Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 702   703   704   705   706   707   708   709   710  711   712   713   714   715   716   717   718   719   720  » »»

виду  не  утомлять  слушателя,  не  держать  его  долго  в   напряженном
состоянии. Вот  почему  произведения  Г.  пользовались  гораздо  большей
популярностью, чем произведения его современника, Баха.  Хотя  Г.  очень
много писал для сцены, но его дарование отличалось более  лиризмом,  чем
драматизмом.  Бах,  писавший  для  эстрады,  выказал   гораздо   больший
драматически  глубокий  талант,  в  особенности  в  оратории  "Страдания
Христа". Н. Соловьев.
   Генеалогия   (греч.)   -   систематическое   собрание   сведений    о
происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многим
народам древнего мира, Г. лишь с конца Средних  веков  принимает  точные
формы. Сильный толчок в этом направлении дали  ей  рыцарские  ордена.  У
древних Г. состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов, от предка  до
того лица, для которого выводилось родословие;  крайне  редко  к  именам
отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения.  Когда
же образовались рыцарские ордена, и от поступающего в них  потребовались
доказательства дворянского происхождения,  то  генеал.  сведения  начали
принимать условную форму, получившую  название  генеалогического  дерева
(древа). Г. древо составлялось таким образом: рисовали дерево, на стволе
которого у корня помещали герб лица вступавшего в орден;  ствол  делился
на две главные ветви, на которых помещали: на правой  герб  отца,  а  на
левой герб матери. Каждая  из  главных  ветвей  снова  делилась  на  две
меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки  с  отцовской  и
материнской  стороны  и  т.  д.  Обыкновенно  для  вступления  в   орден
требовалось восемь гербов (8 quartiers) с каждой стороны (считая и  герб
вступавшего),  реже  -  16.  Подобные   же   доказательства   дворянства
требовались впоследствии для принятия молодых девушек  на  воспитание  в
монастыри и т. п. В XVII в. требовались, как  документы,  подтверждающие
Г. древо, брачный договор и духовное завещание предков  каждого  колена.
Мало-помалу к изображениям гербов стали прибавлять сведения о  рождении,
смерти, браке и т. п., а затем начали  уменьшать  изображение  герба.  и
даже совсем не помещать его, заменяя разными сведениями.  Таким  образом
Г. древо обратилось в  ряд  имен  и  получило  название  генеалогической
таблицы. Вскоре порядок  составления  таблицы  изменился:  вместо  того,
чтобы начинать его снизу, т. е. с лица, для которого  она  составлялась,
стали писать вверху  таблицы  родоначальника  или  старшего  предка,  от
которого  и  вели  роспись.  Так  как  женскую  линию  проследить   было
чрезвычайно трудно, то при составлении таблиц стали  помещать  лишь  лиц
принадлежащих к данному роду или фамилии. Дети в таблице  соединяются  с
родителями прямою чертою, а между собою - скобкою. Справа  всех  мужских
имен помещается  кружок,  а  женских  -  квадрат  (в  западноевропейских
генеалогиях иногда  встречаются  и  другие  условные  знаки).  Табличный
способ, удобный по своей наглядности,  занимает  очень  много  места,  и
кроме того сведения о каждом лице могут быть лишь чрезвычайно  краткими.
Поэтому теперь обыкновенно  означают  каждое  лицо  номером,  начиная  с
родоначальника. Значение Г.  заключается  в  тех  услугах,  который  она
иногда оказывает истории. Многие генеалоги  были,  однако,  вовлечены  в
грубые, а часто и в умышленные ошибки,  желанием  разных  лиц  считаться
потомками знаменитых и славных предков.  Родословия,  особенно  в  конце
XVII-го, XVIII-м и в начале ХIХ-го ст., часто  составлялись  без  всяких
документальных данных, на основания спорных или ложных преданий. Лишь  в
последнее время Г. начинает малопомалу  отбрасывать  все  недостоверное,
хотя бы и правдоподобное. Во Франции, где Г. впервые появилась в Средние
века, она дала целый ряд  деятелей:  Гозье,  СенМарт,  Дю-Шене,  Шиффле,
Лабурер. Мальи, Женульяк; в последнее время Г. получила большое развитие
и в Германии (Эртель, Гопфель, Фойгтель, Гебгард и др.). У нас  лишь  за
последнее время генеалогия получила некоторое развитие,  и  в  настоящее
время  имеется  целый   ряд   работ   русских   генеалогов:   Барсукова,
Бранденбурга, Руммеля,  Селифонтова,  Петрова,  Милорадовича  и  др.  П.
ф.-Винклер.
   Генерал-бас (Pundamentum, Bassas continuns - лат., Fondamento,  Basso
continao - итал.,  Basse  fondamentale,  Basse  chiffree  -  французск.,
Bezifferter Bass - нем.)
   - цифрованный бас, обозначает нижний голос музыкальной пьесы, над или
под нотами которого ставятся цифры, обозначающие интервалы,  на  которые
отстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса.  По
мере того, как меняются  интервалы  между  верхним  и  нижним  голосами,
меняются и цифры.  Цифры  под  басом,  заменяющие  ноты,  долженствующие
находиться над ним, требуют  меньше  времени  для  письма  и,  по  своей
условности, занимают гораздо  меньшее  место.  Этот  сокращенный  способ
письма в особенности пригоден  для  быстрого  набрасывания  сочинения  в
эскизе. Нота с нулем обозначаете ноту  без  аккорда,  нота  без  всякого
знака -  необращенное  трезвучие,  цифра  6  в  генерал-басе  обозначает
секст-аккорд (первое  обращение  трезвучия),  4/6  -  кварт-секст-аккорд
(второе обращение трезвучия), 7 - необращенный септ-аккорд, 5/6 - первое
его обращение, 3/4 - второе обращение, 2
   - третье обращение, 9 - необращенный нон-аккорд,  6/7  -  его  первое
обращение, 4/5
   - второе обращение, 2/3 - третье  обращение.  Цифра  с  хроматическим
знаком перед ней обозначает случайный знак, поставленный у верхней  ноты
интервала.  Хроматический  знак  без   цифры   обозначает   хроматически
измененную терцию. Изобретение Г.-баса относится к  началу  XVII  ст.  г
приписывается Людовику Виадана. Игра по данному басу, по мнению историка
Кизеветтера, была известна даже в конце  XVI  ст.  В  прошлых  столетиях
Г.-бас  считался  наукою  и  был  синонимом  науки  о  гармонии.  Многие
сочинения не выписывались полностью, а заключали мелодию  и  цифрованный
бас, по которому играющий должен был  подыскивать  гармонизацию.  Так  в
особенности писался речитатив. В XVIII ст. и начале XIX  ст.  в  Г.-басе
обозначались все детали сочинения, при чем, разумеется, он потерял  свою
практическую цель, требуя много места и времени для  письма.  На  Г.-бас
следует смотреть как на стенографию. Называть Г.-бас наукой  о  гармонии
настолько   же   странно,   насколько   странно   называть   стенографию
грамматикой. О Г. басе писали Филипп-Эмануил Бах, Тюрк,  Готфрид  Вебер,
Ложье и мн. др. Н. Соловьев.
   Генерал-губернатор. - В действующих русских  законах  так  называется
должностное лицо,  которому  вверяется  главное  заведование  одною  или
несколькими губерниями. Общий ход истории Г.-губернаторской должности  в
России.   В   настоящее    время    в    Империи    имеются    следующие
генерал-губернаторства:  Московское,  Киевское,  Виленское,  Варшавское,
Иркутское, Приамурское, Туркестанское и  Степное.  В  Великом  Княжестве
Финляндском есть особый Г.-губернатор, действующий по законам Финляндии.

Страницы: «« « 702   703   704   705   706   707   708   709   710  711   712   713   714   715   716   717   718   719   720  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь