|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3243 3244 3245 3246 3247 3248 3249 3250 3251 3252 3253 3254 3255 3256 3257 3258 3259 3260 3261 » »» политико-экономических служили для народовцев побуждением искать
сотрудничества Ф. в их органах. Понемногу между Ф. и народовцами
установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими даже в
главные редакторы их литературно-научного органа "Зоря". Два года Ф. вел
"Зорю" очень успешно, привлек в сотрудники ее всех талантливейших
писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к
униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой "Панськi жарти"
("Барские шуточки"), в которой идеализирован образ старого сельского
священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г.
наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от редакции;
другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Ф. к русским
писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка, и многое
издавал), в которой малор. шовинизму чуялось москалефильство. Высшую
симпатию Ф. нашел зато у малороссов Украины, где его сборник стихов: "З
вершин i низин" ("С высот и долов", 1887, 2 изд. 1892) многими
переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни
рабочего люда: "В потi чола" (1890; есть рус. пер. "В поте лица", СП б.,
1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был
на расхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в "Киевской Старине",
под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали
искать его сотрудничества и напечатали, напр., его антииезуитскую
повесть "Миссия" ("Ватра", 1887). Ее продолжение, "Чума" ("Зоря", 1889;
3 изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Ф. так
как герой повести
- чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Ф. в
националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся
в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и
австрийским правительством заставило Ф., Павлика и всех прогрессивных
малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию. По соглашению
1890 г. (это так назыв. "новая эра") малорусский язык приобретал в
Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до унив.
включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось
обязательство жертвовать интересами крестьян, поддерживать унию с Римом
и подавлять руссофильство. Партия строгих демократов, организованная Ф.
и Павликом для противовеса "новой эре", приняла название
"русько-украiнська радикальна партия"; ее орган "Народ" (1890 - 95), в
котором Ф. писал очень много публицистических статей, существовал до
смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда
профессором); теперь вместо "Народа" эта очень усилившаяся партия
располагает другими газетами и журналами. "Народ" проповедовал
беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для
поднятия крест. благосостояния считал введение общинного землевладения и
артелей; идеалы германского социализма представлялись "Народу" нередко
чем-то казарменным, "вроде Аракчеевских военных поселений" (слова
Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс -
бесчеловечной; Ф. кончил тем, что стал популяризовать (в "Життi i
Слови") английское фабианство. В религиозном отношении "Народ" был ярым
врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении "Народ"
так же крепко держался малорусского языка, как и "новоэристы", и считал
употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил
такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал
борьбу против шовинизма и руссоедства. В полемике "Народа" против
узконационалистической "Правды" наиболее едкие статьи принадлежали Ф.;
изданный им том политических стихотворений ("Нiмеччина", "Ослячi вибори"
и т. п.) еще более раздражал националистов. Усиленная публицистическая
деятельность и руководство радикальной партией велись Ф. совершенно
бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной
работой в газетах польских. В первые два года издания "Народа" почти
прекратились, поэтому, беллетристическое творчество Ф. и научные его
занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф.
разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. изд. сборник
"Зiвяле листье" - "Увядшие листья" - нежно-меланхолич., любовного
содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht).
Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым занятиям, вновь
записывается в львовский унив., где намечается проф. Огоновским в
преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом
доканчивает историко-филологическое образование в венском университете
на семинариях у акад. Ягича, издает (1894) обширное исследование об
Иоанне Вышенском докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф", издает (с
1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал "Життье i Слово",
печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной
вступительной лекции Ф. в львовском унив., профессорский сенат избрал
его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог
радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя "ярмо
барщины" (так он называл обязательную работу в польских газетах ради
куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и
литературе. Однако, галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил
до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме".
Тяжелое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике
стихотворений: "Мий Iзмарагд" (1898, сост. по образцу древнерусских
"измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что
он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет
ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его
не любит. Испорченность польскошляхетского общества Ф. обрисовал в
романах "Основи суспильности" = "Столпы общества", "Для домашнього
огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и др. Такие произведения, как
"Основи суспильности", истолковывались польскими врагами Ф. в смысле
осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.
Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче, по случаю
его юбилея: "Der Dichter des Verraths" (в венск. журн. "Zeit"). Всеобщее
негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты
и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к
существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских
("Киевск. Стар.", "Сев. Курьер"), но этого случайного заработка было
недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от темной квартиры и
голодная смерть с семьею. Как раз к этому времени "Ученое общество имени
Шевченка во Львове" получило, под председательством проф. Грушевского,
прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и
литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в
число главных работников был привлечен Ф. С 1898 г. он состоит
Страницы: «« « 3243 3244 3245 3246 3247 3248 3249 3250 3251 3252 3253 3254 3255 3256 3257 3258 3259 3260 3261 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |