Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3247   3248   3249   3250   3251   3252   3253   3254   3255  3256   3257   3258   3259   3260   3261   3262   3263   3264   3265  » »»

Реставрация  прежних  порядков  сопровождалась  отчасти  восстановлением
м-рей и орденов; однако,  большинство  политических  перемен  XIX  в.  -
образование  южно-америк.  республик,   объединение   Италии,   создание
Германской империи и  следовавшая  за  ней  так  называемая  "культурная
борьба",  установление   республики   во   Франции   -   рассматриваются
правоверными католическими историками как события, гибельные для роста и
значения  орденов.  В  эпоху  ограничения  прав  Ф.  ордена  со  стороны
государственной власти в Германии, Франции и Италии, значительная  часть
францисканцев переселилась в Англию и Соединенные Штаты. Численность  их
сильно уменьшилась с конца XVIII в.; тогда насчитывалось их до 150000, а
по данным 1862 г. число францисканцев всех категорий не превышает  45000
чел.; в 1884 г. оно не достигало даже 25000 чел. Ср.  Wadding,  "Аnnales
ordinis Minorum" (Лион, 1629 -  1654  и  Рим,  1731  -  1860);  его  же,
"Scriptores ordinis minorum" (Рим, 1650); "Bullarium Franciscanum" (I  -
IV, Рим, 1759 - 68; V - 1896); Gonzag,  "Historia  Seraphica"  (там  же,
1587);  многочисленные  статьи  Эрле  в  "Archiv  fur   Litteratur   und
Kirchengeschichte des Mittelalters" (Б.,  1861  сл.)  и  в  "Wetzer  und
Welte's Kirchenlexicon" (IV  т.);  Beuter,  "Geschichte  der  religiosen
Aufklarung im Mittelalter" (т. I - II,  Б.,  1877);  Thode,  "Franz  von
Assisi und die Anfange der Kunst der  Renaissance  in  Italien"  (Берл.,
1885);  Tocco,   "L'eresia   nel   mеdio   еvо"(Флоренция,   1884);   С.
Котляревский, "Францисканский орден и римская курия в  XIII  и  XIV  в."
(М., 1901).
   С. К.
   Фраунгофер (Joseph Fraunhofer) - знаменитый оптик (1787 - 1826),  сын
бедного стекольщика. По смерти  отца  Ф.  12  лет  поступил  учеником  к
мюнхенскому фабриканту зеркал. Свободные  от  работы  часы  Ф.  посвящал
чтению и самообразованию. По выходе из ученья  он  приобрел  машину  для
шлифовки оптических стекол, но  принужден  был  добывать  себе,  однако,
средства гравировкой визитных карточек. В эту пору жизни Ф. чуть было не
погиб под развалинами обрушившегося дома,  в  котором  жил,  но,  будучи
освобожден из под развалин здоровым и невредимым, обратил на себя особое
внимание  баварского  короля  Максимилиана-Иосифа,  который   помог   Ф.
получить дальнейшее математическое образование. 20  лет  Ф.  поступил  в
знаменитую  физикооптическую  мастерскую   Рейхенбаха   и   Утцшнейдера.
Благодаря своей талантливости, трудолюбию и знаниям, Ф. вскоре  стал  во
главе   мастерской,   а   впоследствии   и    владельцем    ее.    Кроме
усовершенствований, введенных Ф. в  приготовление  оптических  стекол  и
особенно  ахроматических  больших  объективов,  кроме  изобретенных   им
гедиометра и окулярных микрометров, Ф. оставил два классических  научных
исследования.   В   мемуаре   "Bestimmung   d.    Brechungs    und    d.
FarbenzerstreungsVermogens verschiedener  Glasarten,  in  Bezug  auf  d.
Vervollkommung achromatischer Fernrohre" ("Denkschrif. Munchen.  Acad.",
т. V, 1814 - 1815) Ф. упоминает впервые о постоянных  линиях  солнечного
спектра (впоследствии названных Фраунгоферовыми линиями, дает  подробный
рисунок солнечного спектра и указывает на пользование этими линиями  при
определении показателей преломления оптических средин. В другом  мемуаре
"Neue Modification d. Lichts durch gegenseitige Einwirkung  und  Beugung
d. Strahlen und Gesetzte derselben" ("Denksch. Munchen. Acad.", т. VIII,
1821 - 1822) Ф. описал явление в оптической диффракционной  сетке  и  ее
применение к определению длины световых волн. За услуги, оказанные науке
и технике, Ф. поставлен в Мюнхене памятник.
   П. Е.
   Фрахт. -Ф.  (fret,  nolis)  называется  плата  за  перевозку  грузов,
взимаемая судовладедьцами, занимающимися  перевозкою  в  виде  промысла.
Иногда под этим словом разумеют и  плату  за  перевозку  пассажиров  или
перевозку  сухопутную;  но  технически  Ф.  означает  только  плату   за
перевозку грузов, и  притом  по  воде.  В  торговом  балансе  известного
государства Ф. играет видную роль; примером тому может  служить  Англия,
благоприятный баланс коей зависит  от  тех  огромных  прибылей,  которые
реализуются  англичанами  на  всемирном  рынке  в  виде  Ф.  В  биржевых
бюллетенях морские Ф. отмечаются наравне с ценами на  различные  товары.
Ф. различается брутто и нетто: первый - вся сумма, получаемая  арматором
за перевозку грузов, второй  -  та  же  сумма  за  вычетом  расходов  на
арматорство и постепенного уменьшения  капитальной  стоимости  судна  от
изнашивания его корпуса и принадлежностей. Исчисляется Ф.  различно:  за
рейс в один конец, или туда и обратно  (причем  тут  возможен  или  один
общий Ф., или же два независимых и отдельных), или за определенное время
пользования судном. По перевозимому  грузу  бывает  Ф.  пропорциональный
весу,  объему,  количеству  мест,  исчисляемый  грузовыми  тоннами   или
огульный за весь  груз.  Ф.  платится  фрахтователем  и  определяется  в
различных  документах,  сопутствующих  заключению  фрахтового   договора
(цертепартии, коносаменте); но фрахтователь может  заключить  условие  о
платеже Ф. адрессатом по получении перевезенного товара; в таком  случае
арматор приобретает двух верителей по уплате Ф., связанных друг с другом
солидарною ответственностью;  при  неполном  удовлетворении  фрахтовщика
адрессатом, он сохраняет право регресса на оставшуюся часть. Получать Ф.
управомочены или арматор (фрахтовщик), или  его  шкипер,  действующий  в
этом отношении в качестве поверенного. Обыкновенно  Ф.  уплачивается  по
окончании перевозки, в порте назначения, по приеме груза,  фрахтователем
или его адрессатом.  Если  Ф.  полностью  или  частью  уплачен  в  порте
отправления, то говорят об авансе Ф. Аванс бывает с возвратом, если груз
не будет доставлен в порт  назначения,  или  без  возврата.  Дозволяется
платить Ф. не сразу по приеме товара,  а  через  весьма  короткий  срок,
устанавливаемый обычаем (напр. 24 часа). В случае неуплаты Ф., шкипер не
имеет права задержать груз на судне, но обязан сдать его  или  в  склад,
или в таможню, если он подлежит очистке  пошлиною.  Из  этих  учреждений
груз выдается адрессату лишь по уплате Ф. При оговорке о принятии  груза
без проверки, последний сдается по коносаменту и на  фрахтователи  лежит
обязанность доказать, что недостача произошла  по  вине  шкипера.  Порча
груза в пути, уменьшающая его ценность, но происходящая от присущих  ему
свойств или  от  несчастного  случая,  не  освобождает  фрахтователя  от
платежа условленного фрахта. Запоздание судна влечет за собой возмещение
убытков, но если причиной его был несчастный  случай,  Ф.  остается  без
изменения. Гибель груза по вине капитана,  экипажа  или  от  несчастного
случая освобождают фрахтователя от платежа фрахта, если только  не  было
особого соглашения о платеже Ф., независимо от морского риска. В  первом
случае говорят о fret espere и е faire, во втором - о fret  acquis.  Ф.,
подобно судну, составляет один из элементов морского имущества  арматора
(fortune de mer), обусловливающего  предельную  ответственность  его  по

Страницы: «« « 3247   3248   3249   3250   3251   3252   3253   3254   3255  3256   3257   3258   3259   3260   3261   3262   3263   3264   3265  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь