Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3258   3259   3260   3261   3262   3263   3264   3265   3266  3267   3268   3269   3270   3271   3272   3273   3274   3275   3276  » »»

форму треугольника, ограниченного с боков двумя наклонными карнизами,  а
снизу главным карнизом здания.  Узкие  стороны  античных  храмов  всегда
оканчивались вверху невысоким Ф., треугольное поле или  тимпан  которого
бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на  себе
края двускатной крыши сооружения. В последнюю  пору  римского  искусства
явились  Ф.  другой  формы,  перешедшие  потом   в   архитектуру   эпохи
Возрождения, а именно такие,  в  которых  наклонные  карнизы  заменяются
одним непрерывным дугообразным карнизом, так  что  образуется  тимпан  в
виде сегмента  круга  (циркульный  Ф.).  В  позднейшее  время  форма  Ф.
уразнообразилась еще более: явились Ф. в виде трапеции,  Ф.  с  боковыми
карнизами, не сходящимися вверху и оставляющими  между  своими  верхними
концами  (иногда  переходящими  в  волюты)  свободное  пространство  для
помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо  другого  украшения
(прерванный Ф., fronton brise), Ф. в форме равностороннего  треугольника
и др. Такие Ф. устраиваются преимущественно  не  над  фасадами,  но  под
окнами, дверями и крыльцами.
   Фуга - высшая форма полифонного стиля,  развившаяся  из  имитации.  В
двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится  тема,  но
только по известным установившимся  правилам.  Приемы  проведения  темы,
установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в строе квинтою  выше  строя
темы, т. е. ответ), являлись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (ум.  в
1604 г.), в органных ричеркари, а также  у  Джованни  Габриели  (1557  -
1613), представителя венецианской  школы,  в  его  французских  канцонах
(Canzone alla francese). Вообще, во второй венецианской школе  развилась
форма Ф. Из композиторов, подготовивших полный  расцвет  Ф.  замечателен
Александр Польетти, умерший в 1683 г., за два года  до  рождения  И.  С.
Баха. Его фуги; по  зрелости  формы,  уже  приближаются  к  фугам  Баха.
Зародившаяся  и  сложившаяся  в  Италии  Ф.  обязана  дальнейшим   своим
развитием германским  композиторам.  Тема  для  Ф.  должна  иметь  форму
небольшого предложения в главном строе. В ней допускается  модуляция,  в
строе на квинту  вверх,  только  в  конце  она  должна  быть  мелодична,
характерна, удобна для полифонической работы. Объем  темы  не  превышает
октавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко  запомнить
и узнавать в продолжение всей Ф. Длинная  тема  возможна  только  в  том
случае, когда она имеет характер секвенции. Для  темы  достаточно  трех,
четырех или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна  тема
и в восемь тактов. Характерною можно назвать ту тему,  которая  выдается
своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным,  но  не  пестрым
ритмом. В простой Ф. тема должна быть одноголосной.  Ф.  распадается  на
три части, но границы этих частей часто очерчены не  особенно  рельефно.
Более применяется Ф. четырехголосная, 1-я часть ее  начинается  темою  в
одном из голосов. По  окончании  ее  вступает  другой  голос,  с  точной
имитацией темы в строе квинтою выше. Тема  в  главном  строе  называется
вождем (dux), тема в строе квинтою выше или ответ -  спутником  (comes).
Голос, начавший Ф. вождем, продолжает двигаться в то время, когда другой
голос берет спутника. Контрапункт, исполняемый первым голосом  во  время
спутника, называется противусложением, которое часто пишется  в  двойном
контрапункте, имея в виду в продолжении Ф. помещать  противусложение  то
снизу, то сверху темы. Противусложение должно ритмически  отличаться  от
темы, чтобы давать последней рельеф. После вступления вождя и  спутника,
оба голоса исполняют небольшую  двухголосную  интермедию  в  ритмическом
характере предыдущих тактов.  После  этой  двухголосной  интермедии  или
промежуточного предложения в  два  или  четыре  такта,  вступает  третий
голос, исполняющий вождя, а затем четвертый голос, исполняющий  спутника
на фоне трех других контрапунктирующих голосов. После  этого  проведения
темы по всем четырем голосам, называемого  полным  проведением,  следует
четырехголосная  постлюдия  или  заключительное  предложение,  в   строе
квинтою выше строя вождя. Этим  заканчивается  первая  часть  Ф.  Иногда
появление темы в первой части бывает следующее: вождь, спутник, спутник,
вождь. Такой порядок чередования называется инверсией.  При  этом  между
спутниками нет интермедии или же она бывает очень коротка. В этой  части
тема является только в главном строе Ф., т.  е.  начальном,  и  в  строе
квинтою выше от главного. В других строях тема является во второй части.
Если тема, прошедшая по всем голосам в первой части,  появляется  еще  в
одном из четырех голосов, то такой прием  называется  проведением  сверх
меры. Во второй части тема проводится в  разных  строях,  находящихся  с
главным строем Ф. в первой степени сродства и  очень  редко  во  второй.
Иногда соблюдается квинтовое отношение между темой и ее имитацией. Кроме
того, в этой части прибегают к увеличению темы, придавая  вдвое  большую
длительность каждой ноте темы,  к  уменьшению,  придавая  вдвое  меньшую
длительность каждой ноте темы, к исполнению темы,  придавая  каждому  ее
интервалу направление обратное прежнему (напр., если тема шла на  кварту
вверх, секунду вниз, терцию вверх и т.  д.,  то  при  новом  приеме  она
пойдет на кварту вниз,  секунду  вверх,  терцию  вниз  и  т.  д.)  Между
появлениями  темы  должны  применяться  интермедии.  В  этой  же   части
применяется стретто.  Вторая  часть  оканчивается  органным  пунктом  на
доминанте главного строя. Над этим органным пунктом хорошо брать стретто
из темы Ф. Третья часть начинается темой в главном строе. Она проводится
по всем голосам в главном строе, иногда является в  строе  субдоминанты;
чаще ее проведение делается сжатым  стретто.  Ф.  оканчивается  органным
пунктом на тонике. Во второй  и  третьей  частях  допускаются  некоторые
вольности  относительно  интервалов  темы,  а  также  укорачивание   или
удлинение первой ноты темы. Кроме того, она может  менять  место  своего
вступления; напр. если тема вступала на сильном времени,  то  она  может
вступать на бывшем сильном времени или  даже  на  слабом.  Это  тактовое
перемещение  называется  in  contrario  tempore.  Точная  имитация  темы
соблюдается в особенности в первой части Ф., но для большей  мягкости  в
спутнике иногда делаются изменения. Эти изменения, в  самом  начале  или
конце темы спутника, основаны на том, что ноты  доминантового  трезвучия
строя вождя заменяются нотами субдоминантового трезвучия строя спутника;
напр.  когда  вождь  начинается  тоникой  и   вводным   тоном   (терцией
доминантового трезвучия), то спутник берет тонику  нового  строя  и  его
шестую  ступень  (терцию  субдоминантового   трезвучия).   Когда   вождь
начинается с тоники и  доминанты  или  прямо  с  доминанты,  то  спутник
начинается  с  тоники  нового  строя  и   субдоминанты   или   прямо   с
субдоминанты;  затем  следует  возвращаться  в  спутнике  к  такому   же
чередованию ступеней, как в вожде. Когда вождь модулирует в конце темы в
строе доминанты, то спутник, приблизительно в том же месте, модулирует в
тон субдоминанты строя спутника. Ф., в которой спутник является  строгой
имитацией  вождя,  называется  реальной;  если  же  спутник  видоизменен

Страницы: «« « 3258   3259   3260   3261   3262   3263   3264   3265   3266  3267   3268   3269   3270   3271   3272   3273   3274   3275   3276  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь