Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3288 3289 3290 3291 3292 3293 3294 3295 3296 3297 3298 3299 3300 3301 3302 3303 3304 3305 3306 » »» восьмигранном основании, а прочие на выходящих углах между концами креста и имеют форму колоколен. Купола, покрывающие большую и малые главы, вверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церквей. В малых куполах повешено 14 колоколов. Внутренность храма делится на три части: коридор, хоры и собственно храм. Коридор, шириною в 6 арш., предназначен, по образу древнерусских храмов, для крестных ходов и вместе с тем служит самым наглядным памятником событий отечественной войны. Здесь, как для украшения стен, так и для напоминания о событиях 1812 г., находятся на белых мраморных досках все манифесты, вышедшие в то время. Так, начиная с левой стороны западных дверей, находится вырезанное на мраморной доске Высоч. объявление от 13 июня 1812 г. о вторжении неприятеля в пределы Российской империи и затем два воззвания от 6 июля к народу Русскому и Москве об ополчении. Далее следует, в хронологическом порядке, описание 71 сражения, бывших в пределах России в 1812 г. Против алтаря помещены манифесты об изгнании неприятеля из пределов Русского государства 25 декабря 1812 г., два благодарственные манифеста: один - к Русскому народу, а другой - к Русскому дворянству, против горного места - манифест о построении храма Х. Спасителя в Москве в благодарность Богу и на память последующим векам; по сторонам - благодарственный манифест городу Москве и манифест об учреждении медали в память 1812 г. Затем далее, по южной и западной сторонам, в таком же порядке и по тому же образцу, помещены описания 87 сражений, происшедших за границей, и, наконец, с правой стороны западных дверей манифесты: о взятии Парижа, низложении Наполеона I и о водворении мира в Европе. Над каждою доской находится изображение того святого, память которого празднуется в тот день, когда происходило сражение. Верхнюю часть коридора составляют украшенные живописью хоры, с двумя устроенными в них приделами: правый - во имя святителя и чудотворца Николая и левый - во имя св. благоверного князя Александра Невского. Главный же храм посвящен Рождеству Х. Спасителя. Главный иконостас храма представляет собою восьмигранную часовню, сделанную из белого мрамора, с орнаментами и инкрустацией из различных пород мраморов, увенчанную бронзовым вызолоченным шатром, кверху суживающимся, и состоящую из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри этой часовни находится престол, так что она служит вместе и напрестольною сению. Свод этой часовни простирается над третьим, а бронзовый вызолоченный шатер над четвертым ярусом. При исполнении живописи в храме Х. Спасителя император Николай I выразил желание, чтобы она напоминала о всех милостях господних, ниспосланных, по молитвам праведников, на Русское царство в течение девяти веков; поэтому главная задача комиссии состояла как в выборе сюжетов священных изображений, соответствующих идее государя и цели сооружения храма, так равно в назначении для них мест, и притом так, чтобы каждый отдел храма имел свое особое значение. Все священные изображения, назначенные для середины храма, по содержанию своему, представляют евангельское сказание о земной жизни Иисуса Христа. Прочие священные картины изображают события особенно знаменательные в духовной и гражданской жизни нашего отечества. Кроме того, храм Х. Спасителя, как исторический музей, представляя собрание художественных произведений, назначен указывать будущим поколениям ту степень совершенства, до которой достигло современное искусство живописи. Все священные изображения принадлежат исключительно кисти русских живописцев и скульпторов, академиков и профессоров, и производят на молящегося благоприятное впечатление своею художественностью и историческою верностью. Так как живопись, по содержанию своему в общем, должна возбуждать мысль о божественном домостроении, т. е. о тех путях и средствах, которые Бог избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения первых людей до искупления рода человеческого Спасителем, то, сообразно этому, мы видим в самой верхней части храма, на своде главного купола, изображение Господа Саваофа, ветхого денми, сидящего, благословляющего обеими руками, имеющего на лоне Сына Божия в образе Младенца с хартией, на которой написано: гр. "LOGOS" (слово), и в персях Духа Святого в виде голубя. Исполнение живописи в куполе принял на себя профессор живописи А. Т. Марков в 1861 г. и кончил ее в 1866 г. Этот громадный труд, стоивший 110 тыс. руб., исполнен со всею тщательностью и согласно строгим требованиям науки и искусства. В поясе главного купола представлены лица ветхозаветной и новозаветной церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира: на восточной стороне изображен Спаситель, сидящий в белом хитоне с раскрытой книгой, в которой написано: "Аз есмь свет миру" (Иоан. VIII, 12). По обеим сторонам Его расположено тридцать священных изображений, вышиною каждое до 8 арш. В алтаре помещены священные картины, напоминающие как о самом рождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни. Ниже свода на площади восточной стены изображено "Рождество Христово", согласно божественной песни: "Дева днесь Пресущественного раждает". Оно исполнено В. П. Верещагиным. Ниже этой картины над Горним местом помещено изображение "Тайной Вечери". Исполнено также в больших размерах академиком Семирадским. По левую сторону от нее: "Моление о чаше", "Се человек" (уничижение Господа во время суда над Ним) и "Несение Креста", а направо: "Распятие", "Снятие со Креста" и "Положение во гроб". Все 6 картин исполнены проф. В. И. Верещагиным. Ниже свода, на северной стене над аркою - изображение Х. Спасителя, как великого Архиерея церкви, в архиерейском облачении, благословляющего обеими руками, окруженного ангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Х. По сторонам хорной арки помещены вселенские святители и учители, составители чина божественной литургии; на каждой стороне по два изображения, одно над другим: св. Иаков, брат Господен, и св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст и св. Григорий Двоеслов. Исполнил академик Ф. С. Журавлев. Храм Х. Спасителя вмещает в себе до 10000 чел. Общая стоимость его сооружения, со включением расходов на покупку строений, бывших на этом месте, а равно и на содержание комиссии по построению храма, простирается до 15200000 руб. Ср. М. Мостовский, "История храма Х. Спасителя в Москве" (М., 1884); Ф. Рычин, "Путеводитель по московской святыне" (М., 1890); В. Зелинский, "Храм Х. Спасителя в Москве" (изд. 2, М., 1894). Христианский социализм - учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа, не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство частной собственности. В этих широких пределах заключаются учения, весьма далеко расходящиеся между собою и имеющие весьма различные Страницы: «« « 3288 3289 3290 3291 3292 3293 3294 3295 3296 3297 3298 3299 3300 3301 3302 3303 3304 3305 3306 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |