Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3261 3262 3263 3264 3265 3266 3267 3268 3269 3270 3271 3272 3273 3274 3275 3276 3277 3278 3279 » »» Возвратившись в Лондон в 1779 г. уже вполне готовым художником, он скоро вошел у англичан в известность с переиначенною фамилиею "Фюзели". После того, как лондонская корол. академия в 1788 г. избрала его в свои члены, он, кроме исполнения других работ, нарисовал 9 композиций для "Шекспировской галереи" Бойделя и 47 иллюстраций к "Потерянному Раю" Мильтона, много способствовавших его популярности. В 1799 г. Ф. был назначен профессором, а в 1804 г. директором академии. С того времени он посвятил себя почти исключительно литературным трудам, каковы переработка "Словаря живописцев" Пилькингтона (1805 - 10), "Fifteen lectures on painters" (1820) и перевод на англ. язык "Физиогномики" Лафатера. Как живописец, Ф. в свое время нравился английской публике почти столько же, сколько его современники, Рейнольдс и Уэст, хотя был слабее их во всех отношениях. Рисунок и вообще техническое исполнение его произведений небрежны; желание поражать необычайным нередко приводило его к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и движения изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности. Наиболее известные картины Ф.: "Титания и Основа" (из "Сна в летнюю ночь" Шекспира), "Кошмар", "Тезей, прощающийся с Ариадною при входе в Лабиринт", "Уголино в башне голода", "Шествие теней в Элизиуме" и "Смерть кардинала Бофора". Биография этого художника издана Дж. Ноулесом (Knowles) в 1831 г. (Лонд.). Хабаровск - обл. гор. Приморской обл., на правом берегу Амура, недалеко от впадения в один из его рукавов р. Уссури; основан в виде военного поста в 1858 г. Благодаря своему положению в узле, образованном судоходными путями Амура и Уссури, X. мог бы развиваться быстро, но вследствие отсутствия в его окрестностях мест, удобных для поселения, развитие его шло сравнительно медленно. Только с 1880 г., когда X. был сделан областным городом и сюда были переведены из Николаевска все административный учреждения, население его начинает увеличиваться. Еще быстрее X. стал развиваться после назначения его резиденций ген. губернатора Приамурского края в 1884 г. Жителей (в 1897 г.) 14933 (11674 мжч. и 3259 жнщ.). Каменный православный собор, 3 црк. прав. и римско-катол., училищ 11, из них: 1 реальное, 1 кадетский корпус, 1 техническое железнодорожное, женская гимназия и пр. Памятник гр. Муравьеву-Амурскому (с 1891 г.). Городской доход в 1901 г. - 143300 р. Торговый оборот в 1890 г. доходил до 1199500 руб. торговля мехами (соболей до 20 тыс. шт.). Городск. общ. банк и отд. банков госуд. и яросл. костром. земельного. Паровая мельница и несколько кирпичных зав., на которых работают китайцы. В X. находится хабаровский отдел Имп. русск, географ, общ. с музеем и библиотекой, издаются офиц. орган "Приамурские Вед." и "Записки Отдела Географического Общ.". Станция жел. дор. и пароходная пристань. Хадж - т. е. пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе, главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен под страхом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина, гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства в загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан хотя бы один раз в жизни совершить X. Срок для него наступает с момента совершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы, которая, однако, не освобождает от X. Позднейшие законоведы стали разрешать неисполнение X. по уважительным причинам: слабости здоровья, отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств, опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо для исполнения обрядов X. Временем для X. определены священные месяцы: шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступает в область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды: скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам - два куска не сшитой ткани для покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричь усы, обрезать ногти, выдернуть волосы из под мышек, совершить полное омовение тела, что затем делается запретным до конца X., не дозволяется покрывать голову и лицо, надевать обувь, требуется строгое соблюдение целомудрия. Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в храм Каабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затем идут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды; совершают шествие между холмами Сафа и Мярва, находящихся в расстоянии 100 шагов от Каабы (здесь Агарь, мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма в другому, ища воды для своего сына); потом устремляются на гору Арафа, отстоящую от Мекки на 7 часов пути - это самая важная часть X.: на этой горе Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9 числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу (поучение), длящуюся 3 часа, до солнечного заката, после чего стремглав бегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы там прослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляют друг друга с званием хаджи. В десятый день они направляются в долину Мина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила, тут надо побить диавола камнями и тут же принести обильные жертвы в воспоминание Авраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешается бриться, снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение тела и мазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Все перечисленные обряды сопровождаются специальными молитвами, точно установленными шариатом. В заключение X. необходимо зайти в Медину, чтобы поклониться могиле пророка. X. является объединителем всех мусульман и поэтому имеет большое политическое значение. См. "Ист. Ислама", Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской литературе X. описан Миропиевым в сочинении "Религиозное и политическое значение X." (в "Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань, 1877), а также в книге А. Крымского: "Ист. мусульманства" (М., 1902, стр. 13 и след.). Н. В. Хадис (араб. хадiJ - "рассказ") - священное и закономерное мусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников см. в 1 т. "Истории мусульманства" А. Крымского, гл. V. Халиф - (из араб. "халифе" = "наместник", "заместитель") - так называются и преемники Мохаммеда в его духовной и политической власти над мусульманами (османский султан - тоже Х.), и викарии шейхов в мусульманских сектах (напр., исмаилитской) и дервишеских орденах, даже помощники директоров какого-нибудь чиновнического бюро (по народно-тур. произношению - "калфа"). А. Е. К. Халцедон - минерал. Под этим названием соединяют образования, порою Страницы: «« « 3261 3262 3263 3264 3265 3266 3267 3268 3269 3270 3271 3272 3273 3274 3275 3276 3277 3278 3279 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |