Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3297   3298   3299   3300   3301   3302   3303   3304   3305  3306   3307   3308   3309   3310   3311   3312   3313   3314   3315  » »»

Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных  суеверий
и церковных злоупотреблений. В 1518  г.  занял  должность  священника  в
цюрихском соборе и здесь в основу своих  проповедей  положил  Евангелие,
стремясь к реформе церкви  и  государства,  вооружаясь  против  торговли
индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону,  торговавшими
ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений
и религиозных диспутов Ц. развил основные  положения  своего  учения.  В
1522 г. он  произнес  проповедь  против  постов,  установленных  римскою
церковью ("О  свободе  выбора  пищи"),  и  в  послании  к  констанцскому
епископу высказался против безбрачия священников. 29 января  1523  г.  в
Цюрихе состоялся публичный  диспут,  основанием  для  которого  были  67
тезисов учения Ц. о Св. Писании, как  высшем  авторитете  в  религиозных
вопросах, об И. Христе, как о  единственном  истинном  посреднике  между
Богом и людьми, о вере, как единственном средстве  спасения,  о  церкви,
как союзе всех верующих, и  т.  д.  Диспут  этот,  устроенный  городским
советом Цюриха, окончился торжеством Ц. над  его  противником,  Фабером,
викарием констанц. епископа: цюрихский городской совет принял учение  Ц.
и стал самостоятельно распоряжаться церковными  делами  кантона,  вместо
констанцского епископа. Католическая  месса  и  поклонение  иконам  были
устранены,  богослужение  упрощено;  латинский  язык  заменен  немецким;
причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были  в  школы,
приюты и госпитали, монастырское  имущество  секуляризовано;  безобразие
духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Ц. женился на вдове Анне  Мейер.
В 1525 г. он издал свое исповедание веры,  под  названием  "De  vera  et
falsa religionе", в большей части пунктов сходное с учением  Лютера,  за
исключением вопроса о  причащении.  Чуждый  мистицизма,  Ц.  смотрел  на
евхаристию не как на таинство, а как на  воспоминание  об  искупительной
жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и  обряды,  которые
не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. устранял  все  то,
что не находило в нем  прямого  подтверждения.  Наконец,  по  вопросу  о
церковной   организации   Ц.,   будучи,   как    швейцарец,    носителем
республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а
Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему
управления церковью. Учение Ц.  и  реформация  в  Швейцарии  развивались
одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В  1528
г. Ц. писал: "я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа".  По
вопросу о причащении между Ц. и Лютером происходила полемика, в  которой
первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая
примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп  устроил
в 1529 г.  в  Марбурге  свидание  Лютера  и  Ц.  Первый  явился  туда  в
сопровождении  Меланхтона,  Ц.  -  со  своим  другом  и   последователем
Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел  к  соглашению  по
вопросу о причащении, вследствие упорства Лютера. Учение  Ц.  из  Цюриха
распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и  во
многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны -  Швиц,  Ури,
Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные  отношения
между католиками и последователями Ц. все более обострялись. Обе стороны
готовились к борьбе, заключая внешние  союзы.  В  1529  г.  борьба  была
отсрочена заключением в Kaппеле договора, по  которому  каждому  кантону
предоставлялось право устраивать церковные дела  по  своему  усмотрению.
Однако, вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября  1531  г.  между
цюрихцами  и  отрядами  католических  кантонов  произошло  сражение   на
Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты на голову, сам Ц.  убит.  Дело
его продолжил и упрочил его друг Буллингер, редактировавший  в  1536  г.
первое гельветское исповедание. - В 1838  г.  Ц.  поставлен  памятник  в
Каппеле.

   Литература. "Opera omnia lat. et germ. Z. cur. Schaler et Schulthess"
(Цюрих, 8 т., 1829-42; новое изд.  соч.  Ц.  предпринято  в  1901  г.  в
Берлине  Schwetschke,  под  ред.  Egli  и  Finster);  Myconius,  "De  D.
Huldrichi Zvinglii vita  et  obitu"  ("Oecolampadii  et  Huld.  Zvinglii
epistolarum    libri     quatuor",     Базель,     1536);     Bullinger,
"Reformationsgeschichte"  (Цюрих,  1838-40);  Morikofer,   "Ulrich   Z."
(1867-1869); Handesbagen, "Zur Charackteristik U. Zwingli's  und  seines
Reformationswerkes unter Vergl. mit Luther und Calvin" (Theol. Stud. und
Krit." 1862); Christoffel, "H.  Zwingli.  Leben  u.  ansgew.  Schriften"
(1857); Stahelin, "Z. und s. Reformationaswerk".
   П. П-ий.
   Юлий Цезарь (G. Julius Caesar) - знаменитый римский госуд. деятель  и
писатель. Родился, по словам древних историков,  в  100  г.  до  Р.  Хр.
Моммзен находит это несовместимым с карьерой Цезаря  и  предлагает,  без
достаточных оснований (согласно leges annales), 102 г. до  Р.  Хр.  Юлии
были патрицианским родом (существовали, впрочем, и плебейские  ветви)  и
играли немалую роль в истории Рима с древнейших времен. Древность  семьи
Цезарей установить трудно (первый известный относится к концу III в.  до
Р. Хр.); важной роли эта ветвь  в  политической  жизни  Рима  не  играла
(гораздо  заслуженнее  была  ветвь  Иулов).  Совсем  незначительны  были
Цезари, от которых происходил по прямой линии будущий диктатор; отец его
остановился в своей карьере на претуре.  С  материнской  стороны  Цезарь
происходил из семьи Котт, не  менее  знатного  рода  Аврелиев.  Отца  он
потерял 16 лет; с матерью сохранил  тесные  дружеские  отношения  до  ее
смерти в 54 г. Знатная, богатая и  культурная  семья  ставила  Цезаря  в
благоприятные  условия  внутреннего  развития;   тщательное   физическое
воспитание сослужило  ему  впоследствии  немалую  службу;  основательное
образование,  и  научное,   и   литературное,   и   грамматическое,   на
греко-римских основах, подготовило его и к  логическому  мышлению,  и  к
практической деятельности, и к литературной работе. Правильный, ясный  и
чистый язык его речей и литературных произведений вышел из школы  одного
из лучших грамматиков того времени, М. Антония Гнифона, автора  трактата
"О латинском языке", бывшего долгое  время  домашним  учителем  в  семье
Цезаря. От него Цезарь унаследовал интерес к научному занятию  латинским
языком. В родстве Цезарь был с целым рядом знатных  семей;  ближе  всего
стоял он в ранней юности к Г. Марию, женатому на  сестре  его  отца;  от
Мария, очевидно, шла та демократическая  традиция,  которая  так  твердо
проводилась Цезарем во все время его жизни. Mapий  и  успел  добыть  ему
почетное звание "возжигателя Юпитера"  (flamen  Dialis),  потерянное  им
спустя 3 года; в то время ему было только  13  лет.  Связь  с  главарями
демократии сохранена была Цезарем и после смерти Mapия. В 83 г., 17  лет
от роду, он женился на дочери всемогущего в свое время Цинны.  Это  было
как бы политической демонстрацией демократической партии, приниженной  и

Страницы: «« « 3297   3298   3299   3300   3301   3302   3303   3304   3305  3306   3307   3308   3309   3310   3311   3312   3313   3314   3315  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь