Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3252   3253   3254   3255   3256   3257   3258   3259   3260  3261   3262   3263   3264   3265   3266   3267   3268   3269   3270  » »»

зеркальных отражений света и позволяющая зрителю  сразу  окинуть  взором
написанное произведение, хотя бы оно было огромной величины.  В-третьих,
техника Ф.  живописи  заставляет  художника  исполнять  картину  быстро,
уверенным и широким приемом кисти, не вдаваться в мелочность и  сухость,
а  такой  способ  работы  сколь  нельзя  более  пригоден   для   крупных
произведений живописи, особенно же для монументальных стенных картин. Ф.
живопись была известна еще в древнем мире, у египтян, этрусков и римлян;
от этих последних многочисленные образцы  ее  сохранились  в  развалинах
Помпеи. Первые христиане украшали ею места своих молитвенных собраний  и
усыпальницы покойников, как свидетельствуют о том ее остатки в римских и
неаполитанских катакомбах. Из Рима употребление  ее  распространилось  в
Византию и подчиненные ей области, хотя там для декорирования  роскошных
храмов и дворцов предпочиталась мозаика. Греки перенесли  ее,  вместе  с
православною религией, в Россию, где были украшены ею важнейшие киевские
и новгородские церкви, в которых, к сожалению,  уцелели  только  скудные
памятники этой отрасли искусства, искаженные временем и невежеством,  но
тем не менее весьма любопытные. На Западе Европы, после падения  римской
империи, искусство Ф. живописи не  было  совершенно  забыто,  но  сильно
понизилось и в техническом, и в художественном отношении,  как  можно  о
том заключить по немногим остаткам стенной росписи в  церквах,  дошедших
до нас от начальной поры  средневековой  эпохи.  Только  в  XIII  и  XIV
столетиях, в Италии, эта отрасль искусства улучшилась и  снова  вошла  в
большое  употребление,  благодаря  Чимабуе,  Джотто,  Гадди   и   другим
флорентийским и сьенским мастерам, внесшим в нее величественность  стиля
и распространившим чрез своих многочисленных учеников  любовь  к  ней  и
знакомство с нею по всему  Аппенинскому  полуострову.  К  этому  времени
произошел поворот к лучшему и в Германии,  доказательством  чего  служат
любопытные фрески в  брауншвейгском  соборе,  в  кельнских  церквах  св.
Гереона, св. Урсулы. св. Куниберта и в др. местах.  В  ту  пору  было  в
обычае расписывать фресковыми  изображениями  назидательного  содержания
(напр.  аллегорическими  картинами  "Пляски  Смерти")  стены   надворных
монастырских галерей, церковные паперти и даже фасады  домов.  Но  самая
цветущая пора Ф. живописи настала в Италии XVI столетия, когда живописцы
этой  страны,  в  особенности  из  числа  принадлежавших  флорентийской,
римской и ломбардской школам, поощряемые папами, владетельными особами и
вельможами, один перед другим старались выказывать  свои  способности  и
знания   в   обширных,   монументальных   работах,    заказываемых    их
покровителями. Рафаэль и  Микеланджело  стяжали  себе  вековечную  славу
столько же  своими  фресками  (ватиканские  ложи  и  станцы,  Фарнезина,
Сикстинская капелла и пр.), сколько и другими созданиями  своего  гения.
Одновременно и вслед  за  ними,  другие,  менее  значительные  художники
возделывали эту отрасль искусства, получившую большое распространение; в
одной только Венеции для стенной  живописи  предпочиталось  употребление
масляных красок. Но блестящее состояние Ф. живописи быстро сменилось  ее
упадком. Последователи Микеланджело, не наделенные его  гениальностью  и
неспособные  проникнуться  его  духом,  стремились  подражать  ему,   но
переносили в свое  мастерство  только  его  недостатки  и  породили  тот
вычурный  стиль,  который  известен  под  названием  барокко.  Корреджо,
щеголяя  в  своих  фресковых  плафонах  (в  пармских   соборе   и   црк.
С.-Джованни-Эванджелиста  и   др.),   смелыми   ракурсами   и   красивою
светотеневою игрою красочных тонов, дал  вредный  пример,  так  сказать,
художественного фокусничества, которое, чем дольше, тем больше входило в
моду и в конце XVIII столетия  достигло  до  крайнего  предела.  Однако,
нельзя  сказать,  чтобы  фрески  эпохи  барокко   были   совсем   лишены
достоинств; многие из них  отличаются  большою,  хотя  и  чисто  внешнею
эффектностью, а в  отношении  техники  -  весьма  развитым  мастерством,
державшимся  хороших  старых  традиций,  забытых  или  пре   небреженных
новейшим искусством.  Р.  Менгс,  в  половине  XVIII  столетия,  пытался
возбудить остывший интерес к Ф. живописи и возвратить ей свойственный ей
характер серьезности и величия,  но  его  старания  остались  почти  без
всякого  результата:  вместо  ее  для  декоративных  работ  прибегали  к
живописи масляной или  а-секко.  Только  в  начале  XIX  столетия  кучка
немецких художников, живших в Риме, задалась целью воскресить  брошенное
искусство. Началось с того, что Корнелиус, Овербек, Ф. Фейт и  В.  Шадов
украсили  римский  дом  прусского  консула  Бартольди   семью   стенными
картинами, изображающими эпизоды из жития  Иосифа  (находятся  теперь  в
берлинской национальной галерее); затем,  по  приглашению  кн.  Массими,
пятеро членов означенной кучки написали в его  вилле  фрески  на  сюжеты
трех главных эпических поэм Италии, причем Ю. Шнор взял для своего труда
"Неистового  Роланда"  Apиocто,  Овербек  и   Фюрих   -   "Освобожденный
Иерусалим" Тассо, Фейт и Кох - "Божественную комедию" Данте.  Первою  из
новейших  религиозных  фресок  было  "Чудо  св.  Франциска  с   розами",
написанное Овербеком в церкви C.-Mapия-дельи-Анджели, близ Ассизи. После
того центром возделывания новой Ф. живописи стал Мюнхен, куда  баварский
король Людвиг I для росписи своих новых построек пригласил из  Рима  тех
немецких художников, которым эта отрасль искусства  была  обязана  своим
возрождением. Они, вместе с некоторыми  местными  живописцами,  наделили
баварскую столицу массою фресок,  существующих  до  настоящего  времени.
Корнелиус украсил стенною живописью глиптотеку; им же исполнены фрески в
капелле св. Людвига,  Ю.  Шнор  изобразил  сцены  из  Нибелунгов  в  так
называемом К„нигсбау; Г. Гессу принадлежит роспись в старинном стиле  по
золотому фону в церкви Всех Святых и в базилике; Циммерман  исполнил  по
эскизам Корнелиуса картины в люнетах и аркадах южной стороны пинакотеки;
К. Ротман изобразил виды Италии и  Греции  в  аркадах  дворцового  сада;
Гесс, Кох и Шраудольф трудились над украшением церкви св. Бонифация и т.
д. Из Мюнхена искусство Ф. живописи  распространилось  в  другие  пункты
Германии. Насадителями его в них  явились  по  большей  части  баварские
мастера.  Как  на  замечательнейшие  фрески  новой  немецкой  школы   за
пределами Баварии, можно указать на работы Мюкке, Лессинга, Плюндермана,
Иттенбаха, братьев Мюллеров и Стейнле в Дюссельдорфе, Прешеля, Преллера,
Фогеля и Бендемана в  Саксонии,  Гогенбауера  в  Штутгарте,  Эстерлея  в
Ганновере, Ф. Фейта во Франкфурте-на-Майне, Преллера, Негера и Иeгеpa  в
Веймаре, Швинда в Вартбурге и на многие  другие.  Ф.  способ  стенной  и
плафонной живописи успешно привился не в одной только Германии.  В  Вене
им пользовались многие художники при украшении  новосооруженных  в  этом
городе  роскошных  зданий.  Фюрих,  Энгерт  и   Купельвейзер   расписали
Альтлерхенфельдскую црк., кисти Блаза  принадлежат  фрески  в  арсенале,
Лауфбергер, Иобст, Верндле  и  др.  декорировали  Обетную  црк.,  Швинд,
Энгерт и др. - новый оперный театр. Казалось бы, что  в  Италии,  стране
великих мастеров Ф. живописи, эта отрасль искусства должна бы была снова

Страницы: «« « 3252   3253   3254   3255   3256   3257   3258   3259   3260  3261   3262   3263   3264   3265   3266   3267   3268   3269   3270  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь