Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3264 3265 3266 3267 3268 3269 3270 3271 3272 3273 3274 3275 3276 3277 3278 3279 3280 3281 3282 » »» восточного князя, современника Ардехира Бабекана; около 230 г. по Р. Хр. Но Моисей Хоренский допустил анахронизм, и едва ли титул "хакана" встречается ранее V в. Мусульманские историки и поэты для обозначения государей татарских народов всегда пользуются словом "хакан", а не Х. Фирдоуси называет так даже китайского императора. У хазар государи тоже носили титул "хаганов". Что касается Азии, то до открытия в 1889 г. колонн 733, 735 и 784 гг., упоминающих о "хохане" тукюэ точных сведений о титуле Х. не существовало. После разрушения империи тукюэ уйгурами, в 744 г., уйгурские государи приняли титул "tengri khakan", "небесных хаканов", встречающийся и у китайских императоров тюркского происхождения (tien kho-han). До XII в. таким образом слово хакан употреблялось для обозначения верховного властелина тукюэ, уйгуров, монголов, даже китайцев и маньчжуров. На монетах у монголов встречается форма "kaan" (этимология неизвестна) в смысле "хакан". "Великий Х." у Марко Поло назван неправильно; должно быть: "великий хакан". Слово Х., означающее просто "господин", встречается в истории лишь с XI в. Китайские историки упоминают об этом титуле татарского происхождения в глубокой древности; он существовал у тобатов. Лин-Хан, царствовавший на севере Монголии в III в., был 67-м царем тобатов и назывался Х. Другой царь Или-хан, жил около 312 г. Некоторые властители жужан, например, Хото-хан, убитый в 385 г., тоже носили титул Х. Следы его сохранились поныне в китайском выражении maha-han, "великий Х.", в сокращенном виде ma-ha, mo-ho, "великий"; у уйгуров Moho. У монголов Богдо-(священный)-хан- звание китайского императора. Таким образом, слово Х. существовало в одно время со словом "хакан". Если исключить собственные имена: Замер-хан, Бу-Хан и др., переданные византийцами и, может быть, заключающие в себе слово Х., то следует признать, что титул Х. становится известным европейским историкам со времени появления турок-сельджуков в 1037 г. и употреблялся, главным образом, монголами на монетах. Встречаются Х. у Илеков, Х. Золотой Орды, Кипчакские, Крымские, Джагатайские и др. У некоторых монгольских государей титул Х. составлял часть собственного имени (напр. ЧингисХ.). Константинопольские султаны приняли оба титула хана и хакана. Баязет I и Мохаммед I называются Х. и султанами. Титул "хакана обоих морей", употребляющийся и теперь у османов, впервые возникает при Мураде III в 1575 г. Индийские государи и великие моголы назывались "пресветлыми Х., верховными хаканами". Джи-ган-Гир принял титул khan khanan, "Х. ханов". - Производные от Х.: ильхан (властитель земель или народов), титул персидских монархов; тархан, этимологический смысл неизвестен, титул вассальных князей; гурхан (по китайски go-han) значит "властитель мира", титул, принятый Тамерланом и некоторыми его преемниками, напр. Улуг-беком. У арабских географов встречается еще название ирхан, титул главы некоторых тюркских племен, и илек-Х., "верховный властитель", титул тюркских и уйгурских князей, от которого получила свое название целая династия. В средневековых хрониках встречается слово кархан (черный Х.), в славянских источниках - улу-Х. (благородный Х.). Супруги Х. носили титул "ханум". У турок-османлисов "ханум" значит "принцесса, благородная женщина", или просто "дама". Ср. Colebrooke, "On Imperial Titles" (1877)"; Т. de Lacouperie, "Khan, khakan and other titles" (1888); Klaproth, "Sur le Titre de Gourkhan" (1828). В Закавказском крае при персидском владычестве Х. назывались наследственные правители отдельных провинти) каковыми были напр. карабахский Х., шекинский Х., нахичеванский Х. и пр.; но бывали случаи, когда персидские шахи жаловали титул Х. и не владетельным особам и даже лицам невысокого происхождения. Русское правительство всех закавказских Х. признало в звании лиц привилегированного сословия, Слово Х., как звание или титул, употребляется после собственного имени, напр. Мустафа-хан. В народе слово Х. употребляется часто и в смысле персидского слова Х., означающего дом, конюшню, постоялый двор. В Казахском у., Елизаветпольской губ., Х. употребляется и в значение меры сыпучих тел и составляет 1/30 часть тагара, т. е. от 33 фн. до 1 пуда. Хандошкин (Иван) - первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765-1804). Сын бедного портного, Х., благодаря содействию мецената Л. А. Нарышкина, ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать с знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом. Вернувшись в Россию, Х. был сделан придворным камерным музыкантом. Написал более 100 сочинений для скрипки преимущественно вариаций на русские песни, приводившие в восторг высшее общество времен Екатерины II. Кроме того написал три сонаты. Сочинения его издавались в. ХVIII в. И. Д. Герстенбергом и даже позднее Ф. Стелловским. Несколько лет состоял на службе в дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г. А. Потемкина, уволен в 1785 г. и назначен в екатеринославскую музыкальную академию, которая должна была состоять при екатеринославском унив., оставшемся однако только в проекте. Музыкальная же академия существовала независимо от университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, отпускавшихся на нее из кабинета ее Величества, но после смерти кн. Потемкина (1791) дела академии пошатнулись и самое существование ее делалось сомнительным. Х. был в этой академии преподавателем и некоторое время даже начальником, замещая профессора Сарти, который нередко отлучался, получая от Потемкина различные командировки по музыкальным делам. Ср. "Архив дирекции императорск. театров" (вып. I, СПб., 1892); М. М. Владимиров, "Первое столетие г. Екатеринославля" (Екатеринослав, 1887); А. фон Доммер, "Руководство к изучении истории музыки" (с приложением очерка истории музыки в России З. Дурова, М., 1884); Вл. Михневич, "Очерк истории музыки в России" (СПб., 1879). Ханука (евр. = обновление, освящение) - еврейский праздник, установленный в память возобновления богослужения в иерусалимском храме в 165 г. до Р. Хр., после того как в течение нескольких лет оно было прекращено вследствие осквернения храма идолослужением по приказу сирийского царя Антиоха Епифана. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25 день мес. кислева 165 г. восстановили богослужение по своему закону. Сохранилось предание, что в храме чудесным образом был найден сосуд с священным елеем для возжигания семисвещника. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Х. посредством зажигания лампад или свечей в течение недели, начиная с 25 кислева. Хан-чжоу-фу - главн. гор. китайской провинции Чжэ-цзян. Расположен в низовьях р. Синь-ань или Цзянь-тан, впадающей в залив Хан-чжоу и Страницы: «« « 3264 3265 3266 3267 3268 3269 3270 3271 3272 3273 3274 3275 3276 3277 3278 3279 3280 3281 3282 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |