  шелк,
изделия из него, чай, соль, мед и лак; для шелка и шелковых  изделий  он
является главным складочным пунктом в среднем Китае.
   Г. Е. Грум-Гржимайло.
   Хаос (CaoV) - у древних греков космогоническое понятие "зияющего" (от
caskein  -  зиять)  пространства,  существовавшего  раньше   мироздания:
материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфиков, Х.  и
Эфир  возникли  из  безначального  времени,  причем  под  Х.  понималась
глубокая бездна, в которой обитали  ночь  и  туман.  Благодаря  действию
времени, туман Х. от вращательного  движения  принял  яйцевидную  форму,
вместив в средину себя эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело  и
раскололось на две половины, из которых возникли земля  и  небо.  Другие
видели в Х. водную стихию (от cew).  По  Овидию,  Х.  представлял  собою
"грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную  тяжесть,  собранные  в
одно  место  разнородные  начала  дурно  соединенных   стихий",   откуда
выделились  земля,  небо,  вода,  густой  воздух.  Кроме  того  под   Х.
подразумевали воздушное и туманное  мировое  пространство,  помещающееся
между небом и землею,  а  также  наполненную  мраком  подземную  зияющую
бездну. Порождениями Х. в древней  (Гесиодовской)  космогонии  считались
Эреб, Ночь и Эрот (также Мойры).
   Н. О.
   Харакири или  сеппуко  (первое  -  чисто  японское  слово,  второе  -
китайского происхождения) - "распарывание  живота"  являлось  в  течение
нескольких  столетий  среди   японцев   наиболее   популярным   способом
самоубийства. Возникновение Х. относят к средним  векам,  когда  к  нему
прибегали во время междоусобных войн между уделами побежденные для того,
чтобы не попасть живыми  в  руки  победителей.  С  течением  времени  Х.
прибрело  силу  обычая,   причем   стали   различать   два   его   вида:
принудительное и добровольное. Первый вид Х. являлся с  1500  г.  своего
рода привилегией японской военной знати - самураев,  которым,  в  случае
совершения  преступления,  предоставлялось  покончить  самим   с   собою
посредством Х., вместо того, чтобы понести  смерть  от  руки  палача.  В
подобных  случаях  осужденному  официально  указывалось  место  и  время
совершения  самоубийства  и  посылались  чиновники   для   того,   чтобы
присутствовать при  этом.  Ныне  принудительного  Х.  в  Японии  уже  не
существует. Добровольно к этому роду  самоубийства  японцы  прибегали  в
отчаянии,  в  виде  протеста  против   совершающейся   несправедливости,
предотвратить которую невозможно, или, вообще, чтобы  воздействовать  на
другого в  желательном  смысле,  также  для  выражения  верности  своему
господину или начальнику и пр. Случаи совершения над  собою  добровольно
Х. наблюдаются, хотя и крайне редко, до настоящего времени, когда  люди,
воодушевляемые примерами старины, жертвуют собою для  какой-либо  важной
идеи.  Так,  когда,  после  победоносной  войны   с   Китаем,   японское
правительство колебалось исполнить предъявленное ему Россией,  Германией
и Францией требование об эвакуации Ляо-дуна,  40  челов.  совершили  над
собою Х. для того, чтобы побудить правительство  к  уступчивости  и  тем
спасти родину от новой войны. Х. был наиболее почетный род самоубийства,
и память лиц, покончивших им с собою, глубоко чтится в Японии. Особенною
известностью пользуются 47 ропинов, которые, отомстив за  смерть  своего
господина, должны были в 1703 г., по приговору  властей,  совершить  над
собою Х. Совершалось оно всегда  с  большое  торжественностью.  В  более
новое время, когда оно  стало  выходить  из  употребления  и  многим  не
удавалось быстро покончить с собою, вошло в обычай,  чтобы  лучший  друг
желающего наложить на себя руки, отрубал ему саблею голову,  как  только
он  вонзит  кинжал  в  живот.  Женщины,  вместо   распарывания   живота,
перерезывали себе горло бритвою.
   В. Л. К.
   Характер (от греч. carakthr от  глаг.  carassw  -  черчу)  обозначает
сложное  психическое  явление,   отличающее   индивида   или   народ   и
выражающееся  в  своеобразном,  постепенно  сложившемся  и  сознательном
способе реакции  на  различные  запросы  внешнего  и  внутреннего  мира.
Приведем несколько наиболее  известных  определений  Х.:  по  Фризу,  Х.
выражается  в  силе   разумного   самоопределения;   гегелевская   школа
определяла Х.,  как  единство  детерминированной  и  индетерминированной

Страницы: «« « 3265   3266   3267   3268   3269   3270   3271   3272   3273  3274   3275   3276   3277   3278   3279   3280   3281   3282   3283  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь