Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3243   3244   3245   3246   3247   3248   3249   3250   3251  3252   3253   3254   3255   3256   3257   3258   3259   3260   3261  » »»

политико-экономических  служили  для   народовцев   побуждением   искать
сотрудничества Ф.  в  их  органах.  Понемногу  между  Ф.  и  народовцами
установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими  даже  в
главные редакторы их литературно-научного органа "Зоря". Два года Ф. вел
"Зорю" очень  успешно,  привлек  в  сотрудники  ее  всех  талантливейших
писателей из Украины  российской,  а  примирительное  свое  отношение  к
униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой  "Панськi  жарти"
("Барские шуточки"), в которой  идеализирован  образ  старого  сельского
священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в  1887  г.
наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от  редакции;
другим народовцам не нравилась также  чрезмерная  любовь  Ф.  к  русским
писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка,  и  многое
издавал), в которой малор.  шовинизму  чуялось  москалефильство.  Высшую
симпатию Ф. нашел зато у малороссов Украины, где его сборник стихов:  "З
вершин i  низин"  ("С  высот  и  долов",  1887,  2  изд.  1892)  многими
переписывался и заучивался на  память,  а  сборник  рассказов  из  жизни
рабочего люда: "В потi чола" (1890; есть рус. пер. "В поте лица", СП б.,
1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот  экземпляров,  был
на расхват раскуплен. Кое-что он начал помещать  в  "Киевской  Старине",
под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции  народовцы  поневоле  продолжали
искать  его  сотрудничества  и  напечатали,  напр.,  его  антииезуитскую
повесть "Миссия" ("Ватра", 1887). Ее продолжение, "Чума" ("Зоря",  1889;
3 изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с  Ф.  так
как герой повести
   -   чрезвычайно   симпатичный   священник-униат;   участие    Ф.    в
националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся
в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и
австрийским правительством заставило Ф., Павлика  и  всех  прогрессивных
малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию. По соглашению
1890 г. (это так назыв.  "новая  эра")  малорусский  язык  приобретал  в
Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до унив.
включительно,  но  зато   на   малорусскую   интеллигенцию   возлагалось
обязательство жертвовать интересами крестьян, поддерживать унию с  Римом
и подавлять руссофильство. Партия строгих демократов, организованная  Ф.
и   Павликом   для   противовеса   "новой   эре",    приняла    название
"русько-украiнська радикальна партия"; ее орган "Народ" (1890 -  95),  в
котором Ф. писал очень много  публицистических  статей,  существовал  до
смерти  Драгоманова  (он  присылал  статьи  из  Софии,  где  был   тогда
профессором);  теперь  вместо  "Народа"  эта  очень  усилившаяся  партия
располагает  другими  газетами   и   журналами.   "Народ"   проповедовал
беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для
поднятия крест. благосостояния считал введение общинного землевладения и
артелей; идеалы германского социализма представлялись  "Народу"  нередко
чем-то  казарменным,  "вроде  Аракчеевских  военных  поселений"   (слова
Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию  масс  -
бесчеловечной; Ф. кончил  тем,  что  стал  популяризовать  (в  "Життi  i
Слови") английское фабианство. В религиозном отношении "Народ" был  ярым
врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении "Народ"
так же крепко держался малорусского языка, как и "новоэристы", и  считал
употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но  выводил
такую необходимость из  мотивов  чисто  демократических  и  провозглашал
борьбу против  шовинизма  и  руссоедства.  В  полемике  "Народа"  против
узконационалистической "Правды" наиболее едкие статьи  принадлежали  Ф.;
изданный им том политических стихотворений ("Нiмеччина", "Ослячi вибори"
и т. п.) еще более раздражал националистов.  Усиленная  публицистическая
деятельность и руководство  радикальной  партией  велись  Ф.  совершенно
бесплатно;  средства  к  жизни  приходилось  добывать  усердной  платной
работой в газетах польских. В первые два  года  издания  "Народа"  почти
прекратились, поэтому, беллетристическое творчество  Ф.  и  научные  его
занятия; времени, свободного от  публицистики  и  политики,  хватало  Ф.
разве на короткие лирические  стихотворения  (в  1893  г.  изд.  сборник
"Зiвяле  листье"  -  "Увядшие  листья"  -  нежно-меланхолич.,  любовного
содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge  mir  nicht).
Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым  занятиям,  вновь
записывается в  львовский  унив.,  где  намечается  проф.  Огоновским  в
преемники по кафедре  древнерусской  и  малорусской  словесности,  потом
доканчивает историко-филологическое образование в  венском  университете
на семинариях у акад. Ягича,  издает  (1894)  обширное  исследование  об
Иоанне Вышенском докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф",  издает  (с
1894  г.)  литературно-историко-фольклорный  журнал  "Життье  i  Слово",
печатает старорусские  рукописи  и  т.  д.  В  1895  г.,  после  удачной
вступительной лекции Ф. в львовском унив.,  профессорский  сенат  избрал
его  на  кафедру  малорусской  и  старорусской  литературы,  и  Ф.   мог
радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить  с  себя  "ярмо
барщины" (так он называл обязательную работу  в  польских  газетах  ради
куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело  родной  науке  и
литературе. Однако, галицкий наместник граф Казимир Бадени  не  допустил
до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме".
Тяжелое  пессимистическое  настроение  Ф.  выразилось  в  его   сборнике
стихотворений: "Мий Iзмарагд"  (1898,  сост.  по  образцу  древнерусских
"измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил,  что
он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а  просто  будет
ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя  его
не любит.  Испорченность  польскошляхетского  общества  Ф.  обрисовал  в
романах "Основи  суспильности"  =  "Столпы  общества",  "Для  домашнього
огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и  др.  Такие  произведения,  как
"Основи суспильности", истолковывались польскими  врагами  Ф.  в  смысле
осуждения не только польского дворянства, но и всего  польского  народа.
Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче,  по  случаю
его юбилея: "Der Dichter des Verraths" (в венск. журн. "Zeit"). Всеобщее
негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты
и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств  к
существованию оставалась работа в журналах  немецких,  чешских,  русских
("Киевск. Стар.", "Сев. Курьер"), но  этого  случайного  заработка  было
недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от  темной  квартиры  и
голодная смерть с семьею. Как раз к этому времени "Ученое общество имени
Шевченка во Львове" получило, под председательством  проф.  Грушевского,
прогрессивный  характер  и  предприняло  несколько   серий   научных   и
литературных изданий; работа в этих  изданиях  стала  оплачиваться  и  в
число  главных  работников  был  привлечен  Ф.  С  1898  г.  он  состоит

Страницы: «« « 3243   3244   3245   3246   3247   3248   3249   3250   3251  3252   3253   3254   3255   3256   3257   3258   3259   3260   3261  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь