Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3287   3288   3289   3290   3291   3292   3293   3294   3295  3296   3297   3298   3299   3300   3301   3302   3303   3304   3305  » »»

соrоnор. folium Willd., Pyrerhrum carnium NN. B. P.), родом  с  Кавказа,
многолетняя трава до 70 см. высотою с перистыми  листьями  и  одиночными
крупными,  красными  головками  (многочисленные  садовые   разновидности
соединяются в  три  группы:  1)  simplex,  срединные  цветки  трубчатые,
желтые, 2)  tubulosum,  срединные  цветки  не  желтые  и  крупные  и  3)
ligulosuum, все цветки язычковые). 3) Ch. frutescens L. (иначе Pyrethrum
frutescens Wilid - полукустарник с  Канарских  овов,  высотою  150  см.,
листья  перисто-раcсеченные,  головки  многочисленные.  краевые   цветки
белые, срединные желтые. 4)  Ch.  I  indicum  (иначе  Pyrethrum  indicum
Cass.), из Китая и Японии, полукустарники до  150  см.  высотою,  листья
яйцевидноланцетные, рассеченные или перистолопастные, головка  в  кистях
или метелках, цветки различной величины, колера и формы (желтые,  белые,
красные  и  т.  д.,  трубчатые,   язычковые   и   т.   п.);   разводимых
разновидностей в настоящее время известно очень много (Х. принадлежит  к
излюбленным декоративным растениям); их можно соединить в три группы: 1)
simplex (срединные цветки короткие, трубчатые; сорта: Ada  Queen,  Clava
Queen, Buttercup, Jane, Ellen Terry, Souvenir de Londres  и  друг.);  2)
tubulosum  (почти  все  цветки   длинные,   трубчатые,   сорта:   Gloire
rayonnante, Edie Green, Soleil levant, Fleur de Marie, Gluck  и  друг.):
3) ligulosum (все цветки язычковые, сорта: Cedo Nulli, Julia  Lagrorere,
Mr. Murray, Beauty, Eloine, Jardin des Plantes и друг.).
   С. Р.
   Христа Спасителя собор - построен в Москве по обету  имп.  Александра
Благословенного. Побуждения,  вызвавшие  в  его  душе  зарождение  обета
создать этот храм во имя Самого Христа Спасителя, следующие:  во-первых,
он  хотел  воздать  этим  в   духе   христианства   благодарность   Богу
Промыслителю, спасшему Россию от нашествия французских полчищ в 1812 г.;
во-вторых - желание увековечить в  памяти  потомства  эту  достопамятную
тяжкую годину отечественной войны. Указ о построении этого  храма  издан
был в самый год изгнания врагов из пределов отечества, 25  декабря  1812
г. Из всех конкурсных проектов больше всего понравился императору проект
русского художника А. Л.  Витберга.  После  неудачной  попытки  Витберга
создать храм на Воробьевых горах,  император  Николай  I  велел  сделать
новый, более удобоисполнимый план храма в старинном русском стиле, т. е.
по  образцу  грековизантийских  храмов,  с  той   разницей,   чтобы   он
представлял большие размеры и  вместе  с  тем  отличался  правильностью,
легкостью и красотою своих частей, богатством отделки, как внутри, так и
снаружи,  и,  наконец,  по  идее   выполнения   служил   бы   памятником
отечественной войны. В таком именно духе и выработан  был  новый  проект
храма архитектором К. А. Тоном. Этот  проект  Высочайше  утвержден  10го
апреля  1832  г.  Место  для  построения  нового  храма,  избрано  самим
императором Николаем I на берегу реки Москвы, где находился Алексеевский
женский монастырь, переведенный в Красное село, близ Сокольничьей  рощи.
По учреждении комиссии для построения храма приступлено было к  земляным
работам  для  фундамента.   Сломав,   кроме   Алексеевского   монастыря,
Всехсвятскую церковь и многие другие здания и вынув до 10 тыс.  кб.  сж.
земли, начали в 1838 г.  кладку  фундамента.  К  концу  следующего  года
образовалось основание храма,  представлявшее  собою  сплошную  каменную
массу. Эта непроницаемая масса ничем не разделялась  и  нигде  не  имела
пустоты, потому что и внутренняя площадь между фундаментом заложена была
кирпичом и залита известкой. 10 сент. 1839 г.  была  совершена  закладка
храма, в присутствии императора Николая I. С 1839 по 1853 г.  (почти  15
лет) производилась кладка кирпичных стен, куполов и  наружная  облицовка
здания, на что употреблено кирпича около 45 миллионов штук, а до 1857 г.
были приготовлены и установлены металлические части крыши  и  куполов  и
окончены все наружные работы, так что в  1859  г.,  по  снятии  наружных
лесов, храм, чрез 20 лет  после  закладки,  явился  во  всем  величии  и
красоте. В 1857 г. были устроены внутри храма леса и началась штукатурка
и облицовка мрамором стен и пола.
   В 1860 г. началась работа  по  расписанию  и  украшению  внутренности
храма,  продолжавшаяся  20  лет  вследствие   сложности   художественной
отделки, а также и недостаточности средств, так как ежегодно отпускалось
не более 600 тыс.  руб.,  и  только  с  1863  г.,  по  соизволению  имп.
Александра II, был предоставлен  неограниченный  кредит  для  довершения
работ к 1880 г., которые и были окончены в том году. Построение храма Х.
Спасителя  совершалось  под  руководством  комиссии  для   того   Высоч.
утвержденной в 1837 г. Освящение и открытие храма Х. Спасителя совершено
26 мая 1883 г. в  присутствии  имп.  Александра  III.  Наружность  храма
поражает своим величием, общею гармонией и  превосходными  скульптурными
работами, чему вполне соответствует и внутренность,  отличающаяся  своим
богатством, благолепием и изяществом. Общий  характер  храма  напоминает
древние русские церкви. Основание его представляет равноконечный  крест,
в углах которого  находятся  четыре  выступа  (порталы);  к  каждому  из
порталов примыкает широкое крыльцо в 15 ступеней;  на  боковых  сторонах
находятся по два фонаря, освещаемых электричеством. Крыльца  сделаны  из
мелкозернистого, темно-красного и пестрого отполированного  финляндского
гранита. Этим же гранитом  облицован  фундамент  храма,  наружные  стены
обложены беловатого  цвета  протопоповским  мрамором.  Высота  храма  от
основания до оконечности креста на большом куполе 48 1/2 саж.  Вместе  с
крыльцами храм занимает пространство в 1500 кв. саж., а внутренность его
- 8761/2 кв. саж. Расстояние от северных до южных  входных  врать  331/2
саж. Все здание освещается 60 окнами;  из  них  16  устроены  в  главном
куполе, 36 над хорами и 8 в  коридоре.  Фасады  храма  со  всех  четырех
сторон совершенно одинаковы. Все двенадцать бронзовых литых  дверей  (по
три с каждой стороны) с изображением на них событий из священной истории
имеют вес: средние до 800 пд., а боковые до 500 пд.  каждая.  Внутренняя
сторона дверей сделана из резного  дуба.  С  наружной  стороны  храма  в
полуциркульных  арках  порталов,  в  углах  и  над  карнизом  пьедестала
помещены скульптурные  горельефные  изображения,  которые  находятся  от
земли на высоте 13 саж. Скульптурная работа начата была  в  1846  г.,  а
окончена в 1863 г.  и  исполнена  из  протопоповского  мрамора  русскими
художниками: бароном Клодтом (7 рельефов), Логановским  (33  рельефа)  и
Рамазановым   (8   рельефов).   Все   священноисторические   изображения
напоминают  события  отечественной  войны  1812  г.;   здесь,   как   бы
выступающие в защиту, изображены фигуры  русских  святых  заступников  и
молитвенников за Российское царство. Здесь же представлены отечественные
деятели, с честью и славою потрудившиеся к утверждению и распространению
православной веры, и, наконец, князья русские, которые твердо стояли  за
благо России. Все здание увенчано  пятью  главами,  из  которых  средняя
значительно  более  прочих.  Круглая  стена  средней  главы   лежит   на

Страницы: «« « 3287   3288   3289   3290   3291   3292   3293   3294   3295  3296   3297   3298   3299   3300   3301   3302   3303   3304   3305  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь