Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3250   3251   3252   3253   3254   3255   3256   3257   3258  3259   3260   3261   3262   3263   3264   3265   3266   3267   3268  » »»

гимназиях; например, ему совершенно не были знакомы ни древние языки, ни
история. Свою мысль о детских садах Ф. обдумывал много лет, предпринимая
при всяком удобном  случае  разные  опыты  над  малолетними  детьми.  Он
исходил из того предположения, что в  первые  годы  жизни  приобретается
наибольшее  количество  познаний,  образуется  основание  всей  духовной
жизни, и, следовательно, тщательный и разумный  уход  является  особенно
важным - а между тем именно в это время дитя часто предоставлено  самому
себе. Для таких детей детские сады необходимы. Но даже в тех семьях, где
за развитием ребенка  следит  любящая  и  образованная  мать,  посещение
детского сада не может остаться для него без пользы;  общение  с  детьми
одного с ним возраста, игры и занятия,  способствующие  его  развитию  и
требующие участия многих детей, должны оказать благотворное  влияние  на
его душевную жизнь. По мысли Ф., детский  сад  должен  состоять  из  4-х
учреждений: 1) образцового заведения для воспитания малолетних детей  (в
настоящее время только это заведение носит название "детский  сад"),  2)
заведения для обучения и подготовки детских садовников  и  садовниц,  3)
заведения для распространения полезных детских игр и  4)  периодического
издания,   способствующего   поддержанию   связи    между    родителями,
воспитателями и детскими садовницами. Цель детских садов Ф.  поясняет  в
своей брошюре: "Отчет о немецком детском саде  в  Бланкенбурге"  (1843).
Назначение детского сада - не только брать под надзор детей  дошкольного
возраста, но упражнять их душу,  укреплять  тело,  развивать  чувства  и
пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми, направляя сердце
к первоначальному источнику жизни - единению. Одним из важных факторов в
деле  воспитания  Ф.  считает  речь.  По   его   мнению,   игра   должна
сопровождаться беседой или  пением  и  детям  всегда  должна  быть  дана
возможность высказываться. В настоящее время фребелевские  детские  сады
завоевали себе  право  на  существование  во  всех  культурных  странах.
Сочинения Ф. появились в издании Ланге (Берлин, 1874) и  Зейделя  (Вена,
1883). См. Hanschman, "Friedrich Frobel" (1875);  (Goldamer,  "Friedrich
Frobel, der Begrunder der Kindergartenerziehung" (Б., 1880); С.  Casson,
"Fr. Fr. u. die Padagogik des Kindergartens" (Вена); Hagen. "Fr. Fr.  im
Kampf um den Kindergarten" (Лпц., 1882); Posche,  "Fr's  Menschenbildung
als System" (Гамбург, 1862); Reinecke, "Fr. Fr's Leben  u.  Lehre"  (Б.,
1885);  Dr.  Schmidt,   "Encykiopadie   des   gesammten   Unterrichts-u.
Erziehungswesens" (Гота).
   Френель (Augustin Jean Fresnel) -  один  из  величайших  физиков  XIX
столетия, р. 10 мая  1788  г.  в  Брольи  (Broglie,  в  департ.  Eure  в
Нормандии) в семье архитектора Ф.,  одного  из  строителей  Шербургского
рейда. Ф. медленно развивался, восьми лет еле умел читать и лишь в  1801
г. поступил в центральную школу в Кане (Саеn); в 1804 г.  Ф.  перешел  в
политехническую  школу  в  Париже,  где   необыкновенными   успехами   в
математике вскоре обратил на себя внимание преподавателей, в особенности
знаменитого Лежандра, с которым потом соединяла его  тесная  дружба.  Из
политехнической школы Ф. перешел в  школу  путей  сообщения  (Ecolе  des
ponts  et  Chaussees).  Получив  звание  инженера,  Ф.,   по   поручению
правительства, более 8 лет деятельно занимался  инженерными  работами  в
Вандее, Дроме и Иль-е-Вилене (Vendee, Drome,  Ilе-et-Villaine).  Ф.  был
убежденный роялист и потому  отставлен  был  в  1815  г.  Наполеоном  от
должности,  и  переселился  в  Париж,  где   продолжал   пребывать   под
полицейским надзором. К этому времени относится начало знаменитых  работ
Ф. по теории света, составивших эпоху в истории физики и  продолжавшихся
до 1824 г.  По  втором  возвращении  Бурбонов  Ф.  снова  получил  место
инженера  по  надзору  за  мостовыми  Парижа,  должность  репетитора   в
политехнической школе, а позже  занял  и  должность  секретаря  комиссии
маяков. В 1823 г. Ф. был избран в члены парижской академии наук, в  1825
г. в члены лондонского королевского общества, которое затем  в  1827  г.
удостоило его высшей награды - медали Румфорда. Здоровье Ф. всегда  было
слабым; упорные труды надорвали его здоровье и в 1824 г. он,  вследствие
кровохаркания, должен был оставить место  репетитора  в  политехнической
школе. Последние годы  жизни  Ф.  посвятил  усовершенствованию  маячного
освещения. В 1827 г. Ф. перевезли в Билль д'Авре (у Парижа),  где  он  и
скончался 14 июля 1827 г.
   Первую свою работу по дифракции света Ф. передал парижской академии в
1815 г.; в следующие 2 года он дал ряд дополнений к ней и 29  июля  1818
г. представил академии сводку всех своих  исследований  по  дифракции  в
виде работы "Memoire sur la difiraction de la lumiere".  Отчет  об  этой
работе  поручен  был  Арого  и  Пуансо;  из  них  первый   с   восторгом
приветствовал исследование молодого  ученого,  и,  под  влиянием  Арого,
работа Ф. награждена  была  в  1819  г.  премией  академии.  Ученый  мир
находился  в  то  время  под  влиянием  работ  Био,  который  с  большим
остроумием давал объяснение явлений дифракции, исходя  из  представлений
Ньютоновой теории истечения. Тем более поразила всех работа Ф.,  который
воспользовался  почти  забытой  теорией  волнообразного  распространения
световых колебаний в эфире. Объяснение явления дифракции с точки  зрения
волнообразной теории  дано  было  еще  Юнгом  (1804  г.),  но  последний
ошибочно предполагал, что дифракция  является  следствием  интерференции
лучей непосредственно прошедших и лучей отраженных от края  препятствия.
Ф. же, воспользовавшись принципом Гюйгенса, ввел в  рассмотрение  волны,
исходящие из  всякой  точки  отверстия,  и  явление  дифракции  объяснил
совокупным действием всех этих волн на  эфирные  частицы.  Расчет  этого
совокупного действия представлял значительные математические  трудности,
который Ф. блестяще преодолел. Теория Ф. была столь совершенна, что даже
противник  его  Био,  всеми  силами   стремившийся   поддержать   теорию
истечения, должен был признать, что Ф. удалось "в своих формулах  теперь
и  навсегда  установить  взаимозависимость  этих  явлений"  (дифракции).
Применение Юнгова  принципа  интерференции  дало  затем  Ф.  возможность
объяснить старое противоречие между прямолинейным распространением света
и принципом  Гюйгенса.  Упомянутые  выше  работы  Ф.  не  подорвали  еще
значения теории  истечения;  последняя  могла  почти  столь  же  стройно
объяснить дифракцию, но она не сумела вовлечь  в  свою  систему  явления
поляризации, который Ф. в своих последующих работах блестяще  истолковал
с точки зрения эфирной теории. В то время  открыты  были  Арого  явления
хроматической поляризации и с 1816 по 1819 г.  Ф.  один  и  совместно  с
Арого  исследует  эти  явления,  рассматривая   их   как   интерференцию
поляризованного света. Основной результата Ф., что лучи,  поляризованные
в перпендикулярных плоскостях, не могут интерферировать привел его  к  в
высшей степени важному выводу - к предположению о поперечности  световых
колебаний. Это предположение было  очень  смело  и  на  него  обрушились
Лаплас,  Пуассон  и  другие,  которые  не  могли  допустить  возможность

Страницы: «« « 3250   3251   3252   3253   3254   3255   3256   3257   3258  3259   3260   3261   3262   3263   3264   3265   3266   3267   3268  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь