Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3291   3292   3293   3294   3295   3296   3297   3298   3299  3300   3301   3302   3303   3304   3305   3306   3307   3308   3309  » »»

   Исходный пункт каждого летосчисления называется эрой. Ни эра Олимпиад
(776 г. до Р. Хр.), ни эра города Рима (обыкновенно 753 г. до Р. Хр.) не
имели гражданского значения. И в Греции, и в  Риме  годы  обозначали  по
сановникам (последний консул - Flavius Basilius Junior в 541  г.  по  Р.
Хр.; далее считали post consulatum Basilii).  Кроме  того,  существовало
обозначение временя  по  годам  правления  императоров.  В  Египте  было
издревле в  обычае  считать  по  правителям;  отсюда  там  возникла  эра
Диоклетиана, т. е. 29  августа  284  г.  после  Р.  Хр.  Александрийские
пасхальные таблицы была основаны на эре Диоклетиана; христиане  дорожили
ею,  но  называли  эрой  мучеников.  Эры  от  сотворения   мира   крайне
разнообразны. Теперь (с IV в. по Р. Хр.) у евреев эра сотворения мира  -
3761 г. до Р. Хр.; итак, к нашим  годам  надо  прибавить  3760  лет.  Из
христианских эр от сотворения мира  важна  эра  александрийского  монаха
Панодора, писавшего при имп. Аркадии. Эту эру, с некоторыми  поправками,
распространил  другой   египетский   монах   Анниан.   Первый   год   от
александрийской эры Панодора-Анниана, 5493-5492 до Р.  Хр.,  был  первым
после високосного года, т. е. первым в  високосных  циклах  по  4  года,
первым для солнечного круга в 28 лет, первым для лунного круга в 19 лет,
но вторым для цикла индиктов в 15 лет. Поэтому, византийцы решились  эту
александрийскую эру изменить так, чтобы первый год  от  сотворения  мира
был первым после високосного года и первым во всех циклах. Если  бы  они
просто прибавили 1 (5492+1), то получили бы в 5493  г.  первый  год  для
индиктов, но зато и високосный (т.  е.  четвертый  в  цикле  високосов).
Поэтому кроме единицы они прибавили еще 15, т. е. отодвинули  эру  назад
на целый индиктионный период. Итак,  15+1  =  16  лет  -  разница  между
сотворением мира у александрийцев (5493 г.  до  Р.  Хр.)  и  византийцев
(5509 до Р. Хр.); зато первый год после сотворения  мира  у  византийцев
(т. е. сентябрь 5509-5508 г. до Р. Хр.) есть первый  во  всех  циклах  и
первый после високосного. Чтобы получить для византийского летосчисления
индикт, солнечный круг и т. д., надо к нашему году прибавить 5508 г.,  а
затем делить на 15, 28 и т.  п.;  остаток  дает  искомый  признак  года.
Следует, впрочем, заметить, что только новый  год  и  индикт  византийцы
начинали с 1 сентября; солнечный круг они начинали с 1 октября  5509  г.
до Р. Хр., лунный круг - с 1 января 5508 г. Итак, если искомый  день,  о
котором идет речь, падает между 1 сентября и  1  октября,  то  найденный
солнечный цикл надо уменьшить на единицу; точно так же надо уменьшить  и
золотое число на единицу, если день этот дожить между  1  сентября  и  1
января. Чтобы для нашего года по Р. Хр. найти  византийские  характерные
признаки года (индикт и циклы), лучше  всего  перевести  их  на  эру  от
сотворения мира, прибавляя для чисел до 1 сентября  -  5508,  для  чисел
после 1 сентября - 5509. В общем, византийский лунный цикл начинается на
три года позднее  сравнительно  с  cyclus  decemnovennalis,  который  на
Западе называется циклом луны. Византийский солнечный круг  разнится  на
11 лет и 3 месяца от западноевропейского. Наконец, эру от  Р.  Хр.  ввел
Дионисий  Малый  (Dionysius  Exiguus);  он  приравнял  248-й   год   эры
Диоклетиана 532-му году после Р. Хр. По мнению некоторых хронологов,  он
сделал крупную ошибку  при  определении  года  рождения  Иисуса  Христа;
впрочем, вполне точно вряд ли  и  может  быть  установлен  этот  год.  В
официальных актах эра от Р. Хр. встречается уже в капитулярии  Карломана
от 21 апр. 742 г. В папских актах она в ходу с Иоанна  XIII  (X  в.).  С
папы Евгения IV (1431 г.)  годы  от  Р.  Хр.  обязательно  отмечаются  в
папских актах. Так же разнообразно установлялось и начало года: а)  1-го
января -  это  начало  года  по  юлианскому  календарю,  совпадавшее  со
вступлением консулов в должность; оно стало господствующим в Зап. Европе
лишь с XVI в. (в Англии с 1752 г., в Венеции с 1797 г.). б) 1 марта. Это
начало у христиан, вероятно,  находилось  в  связи  с  желанием  считать
первым месяцем тот, на который приходилось  первое  весеннее  полнолуние
долее всего это начало удерживалось в Венеции. в) 25  марта.  Кто  желал
начинать с воплощения,  тот  избирал  или  25  декабря,  или  25  марта.
Последний день, как начало года, был принят в средние века с  некоторыми
особенностями в Пизе и Флоренции, а в Англии господствовал  до  1751  г.
включительно. г) 25 декабря. Это начало  года  -  было  преобладающим  в
Германии в средние века, а во Франции при Каролингах,  в  Англии  -  при
англосаксах. Папская канцелярия при переходе от Х в. к XI в.  считала  с
Рождества (позднее примешиваются 25 марта и Пасха, пока Григорий XIII не
установил 1 января). д) Пасха. Началом  года  в  этом  случае  считалась
обыкновенно Страстная Пятница. Считать с Пасхи было в ходу  во  Франции.
Французские короли с XIII  в.  считали  со  Страстной  Субботы.  В  виду
подвижности Пасхи, это начало было очень неудобно (разница от  22  марта
до 25 апреля - до 35 дней). с) 1 сентября. Вытекло из начала финансового
года, в связи с  индиктами.  Стало  обычным  в  Византии.  Для  перевода
хронологических  обозначений  времени  (дат)  одной  системы  на  другую
существуют формулы. Например, формула задачи: определить, на какой  день
неделе падало в x году число y по юлианскому календарю? Четыре юлианских
года дают 1461 день. Итак, надо число х уменьшить на 1 и тогда разделить
на  4;  частное  помножить  на  1461,  остаток  на  365;   сложить   оба
произведения; приложить к нему число дней, протекшее в x году до числа y
включительно; полученную сумму разделить на 7; если остаток равен 0,  то
искомый день пятница; остатку 1 соответствует суббота, 2  воскресенье  и
т. д. Так, напр., имп. Фридрих II умер 13 декабря 1250 г. Какой это день
недели? 1250-1 = 1249:4 = частное 312 и  остаток  1.  Далее  312?1461  =
455832, 1?З65 = 365; число дней в 1250 г. до 13 декабря  =  347.  Сложив
три эти числа, получаем 456544:7 = в остатке 4, т. е.  день  -  вторник.
Впрочем,  обыкновенно  ответы   на   частные   хронологические   вопросы
отыскиваются  в  хронологических  таблицах,  где   указаны   и   способы
пользования ими, например у Гротефенда.

   Наиболее  краткие  и  надежные  пособия   по   Х.:   W.   Wislicenus,
"Astronomische Chronologie" (Лпц.,  1895);  F.  Ruhl,  "Chronologie  des
Mittelalters and der Neuzeit" (Б., 1897); Grotefend,  "Zeitrechnung  des
deutschen  Miltelalters  und  der  Neuzeit"  (т.  I-II,  1-2,  Ганновер,
1891-98);  Mas-Latrie,  "Tresor  de  Chronologie,   d'histoire   et   de
Geographie pour l'etude et l'emploi des documents  du  moyen  age"  (П.,
1889); (Giry,  "Manuel  de  Diplomatique"  (П.,  1894).  Более  обширные
руководства и таблицы с подбором датированных  фактов:  Ch.  L.  Ideler,
"Handbuch der matematischen und  tecimischen  Chronologie"  (1825-1826);
его же, сокращенное  руководство:  "Lehrbuch  der  Chronologie"  (1831);
Bond, "Handbook of  Rules  and  Tables  for  verifying  dates  myth  the
Christian Era"  (Л.,  1875,  новое  изд.  1889);  Dreyfus,  "Chronologie
universelle";  Stokvis,  "Manuel  d'histoire,   de   genealogy   et   de

Страницы: «« « 3291   3292   3293   3294   3295   3296   3297   3298   3299  3300   3301   3302   3303   3304   3305   3306   3307   3308   3309  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь