Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3261   3262   3263   3264   3265   3266   3267   3268   3269  3270   3271   3272   3273   3274   3275   3276   3277   3278   3279  » »»

Возвратившись в Лондон в 1779 г. уже вполне готовым художником, он скоро
вошел у англичан в известность с переиначенною фамилиею "Фюзели".  После
того, как лондонская корол. академия в 1788 г. избрала его в свои члены,
он,  кроме  исполнения  других  работ,  нарисовал   9   композиций   для
"Шекспировской галереи" Бойделя и 47  иллюстраций  к  "Потерянному  Раю"
Мильтона, много способствовавших его популярности.  В  1799  г.  Ф.  был
назначен профессором, а в 1804 г. директором академии. С того времени он
посвятил  себя   почти   исключительно   литературным   трудам,   каковы
переработка "Словаря живописцев"  Пилькингтона  (1805  -  10),  "Fifteen
lectures on painters" (1820) и  перевод  на  англ.  язык  "Физиогномики"
Лафатера. Как живописец, Ф. в свое  время  нравился  английской  публике
почти столько же, сколько его современники, Рейнольдс и Уэст,  хотя  был
слабее их во всех отношениях. Рисунок и  вообще  техническое  исполнение
его  произведений  небрежны;  желание   поражать   необычайным   нередко
приводило его к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и
движения изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности.
Наиболее известные картины Ф.: "Титания и  Основа"  (из  "Сна  в  летнюю
ночь" Шекспира), "Кошмар", "Тезей, прощающийся с Ариадною  при  входе  в
Лабиринт", "Уголино в  башне  голода",  "Шествие  теней  в  Элизиуме"  и
"Смерть кардинала Бофора". Биография этого художника издана Дж. Ноулесом
(Knowles) в 1831 г. (Лонд.).
   Хабаровск - обл.  гор.  Приморской  обл.,  на  правом  берегу  Амура,
недалеко от впадения в один из его рукавов р.  Уссури;  основан  в  виде
военного поста в 1858 г. Благодаря своему положению в узле, образованном
судоходными путями Амура и Уссури, X.  мог  бы  развиваться  быстро,  но
вследствие отсутствия в его окрестностях мест,  удобных  для  поселения,
развитие его шло сравнительно медленно. Только с 1880 г., когда  X.  был
сделан областным городом и  сюда  были  переведены  из  Николаевска  все
административный учреждения, население его начинает  увеличиваться.  Еще
быстрее  X.  стал  развиваться  после  назначения  его  резиденций  ген.
губернатора Приамурского края в 1884 г. Жителей (в 1897 г.) 14933 (11674
мжч.  и  3259  жнщ.).  Каменный  православный  собор,  3  црк.  прав.  и
римско-катол., училищ 11, из них: 1  реальное,  1  кадетский  корпус,  1
техническое  железнодорожное,  женская  гимназия  и  пр.  Памятник   гр.
Муравьеву-Амурскому (с 1891 г.). Городской доход в 1901 г. -  143300  р.
Торговый оборот в 1890  г.  доходил  до  1199500  руб.  торговля  мехами
(соболей до 20 тыс. шт.). Городск. общ. банк  и  отд.  банков  госуд.  и
яросл. костром. земельного. Паровая мельница и несколько кирпичных зав.,
на которых работают китайцы.  В  X.  находится  хабаровский  отдел  Имп.
русск, географ, общ.  с  музеем  и  библиотекой,  издаются  офиц.  орган
"Приамурские Вед." и "Записки Отдела Географического Общ.". Станция жел.
дор. и пароходная пристань.
   Хадж - т. е. пилигримство в  Мекку  на  поклонение  священной  Каабе,
главному святилищу мусульман, куда  вход  всем  неверным  воспрещен  под
страхом  смерти,  составляет   непременную   обязанность   мусульманина,
гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного  блаженства
в загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан  хотя
бы один раз в жизни совершить X.  Срок  для  него  наступает  с  момента
совершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы,
которая, однако,  не  освобождает  от  X.  Позднейшие  законоведы  стали
разрешать неисполнение X. по уважительным причинам:  слабости  здоровья,
отдаленности места  жительства,  за  недостатком  материальных  средств,
опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо  для
исполнения обрядов X.  Временем  для  X.  определены  священные  месяцы:
шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступает
в область Мекки, он должен исполнять  установленные  правила  и  обряды:
скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам - два куска не сшитой ткани
для покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричь
усы, обрезать ногти, выдернуть волосы из  под  мышек,  совершить  полное
омовение тела, что затем делается запретным до конца X., не  дозволяется
покрывать голову и лицо, надевать обувь,  требуется  строгое  соблюдение
целомудрия. Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в  храм
Каабы для облобызания камня и совершения  обходов  вокруг  Каабы,  затем
идут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной  воды;  совершают  шествие
между холмами Сафа и Мярва, находящихся в расстоянии 100 шагов от  Каабы
(здесь Агарь, мать  Измаила,  семь  раз  пробежала  от  одного  холма  в
другому, ища воды для своего сына); потом устремляются  на  гору  Арафа,
отстоящую от Мекки на 7 часов пути - это самая важная часть X.: на  этой
горе Адам и Ева встретились после  грехопадения.  День  Арафы  бывает  9
числа месяца  зуль-хиджэ,  когда  богомольцы  должны  прослушать  хутьбу
(поучение), длящуюся 3 часа, до солнечного заката, после чего  стремглав
бегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы там
прослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляют
друг друга с званием хаджи. В десятый день  они  направляются  в  долину
Мина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила,  тут  надо
побить диавола камнями и тут же принести обильные жертвы в  воспоминание
Авраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешается  бриться,
снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение  тела  и
мазаться  благовониями.  Затем  следует  опять  посещение   Каабы.   Все
перечисленные  обряды  сопровождаются  специальными   молитвами,   точно
установленными шариатом. В заключение  X.  необходимо  зайти  в  Медину,
чтобы  поклониться  могиле  пророка.  X.  является  объединителем   всех
мусульман и поэтому  имеет  большое  политическое  значение.  См.  "Ист.
Ислама", Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской  литературе  X.  описан
Миропиевым в сочинении  "Религиозное  и  политическое  значение  X."  (в
"Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань, 1877), а
также в книге А. Крымского: "Ист. мусульманства" (М., 1902,  стр.  13  и
след.).
   Н. В.
   Хадис  (араб.  хадiJ  -  "рассказ")  -   священное   и   закономерное
мусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников см. в 1  т.
"Истории мусульманства" А. Крымского, гл. V.
   Халиф - (из  араб.  "халифе"  =  "наместник",  "заместитель")  -  так
называются и преемники Мохаммеда в его духовной  и  политической  власти
над мусульманами (османский султан  -  тоже  Х.),  и  викарии  шейхов  в
мусульманских сектах (напр., исмаилитской) и дервишеских  орденах,  даже
помощники директоров какого-нибудь чиновнического бюро (по  народно-тур.
произношению - "калфа").
   А. Е. К.
   Халцедон - минерал. Под этим названием соединяют  образования,  порою

Страницы: «« « 3261   3262   3263   3264   3265   3266   3267   3268   3269  3270   3271   3272   3273   3274   3275   3276   3277   3278   3279  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь