Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3282   3283   3284   3285   3286   3287   3288   3289   3290  3291   3292   3293   3294   3295   3296   3297   3298   3299   3300  » »»

тело толстое, неуклюжее, с расщепленной верхней губой,  хвост  короткий,
покрыт редкими волосами; ноги короткие, причем на задних 5 пальцев, а на
передних 4, и вместо большого пальца  -  бородавка.  Верхние  резцы  без
бороздок. Коренные зубы с двумя  бугорками  в  каждом  поперечном  ряду.
Спинных позвонков 13 и поясничных 6. Наиболее обыкновенный вид Х.  -  С.
frumentarius, величиной до 30 см., при чем хвост занимает  около  5  см.
тело коренастое, шея толстая, голова заостренная, кожистые  уши  средней
величины, когти светлые и короткие, хвост на конце усечен. Мех  гладкий,
блестящий, с мягким подшерстком и редко  сидящими  волосами  ости.  Цвет
шерсти сверху желтобурый,  концы  волос  ости  черные,  а  снизу  шерсть
черная.  Попадаются  совершенно  черные,  а  равно  и  совершенно  белые
экземпляры. Распространен по всей средней Европе и в Сибири  до  Оби,  к
северу до 60ё, на юг до Кавказа.  Предпочитает  пахотные  поля  с  сухой
почвой; гор и низменностей избегает. Роет норы. Нора  состоит  из  жилой
камеры на глубине 1-2  метров,  отвесного  входа  и  наклонного  выхода.
Переходами камера сообщается с  помещениями  для  запасов.  Вертикальный
ход, подходя к самой камере, образует  крутой  загиб.  Нора  держится  в
большой чистоте. Жилая камера выстлана мягкой соломой (листьями злаков).
Запасная камера к осени наполняется зерновым хлебом. Молодые  Х.  строят
одну такую камеру, а старые от 3 до 5 камер и в каждую наносят  около  2
гарнцев зерна. Нора самки имеет 2-8 входных галерей,  но,  до  появления
потомства, самка пользуется  только  одной  из  них.  Кладовые  у  самок
встречаются редко и обыкновенно самка,  пока  у  нее  дети,  запасов  не
делает. На зиму Х. впадают в спячку и, придя в себя в марте или феврале,
сначала не открывают забитых выходов, а питаются запасами. По выходу  Х.
питаются  зерном,  кореньями,  а  также  насекомыми  и  птичками,   даже
зайчатами, и говоря вообще - всеядны. Любимая пища - зерна  бобовых.  По
выходе из зимней норы самцы устраивают летнюю нору и, в случае  изобилия
корма  в  данной  местности,  также  делают  запасы.  Потом   происходит
спаривание и самец некоторое время живет в норе самки, но  потом  оттуда
изгоняется. Носит самка 4-5 недель  и  родит  6-18  детенышей,  голых  и
слепых, но с зубами. Двухнедельные хомята  уже  начинают  рыть  и  скоро
изгоняются матерью из норы. Осень вся  занята  сбором  запасов.  Нагибая
растенья передними лапками,  Х.  набивают  зерном  свои  мешки  и  зараз
приносят до 50 грамм. Окончив приготовление запасов, Х.  затыкает  входы
землей, сильно наедается и засыпает. Врагами Х. являются  сарычи,  совы,
хорьки, ласки, горностаи. Местами вред, причиняемый Х., настолько велик,
что  против  них  ведется  правильно  организованная  борьба.  В  Сибири
распространен сунгарский Х. (Cricetus songaricus).
   В. М. Ш.
   Хор. - Совмещение поэзии, музыки  и  пляски  в  древнейшей,  особенно
богослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде  определенного
числа знающих каждое из трех названных искусств людей того или  другого,
а то и обоего пола. При несложности требований в  раннюю  эпоху,  такими
исполнителями были все или почти все граждане, не обиженные  природой  и
получившие  надлежащее  "мусическое"  воспитание.  "Отгороженное  место"
(таково первоначальное значение слова choros)  для  хороводов  считалось
необходимой принадлежностью благоустроенных греческих  городов,  которые
от него и получали почетные эпитеты в роде eurychoros, kallichoros и  т.
д.  В  особенности  два  греческих  божества  считались   любителями   и
покровителями хорического искусства -  Аполлон  и  Дионис;  первому  был
посвящен преимущественно "пэан", а второму - "дифирамб". Так как  Дельфы
сумели сделаться средоточием того и другого культа, то под их влиянием и
хорическая  лирика  достигла   своего   расцвета.   Дельфы   чрезвычайно
расчетливо сосредоточили у себя  и  в  покровительствуемых  ими  городах
(особенно в Спарте)  отдельные  формы  хорической  лирики,  зародившиеся
большею частью в ионических общинах, и придали им специальную, более или
менее дорическую окраску;  а  так  как,  благодаря  развитию  музыки,  и
хорическая  техника  осложнилась,   то   на   место   прежних   местных,
любительских Х. появились Х. виртуозов, разъезжавших с места на место и,
под  руководством  беззаветно  преданных   дельфийскому   богу   поэтов,
распространявших дельфийскую религию, этику и  политику.  Они  сделались
одним из главных орудий упрочения  дельфийской  умственной  гегемонии  в
"лирический" период греческой литературы, т.  е.  в  VII  и  VI  вв.  Из
отдельных  видов  хорической  лирики  особенно  важным  был  посвященный
Дионису дифирамб, особенностью которого  было  то,  что  в  пении  с  Х.
чередовался запевало; это чередование придавало ему почти диалогическую,
т. е. драматическую  форму.  И  действительно,  из  дифирамба  развилась
первоначальная трагедия - где, сказать трудно; при  странствующей  жизни
Х. того времени прогресс  в  технике  был  достоянием  не  какого-нибудь
города, а самого бога, т. е. Диониса. Хорическая  поэзия  потеряла  свой
общеэллинский характер, когда в Афинах было издано постановление,  чтобы
Х. на празднествах Диониса состояли исключительно из  граждан.  С  этого
времени - т. е. с  508  г.,  эпохи  реформ  Клисфена  -  Афины  делаются
средоточием драматической поэзии, дельфийское  влияние  идет  на  убыль,
драма развивается в национальном афинском духе.  Еще  при  Лисистрате  к
запевале был прибавлен актер;  стал  возможен  настоящий,  драматический
диалог. Сначала этот диалог был очень примитивен: действие, поскольку  о
нем  была  речь,  происходило  за  сценой,   действующее   лицо   только
рассказывало о виденном  и  слышанном;  вся  драма  скорее  походила  на
кантату. Представление об этой первоначальной стадии  развития  трагедий
дают  нам  ранние  трагедии  Эсхила,  "Персы"   и   "Просительницы":   в
большинстве сцен участвует, кроме  Х.  и  корифея,  только  один  актер,
разговор ведется между  ним  и  корифеем,  партии  Х.  по  объему  почти
уравновешивают, по значению и интересу-превосходят диалогические партии.
Самое заглавие дается трагедии по характеру  участвующего  в  ней  хора:
"Персы"-старые члены царского совета, управляющие государством во  время
похода на  Элладу  царя  Ксеркса;  "Просительницы"-молодые  дочери  царя
изгнанника Даная,  ищущие  убежища  в  Аргосе.  Трагедия  начинается  со
вступления Х., объясняющего, под звуки маршевой  музыки  (в  так  назыв.
"анапестах"), причину своего появления; затем маршевая музыка  переходит
в  лирическую,  предметом  хорической  песни  делаются  чувства   (персы
тревожатся об отсутствующем войске, данаиды боятся ожидающей их участи).
Равным образом и всякий  дальнейший  прогресс  действия  вызывает  у  Х.
соответственные чувства, находящие выражение в более или  менее  длинной
лирической песне. Изредка встречаются и лирические  диалоги,  в  которых
одной стороной является Х.; но вообще драма распадается на ряд длинных и
сплошных хорических песней (так назыв. stasima) и вставленные между ними
драматические части (так  назыв.  ереisodia).  Драматизм  слабо  развит;
восхитительные  по  своей  поэтической  красоте   и   глубокомысленности

Страницы: «« « 3282   3283   3284   3285   3286   3287   3288   3289   3290  3291   3292   3293   3294   3295   3296   3297   3298   3299   3300  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь