|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3297 3298 3299 3300 3301 3302 3303 3304 3305 3306 3307 3308 3309 3310 3311 3312 3313 3314 3315 » »» Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий
и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в
цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие,
стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли
индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшими
ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений
и религиозных диспутов Ц. развил основные положения своего учения. В
1522 г. он произнес проповедь против постов, установленных римскою
церковью ("О свободе выбора пищи"), и в послании к констанцскому
епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 г. в
Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67
тезисов учения Ц. о Св. Писании, как высшем авторитете в религиозных
вопросах, об И. Христе, как о единственном истинном посреднике между
Богом и людьми, о вере, как единственном средстве спасения, о церкви,
как союзе всех верующих, и т. д. Диспут этот, устроенный городским
советом Цюриха, окончился торжеством Ц. над его противником, Фабером,
викарием констанц. епископа: цюрихский городской совет принял учение Ц.
и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона, вместо
констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были
устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким;
причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы,
приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безобразие
духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Ц. женился на вдове Анне Мейер.
В 1525 г. он издал свое исповедание веры, под названием "De vera et
falsa religionе", в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за
исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Ц. смотрел на
евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной
жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые
не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. устранял все то,
что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о
церковной организации Ц., будучи, как швейцарец, носителем
республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а
Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему
управления церковью. Учение Ц. и реформация в Швейцарии развивались
одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528
г. Ц. писал: "я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа". По
вопросу о причащении между Ц. и Лютером происходила полемика, в которой
первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая
примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил
в 1529 г. в Марбурге свидание Лютера и Ц. Первый явился туда в
сопровождении Меланхтона, Ц. - со своим другом и последователем
Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел к соглашению по
вопросу о причащении, вследствие упорства Лютера. Учение Ц. из Цюриха
распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во
многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури,
Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные отношения
между католиками и последователями Ц. все более обострялись. Обе стороны
готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба была
отсрочена заключением в Kaппеле договора, по которому каждому кантону
предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению.
Однако, вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между
цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на
Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты на голову, сам Ц. убит. Дело
его продолжил и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 г.
первое гельветское исповедание. - В 1838 г. Ц. поставлен памятник в
Каппеле.
Литература. "Opera omnia lat. et germ. Z. cur. Schaler et Schulthess"
(Цюрих, 8 т., 1829-42; новое изд. соч. Ц. предпринято в 1901 г. в
Берлине Schwetschke, под ред. Egli и Finster); Myconius, "De D.
Huldrichi Zvinglii vita et obitu" ("Oecolampadii et Huld. Zvinglii
epistolarum libri quatuor", Базель, 1536); Bullinger,
"Reformationsgeschichte" (Цюрих, 1838-40); Morikofer, "Ulrich Z."
(1867-1869); Handesbagen, "Zur Charackteristik U. Zwingli's und seines
Reformationswerkes unter Vergl. mit Luther und Calvin" (Theol. Stud. und
Krit." 1862); Christoffel, "H. Zwingli. Leben u. ansgew. Schriften"
(1857); Stahelin, "Z. und s. Reformationaswerk".
П. П-ий.
Юлий Цезарь (G. Julius Caesar) - знаменитый римский госуд. деятель и
писатель. Родился, по словам древних историков, в 100 г. до Р. Хр.
Моммзен находит это несовместимым с карьерой Цезаря и предлагает, без
достаточных оснований (согласно leges annales), 102 г. до Р. Хр. Юлии
были патрицианским родом (существовали, впрочем, и плебейские ветви) и
играли немалую роль в истории Рима с древнейших времен. Древность семьи
Цезарей установить трудно (первый известный относится к концу III в. до
Р. Хр.); важной роли эта ветвь в политической жизни Рима не играла
(гораздо заслуженнее была ветвь Иулов). Совсем незначительны были
Цезари, от которых происходил по прямой линии будущий диктатор; отец его
остановился в своей карьере на претуре. С материнской стороны Цезарь
происходил из семьи Котт, не менее знатного рода Аврелиев. Отца он
потерял 16 лет; с матерью сохранил тесные дружеские отношения до ее
смерти в 54 г. Знатная, богатая и культурная семья ставила Цезаря в
благоприятные условия внутреннего развития; тщательное физическое
воспитание сослужило ему впоследствии немалую службу; основательное
образование, и научное, и литературное, и грамматическое, на
греко-римских основах, подготовило его и к логическому мышлению, и к
практической деятельности, и к литературной работе. Правильный, ясный и
чистый язык его речей и литературных произведений вышел из школы одного
из лучших грамматиков того времени, М. Антония Гнифона, автора трактата
"О латинском языке", бывшего долгое время домашним учителем в семье
Цезаря. От него Цезарь унаследовал интерес к научному занятию латинским
языком. В родстве Цезарь был с целым рядом знатных семей; ближе всего
стоял он в ранней юности к Г. Марию, женатому на сестре его отца; от
Мария, очевидно, шла та демократическая традиция, которая так твердо
проводилась Цезарем во все время его жизни. Mapий и успел добыть ему
почетное звание "возжигателя Юпитера" (flamen Dialis), потерянное им
спустя 3 года; в то время ему было только 13 лет. Связь с главарями
демократии сохранена была Цезарем и после смерти Mapия. В 83 г., 17 лет
от роду, он женился на дочери всемогущего в свое время Цинны. Это было
как бы политической демонстрацией демократической партии, приниженной и
Страницы: «« « 3297 3298 3299 3300 3301 3302 3303 3304 3305 3306 3307 3308 3309 3310 3311 3312 3313 3314 3315 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |